Ответ Виктора Андреевича на проголосованный Верховной Радой 6 декабря госбюджетный закон на 2007 год оказался скорым: сообщение о вето появилось уже 12-го числа. Но мы бы покривили душой, заявив о непримиримости или особой жесткости позиции главы государства. Презрев множество структурных и прочих несуразностей финансовой сметы страны, президент счел неприемлемыми лишь считанные позиции.
Во-первых, низкие темпы роста прожиточного минимума, особенно для нетрудоспособных, что может привести к реальному снижению доходов и недополучению каждым пенсионером уже с января порядка 26,6 грн. в месяц.
Во-вторых, положение ст. 97 бюджета, согласно которому в 2007-м не ограничивается размер пенсий одной-единственной категории лиц — народных депутатов Украины.
В-третьих, недостаточное финансирование Вооруженных Сил, в частности, не предусмотренные бюджетом 1,05 млрд. грн. на ликвидацию диспропорций в оплате труда между военнослужащими Минобороны и представителями других силовых структур.
В-четвертых, сохраняющаяся практика предоставления местным бюджетам беспроцентных среднесрочных займов. Да, она была оправдана несколько лет назад, на этапе введения в действие нового закона о налоге на доходы физлиц, но ничем не оправдана теперь, когда ставка налога, в соответствии с законом, с 1 января повышается с 13 до 15%.
В-пятых, по мнению президента, в закон необходимо внести уточнение, запрещающее в 2007 году импортерам нефти пользоваться налоговым векселем. Кстати, и казна будет пополняться лучше.
Где во всем этом увидел политику первый вице-премьер Николай Азаров, утверждающий, что вето президента — шаг не социально-экономический, а политический, автору этих строк непонятно. Хотя, с другой стороны, размер социальных гарантий, занявший в президентских претензиях первое место, — действительно настолько высокий идеал, что перед ним должен был померкнуть и без того не бесспорный (если не сказать — шкурный) интерес к реконструкции уже с января будущего года за госбюджетный счет отдельных аэропортов и теплоцентралей, а также к неэффективному вбухиванию денег в строительство или налаживание инфраструктуры негосударственного пенсионного обеспечения. Увы, не померк. Так в чем неправ президент, потребовавший перераспределения бюджетных ресурсов в пользу социалки после того, как страна перешагнула психологически важный инфляционный рубеж в 10%?
В конце концов, мы — не в блокадном Ленинграде, окруженном плотным кольцом врагов. Страна живет, развивается, демонстрируя неплохие темпы экономического роста. Но большинство граждан этого не ощущают — в отличие от роста коммунальных цен. По предварительным расчетам президентского секретариата, прожиточный минимум для нетрудоспособных уже на
1 октября 2006 года составлял 381 грн., на 1 ноября — почти 391. А к 1 января достигнет 406,6 грн. Но бюджет базируется на совсем других, более низких цифрах, что при двузначной инфляции этого и будущего годов однозначно приведет к реальному падению жизненного уровня украинцев.
А прожиточный минимум в 406,6 грн. для нетрудоспособных в бюджетном законе не фигурирует вовсе. По-видимому, это перспектива лишь 2008 года, до которого еще надо дожить.
Президент пытается поддержать социалку, правительство — инновации и инвестиции, обзывая путь повышения социальных гарантий политикой «проедания и разрушения». Хотя еще вопрос, что в условиях Украины эффективнее — выплачивать более высокие зарплаты и пенсии и тем самым развивать внутренний рынок, а также (хотя бы за счет НДС) пополнять казну или же вкладывать миллиарды в реконструкцию и модернизацию предприятий, всеми правдами и неправдами избегающих уплаты налога на прибыль…
В бюджетном комитете ВР, контролируемом коалицией, свято верят, что позиция Кабмина единственно правильна. Позицию большинства в этом комитете не смущает непрозрачность в распределении инвестиционных ресурсов или же реальное падение социальных выплат, о которых во весь голос говорят президент и оппозиция.
Плодом работы депутатов-«бюджетчиков» стал проект постановления №2749 (авторы — Р.Богатырева, В.Макеенко, А.Пеклушенко и др.). В нем до сведения президента в очень вежливой форме доводится, что стоимость его предложений (прожиточный минимум плюс дополнительные расходы на содержание Вооруженных Сил) оценивается в 10 млрд. грн. И хотя Верховная Рада в целом разделяет «стремление президента к увеличению бюджетных ассигнований, направленных на повышение социальных стандартов», сделать данный шаг в 2007 году не представляется возможным, так как это приведет к разбалансировке бюджета, а следовательно, противоречит требованиям Конституции. Президенту еще раз настоятельно предлагается либо подписать бюджет, либо указать источники финансирования дополнительных расходов.
А еще в комитетском документе предлагается «рекомендовать президенту, премьеру, председателю Верховной Рады, лидерам всех партий, фракций подписать соглашение о создании условий в экономике страны для наращивания сверхплановых бюджетных поступлений, которые можно направлять в фонд финансовых ресурсов для повышения социальных стандартов жизни населения» — эдакий, знаете ли, спецфонд по социалке...
Замечательный по наивности призыв «жить дружно»! Особенно на фоне представления в Конституционный суд о запрете президенту ветировать бюджет, а также цепи событий прошедшей недели: а) назначения министром по чрезвычайным ситуациям Нестора Шуфрича, б) увольнения всех замов министра внутренних дел; в) отказа депутатов проголосовать за отставку главы СБУ.
В пятницу депутаты попытались проголосовать замечания президента к бюджетному закону. Поддержали всего два из них, в том числе, скрепя сердце, согласились выделить 1 млрд. грн. на зарплаты военным. За остальные пункты голоса отдавала только оппозиция.
Долгоиграющая бюджетная пластинка с новой силой зазвучит 19 декабря — к этому дню бюджетному комитету надлежит доработать свои предложения. Ожидается также, что руководство коалиции соберется вместе и выработает свою позицию.
В любом случае, мяч на депутатской стороне поля. Отказываться продолжать футбольную баталию, потому что он квадратный, по меньшей мере, неразумно.