Не отдает ли Иоланта Квасьневска предпочтение чересчур ярким цветам? Не слишком ли смело ее декольте? А юбки, которые она носит? Ни одна деталь не ускользает от строгих, а подчас и придирчивых оценок. Вопрос о том, как одевается жена президента Александра Квасьневского и насколько ее наряды соответствуют ее общественному положению, вызывает в Польше горячие споры. Последний раз поводом для них послужил визит в страну супруги американского президента Хиллари Клинтон.
Во время встречи дам вся Польша прильнула к телевизорам. Многие отметили: первая леди Польши носит более короткие юбки, чем американская гостья. И то, что даже во время посещения Освенцима Иоланта Квасьневска была в своей мини-юбке, многим полякам показалось «чем угодно, но только не удачным решением».
Однажды Иоланта Квасьневска привлекла к себе внимание золотистым платьем с оголенными плечами и глубоким декольте. «Она одевается слишком броско, ярко и безвкусно» - таково суждение Баси Чарторыйской из журнала мод «Элле». Вкус Иоланты она назвала «провинциальным», «типичным для польских нуворишей». Весь внешний вид молодой президентской пары, полагает она, представляет собой не что иное, как «подражание американскому стилю».
Многие поляки никак не могут смириться с имиджем уверенной в себе женщины. Иоланта Квасьневска с самого начала стала держаться стиля, который связывается с именами Жаклин Кеннеди или Хиллари Клинтон, которая является для нее просто «прекрасной женщиной».
Пани Квасьневска родилась в Гданьске, там изучала право, получила степень магистра. Ее муж, который (тоже, кстати, в Гданьске) изучал экономику, но в отличие от утверждений, содержавшихся в официальной биографии, завершил учебу без степени. Главе государства, похоже, не в чем упрекнуть свою жену. Она не только выбирает для него костюмы и галстуки, но и принимает дома все хозяйственные решения. Она купила автомашину «Мацуда 323», ею супруги пользовались вплоть до его победы на выборах; она же подыскала два земельных участка, которые ныне являются их собственностью.
Но в ходе избирательной борьбы Иоланта Квасьневска доставила своему мужу немало хлопот. Газетчики докопались, что она владеет пакетом акций страхового общества «Полиса», о чем кандидат в президенты не упомянул в своей имущественной декларации. Сначала Александр Квасьневский сказал, что не может этого припомнить. Позже добавил, что не знал, что надо указывать долю имущества, принадлежащую супруге. История с недекларированными акциями чуть не приобрела взрывчатую силу еще и из-за того, что жена тогдашнего премьер-министра Юзефа Олексы и другие видные социал-демократы тоже имели большие доли участия в «Полисе». Эта фирма, по мнению оппозиции, принадлежит к «красной паутине», которую бывшие польские коммунисты соткали в значительной части польского хозяйства, чтобы обеспечить себе власть и влияние.
На все упреки Иоланта Квасьневска уверенно ответила, что купила акции «на свой страх и риск и на собственные деньги». Разве женам политиков запрещена экономическая деятельность? В бизнесе она всегда чувствовала себя уверенно. Она начала карьеру в польско-шведском совместном предприятии. В 1991 году основала собственную маклерскую фирму под названием «Ройял Виланов», располагавшуюся, как она вспоминает, «в маленькой снятой в аренду комнате, обставленной взятой взаймы мебелью». Фирма оказалась выгодным делом, и она скоро стала зарабатывать больше, чем ее муж. Теперь она рассказывает об этом с удовольствием. Но от политики госпожа Квасьневска всегда держалась несколько в стороне.
Привлекательную и преуспевающую женщину многие поляки уже называют «пани президент», особенно в тех случаях, когда обращаются к ней со своими заботами и пожеланиями. По встречам с людьми и по множеству писем, которые она теперь получает, первая леди знает, «как неслыханно велика в Польше бедность». Поэтому после ухода из бизнеса она хотела бы заниматься благотворительностью. Намечает создать общество в поддержку детей-инвалидов. Не менее важным ей представляется содействие женщинам, выходящим на политическую арену. Мужчины, говорит первая польская леди, опасаясь за свои позиции, все время оттесняют их. «Газета выборча» заметила по этому поводу, что жене президента следует выступать как «сознающей свою ответственность жене государственного деятеля, а не проявлять себя высокомерной «дамой из высшего общества».
Журнал «Шпигель» (Гамбург)