UA / RU
Поддержать ZN.ua

ПАРЛАМЕНТ РАСПУЩЕН

«Красные» против «Синих»: - такой выбор предстоит сделать британцам 1 мая. Апрель страна живет без парламента...

Автор: Алексей Скофенко

«Красные» против «Синих»: - такой выбор предстоит сделать британцам 1 мая. Апрель страна живет без парламента. «Красные» (лейбористы) повесили почему-то голубые плакаты с желтой надписью «Британия заслуживает лучшего». «Синие» же черным по красному ответили примерно так: «Не дайте лейбористам все испортить». Использование «красными» голубого, самого близкого к синему цвета, видимо, не случайно. Лейбористы изо всех сил стараются привлечь на свою сторону тех, кто держит уже почти 20 лет у власти консерваторов.

Остроконечники против тупоконечников?

На первый взгляд может показаться, что диапазон разногласий между основными соперниками близок по масштабу к воспетому Свифтом. Нет настоящего размаха в духе любимого «Грабь награбленное!». Лидер лейбористов Тони Блэр старается внушить, что он наилучший наследник дела, начатого тогда еще не баронессой Маргарет Тэтчер, которая рука об руку со своим преемником Джоном Мэйджором зовет на поддержку консерваторов. Судите сами. Главным пунктом программы лейбористов выступает обещание уменьшить размер классов в школах до не более 30 учеников. Консерваторы же подняли на флаг обещание укрепить семейные устои путем разрешения удвоения налоговых льгот работающего супруга за счет неработающего. Скука неимоверная. Лейбористы, в теории - социалисты, изо всех сил стараются понравиться «среднему классу» и большому бизнесу, а консерваторы убеждают последних, что и так все отлично, не стоит рисковать. Хорошо, что оставили в покое королевскую яхту, а то полгода назад главным полем боя было - строить или нет за государственные деньги новую. Или насколько шикарно праздновать 2000 год. Или у кого из лидеров шевелюра понадежней. Даже сейчас в разгар последнего этапа предвыборной борьбы две недели все внимание было приковано к несчастному депутату от консерваторов, якобы не устоявшему перед чарами своей секретарши.

Социалисты против несоциалистов

Лейбористы, можно сказать - трудовики, берут начало в социалистической идее, которую можно упрощенно сформулировать как «неудачник не виноват». Консерваторы же явно предпочитают «пусть победит сильнейший». Тут вот лейбористы и перестраиваются, «сильнейший, мол, все равно победит, надо больше думать о проигравших». Старая дилемма: эффективность против справедливости. У тори сильные козыри - самая низкая в Западной Европе безработица, уверенный рост экономики, рост реальных доходов населения, низкая инфляция. Буквально нечем крыть - тэтчеризм торжествует. Тут и достается из широких штанин главный социалистический козырь - «богатые еще больше удалились от бедных». Тут и церковь подыграла - подготовила анализ, показывающий, что имущественный разрыв увеличился. У нее, правда, свои рекомендации - хороший христианин должен поделиться с ближним. Боже упаси только кого-либо принуждать. Кстати, и лейбористы никого не собираются лишать куска пирога. Но надо же где-то взять денег на образование и здравоохранение. Консерваторы быстро установили, что у их оппонентов не сходится баланс. Пришлось признаваться, откуда возьмутся деньги - налог на незаработанные прибыли от приватизации сферы услуг - «Бритиш Телеком», «Бритиш Газ», электосети и т. д. Тэтчеризм ведь состоит в том, чтобы все максимально приватизировать, государственный сектор вместе с госаппаратом свести к минимуму. За свое почти двадцатилетнее правление (с 1979 года, когда Леди привела свою партию к победе) тори успели почти все передать в хозяйские руки. Первыми из этих рук, однако, были руки спекулянтов, которые, сняв сливки с подскочивших акций, вскоре их перепродали. Лейбористская партия теперь надеется обложить налогом такие доходы от приватизации. Но, как часто бывает в экономике, все выходит наоборот. Страдать придется рядовым трудящимся - будущим пенсионерам, так как акции приватизированных компаний после стремительного взлета большей частью осели в пенсионных фондах, тяготеющих к спокойным и надежным вложениям. Другие же способы реализации социалистических идей выдвинуты не были. А надо ли их реализовывать?

Выбор по расчету

Несмотря на все издевательства, которым была подвергнута как вся предвыборная кампания, так и партии со своими лидерами, надо признать, что, видимо, так и должен выглядеть выбор правителей народом. Без крайностей, невероятных обещаний, которые обычно не выполняются все равно. Люди спокойно могут посчитать, при ком и насколько им было лучше. Кто-то вспомнит, что лейбористы способствовали бесплатному медобслуживанию, кто-то, что при них инфляция поедала сбережения и капитал. Все прошлые достижения подсчитаны до пенсов и опубликованы. Например, известно, что теперешнее правительство стоит (в виде налогов) среднему одинокому пенсионеру на 80 пенсов в неделю, а семье с двумя работающими родителями и двумя детьми - на 13 фунтов 70 больше, чем 5 лет назад. Но жить стало лучше, так как несмотря на рост налогов на 12,70 в неделю, реальные доходы выросли на 14-70. В целом же налоги составляют 35,75% национального дохода или 35,3% доходов средней семьи. Любопытно узнать, что в первый срок правления Тэтчер прибавка к зарплате в среднем составила 6 фунтов в неделю «чистыми» (да, кстати это, примерно, 10 долларов), во второй - 34 фунта, третий срок - 39. О лейбористах известно меньше, так как последний раз они были при власти в 1974-1979 годах. За это время прибавка составила... 1 фунт 15 пенсов в неделю. Вам уже ясно, за кого надо голосовать...

За «Красных» - говорят опросы

Судя по опросам, несмотря на расцвет экономики и явных достижений правящей партии, более 50% избирателей грозится голосовать за лейбористов. Консерваторы существенно отстают с чуть более 30%. Остальные голоса планируется отдать Либерально-Демократической партии - (около 13%) и мелким, среди которых самая занятная имеет непереводимое название, где упоминается некий монстр, и штаб-квартиру в пивной. Есть, правда, неучтенная третья часть населения, которая пока не определилась. Вообще англичане не любят, когда им лезут в душу и часто при опросах говорят противоположное. Так было и на прошлых выборах, когда все опросы предвещали поражение тори, а они выиграли. Тем не менее почти все признают большие шансы на победу у лейбористов. Что же движет их сторонниками? Во-первых, рабочие все еще считают их своими. Связи с профсоюзами, правда, существенно ослабли. Живущие на пособия тоже вывесили красные флаги. Однако решающее слово за «средним классом». Здесь единственный серьезный мотив - не допустить застоя. Выбрать консерваторов в пятый раз подряд - это уже беспредел с точки зрения многих, но английская поговорка гласит: «не чини, если работает».

Незаметные различия

Хотя различия в декларируемых намерениях партий почти незаметны, можно попытаться их гипертрофировать для расширения диапазона возможных последствий. Любому, наблюдавшему развал СССР, понятно, к чему может привести обещаемое лейбористами учреждение парламента Шотландии. Все разговоры о том, чти его права будут ограничены британским парламентом, выглядят неубедительно. Кто знает, может, мы увидим и отделение Шотландии от Англии. В конце концов эти два народа имеют разные корни, их история полна войн и окончательное присоединение Шотландии произошло лишь в восемнадцатом веке. Военные и экономические функции большого государства уже во многом вытеснены надгосударственными структурами, такими как НАТО и Европейский союз. В отношении последнего у соперничающих партий тоже почти одинаковые взгляды. С точностью до «почти». Центральным вопросом является общая европейская денежная единица. Обе партии провозгласили политику «жди и смотри», которую иногда более солидно называют «веди переговоры и решай» или «не лишай себя возможностей». У тори, однако, наряду с экономическим расчетом на щит поднят суверенитет. Единые деньги ведь будут предполагать единые базовые процентные ставки. Функции единого центрального банка станет играть общеевропейский банк во Франкфурте. Лейбористы в своей позиции снимают патриотический накал, оставляя лишь чисто экономический вопрос. Мол, специалисты посмотрят, все подсчитают, и мы сделаем, как Британии лучше. Тем не менее легко можно представить, как при одном правительстве остров крепко пришвартуется к континенту, где сможет играть более существенную роль, возможно, даже уравновешивая отчасти Германию, а при другом - станет на рейде, пытаясь превратиться, по выражению Тэтчер в авианосец американского и японского бизнеса в Европе. Других последствий во внешней политике, ведущих к драматическим изменениям, ждать не приходится. Украине, скорее всего, безразлично, кто победит в Британии. Хотя, помните - Тэтчер, Горбачев...