UA / RU
Поддержать ZN.ua

Отверженные, или Партии безвластия

О двухпартийной политической системе, существующей в некоторых странах развивающейся демократии, в Украине мечтают многие...

Автор: Андрей Тычина

О двухпартийной политической системе, существующей в некоторых странах развивающейся демократии, в Украине мечтают многие. Две партии, выражающие разное видение путей развития страны, пользующиеся примерно одинаковой поддержкой в обществе, периодически перехватывающие друг у друга булаву власти, обеспечивающие синусоидальное, но поступательное движение вперед. Мечта политика и страшный сон политолога — все понятно и предсказуемо. Стабильность.

При наличии 132 политических партий в реестрах Минюста и нескольких десятков в избирательных бюллетенях даже думать об этом, казалось бы, странно и смешно. Впрочем, еще на заре независимости, когда новые политструктуры полезли как грибы в диком лесу гражданского общества после легкого дождичка свободы, двухпартийность существовала де-факто — коммунисты и все остальные. То есть все вместе боролись с непобедимыми коммунистами. Победили неожиданно быстро и безвозвратно. Как структура КПУ сохранилась, но перестала быть реальной альтернативой, ее апологеты растворились в других течениях. «Свято место» заняла Партия власти. Время от времени она меняла имена: администрация президента, НДП, СДПУ(о), просто Кучма. Реальной альтернативы ей долго не было, если не считать просуществовавшую какое-то мгновение партию «Каневская четверка». Видимость двухпартийности иногда искусственно поддерживалась долгоиграющим проектом «красная угроза». Затем появилась Оппозиция (именно так, с большой буквы). Эта партия тоже имела разные формы и названия: УБК, ФНС, «Наша Украина», «Сила народа». Именно она вернула обществу настоящую двухпартийность в виде альтернативы безраздельно действующей Партии власти, четко разделив политикум на «оранжевых» и «синих». Общество долгожданный подарок приняло с невероятным энтузиазмом и реализовало на выборах в 2004 и 2006 годах, отблагодарив Оранжевую партию небольшим перевесом в голосах. Однако получить Главный приз «оранжевые» так и не смогли — команда победителей распалась на группки проигравших. Власть подобрали с земли «синие». Они остались Партией (именно так, с большой буквы), окрепнув и разросшись до размеров «антикризисной коалиции». Но сохранилась ли альтернатива?

Парламентская оппозиция на сегодняшний день официально представлена блоком Тимошенко с двумя социалистами-«отщепенцами» в придачу (поговаривают, что в компании Иосифа Винского и Галины Гармаш скоро может оказаться еще и Александр Малиновский). Сам БЮТ считается блоком чисто формально, поскольку кроме партии-гегемона «Батьківщина» в него входит только карликовая УСДП, лидер которой Василий Онопенко недавно возглавил Верховный суд и, по идее, может совсем отойти от активной политики. Впрочем, на официальном сайте БЮТ он до сих пор фигурирует как «надежный политический партнер Блока Тимошенко». Переход в политическую оппозицию блок провозгласил сразу после провала коалиционных переговоров в «оранжевом» формате. А вскоре объявил и о создании парламентского оппозиционного объединения, застолбив за собой первенство и главенствующую роль в «движении сопротивления» внутри Верховной Рады. Остальные теперь вынуждены будут всего лишь присоединяться.

Своей стратегической задачей БЮТ на сегодня определил «демонтаж антикризисной коалиции». Предполагается выстроить вертикальную (от сельсовета до ВР) систему защиты от «беспредела власти». Планируется жестко бить по ее болевым точкам (тарифы и прочая социалка), играть на понижение рейтинга, осваивать колоссальные резервы восточных регионов и методично углублять трещину между ПР и НСНУ. По задумке идеологов блока, под таким натиском правительство Януковича рано или поздно должно обанкротиться и уйти в отставку, любезно предоставив «оранжевым» возможности для «попытки №3». Партнеры к тому времени созреют и перезреют, Партия регионов передерется за собственность и рассыплется на конфликтующие группы, электорат «регионалов» отчасти разочаруется в политике «своего рулевого», а в парламенте возникнут новые неформальные депутатские объединения, из которых можно будет начать лепить альтернативную коалиционную конструкцию. Многие искренне верят, что время будет работать на Юлю. Другие считают, что и программа-минимум — получение контроля над «блокирующим пакетом» в 150 депутатских мандатов и удержание позиций до следующих выборов — задача не из простых.

Главная проблема БЮТ — в отсутствии внятной концепции оппозиционного движения. Партия лидера, партия борьбы. С кем — понятно, ради кого — тоже, но за что? Немногие трезвые головы думают здесь не о тактике, а о стратегии.

Прежде всего — закон об оппозиции. Он не только даст гарантированные рычаги влияния (доступ к принятию решений и готовящимся документам, участие в коллегиях и заседаниях Кабмина, присутствие в медиапространстве), но и предоставит мотивацию потенциальным участникам в виде полноценных должностей: вице-спикер, председатель Счетной палаты, глава КРУ, заместители председателей парламентских комитетов и т.д. Ради принятия подобного закона стоило бы идти на любые компромиссы, отказавшись от бюджетного финансирования теневого правительства, руководства в контролирующих комитетах и других нереальных требований. Ответственный за разработку документа Николай Томенко утверждает, что межфракционная комиссия продолжает активно работать над текстом. По его словам, работу тормозит Партия регионов, постоянно возвращаясь к уже согласованным пунктам. Но назвать конкретные сроки рассмотрения закона на сессии депутат не берется. Мол, была бы только политическая договоренность на высшем уровне, и проект можно выносить в зал уже на следующей неделе.

Во-вторых, программа действий. Легче всего ловить правительство на ошибках, непопулярных решениях, несоответствии политики программным тезисам. Те же тарифы — поднимет Янукович, подняла бы и Тимошенко. Да всем понятно, что они так или иначе поднимутся! Труднее генерировать альтернативные решения. Николай Томенко, которого БЮТ продвигает в вице-спикеры от оппозиции, резонно подчеркивает необходимость перейти от формата критики к непосредственному влиянию на принятие решений в парламенте и правительстве. Пока фракция только ищет такие механизмы. Хотя, для начала, достаточно было бы сосредоточиться на пусть малых, пусть популистских, но близких и понятных людям лоббистских проектах: отменить наконец архаичный институт прописки, принять действенный пакет законов, направленных на борьбу с аварийностью на дорогах, реорганизовать государственное телевидение в общественное, ограничить рекламу алкоголя и табака и т.д. Маленькие насущные проблемы, которые однозначно объединяют, а не разъединяют общество. Маленькие, но золотые звездочки на груди оппозиции. И пусть только попробует коалиция проголосовать против!

Наконец, внепарламентская оппозиция. Этому сегменту политического рынка в партии вообще не уделяют никакого внимания. Кому нужна эта хилая мелочь в садке, где уже почти оказалась жирнющая «Наша Украина»? В речку ее обратно! Пока дело не дошло до уличных акций протеста. А тем более до выборов. Тимошенко все еще не ощущает, что одной ногой стоит на зыбкой болотистой почве националистически настроенного западного электората. Пока, кроме своих традиционных поклонников из числа жаждущих сильной «оранжевой» руки, Тимошенко притягивает как разочарованных в Морозе умеренно-левых из центральных областей Украины, так и не согласных на компромиссы с «донецкими» национал-патриотов Правобережья — вотчины старых национал-демократических партий. Но, появись на правом фланге объединенная под харизматичного лидера и демократическую идею оппозиция, картина может резко поменяться.

В первую очередь стоило бы обратить внимание на ПРП, одним из пунктов партийной программы которой, кстати, еще с кучмовских времен — по забывчивости, но очень актуально — значится «смена правящего режима». Это единственный из бывших партнеров БЮТ по «оранжевому лагерю», который обозначил стратегической целью возрождение широкого демократического фронта, а кроме того, не имеет никаких серьезных предубеждений по отношению к Юлии Владимировне лично, что немаловажно с учетом ее искусства потери друзей и наживания врагов. «Единый блок и, в идеале, единый список!» — бескомпромиссно заявляет идеолог партии Игорь Грынив. И, отрезая пути к отступлению, добавляет, что, в случае все еще возможного альянса ПР и НСНУ, «Реформы и порядок» могут пойти на крайние меры — максимально интегрироваться с БЮТ вплоть до слияния. Заместитель же председателя партии Тарас Стецькив просто считает ПРП отыгранной картой и также предрекает ей поглощение более крупной политической силой. Будущее оппозиции ПРП видит исключительно в парламенте, где есть трибуна, комитеты, комиссии, депутатские запросы и другие способы влияния на правительство. Грынив – за отмену политреформы — мирным путем консенсуса или грубо через Конституционный суд. Игорь Алексеевич уверен, что парламентско-президентская модель себя не оправдала, она приводит только к перманентному политическому кризису. Это был бы отличный подарок Тимошенко — всякие сомнения относительно перспектив участия в президентских выборах-2009 она могла бы смело отбросить.

Хотя следует отметить, что не все однопартийцы Грынива – его единомышленники, его взгляды на политреформу и консолидацию с Тимошенко многие разделяют.

В среде консервативной УНП настроения прямо противоположные — многие считают, что президент Тимошенко не меньшее зло, чем президент Янукович. Председатель проигравшей выборы, но все еще активной Украинской народной партии Юрий Костенко более сдержан в оценках: «В гипотетическом союзе с левоцентристской БЮТ мы не видим перспективы реализации наших национал-демократических приоритетов». Былые альянсы он называет тактическими, когда идеологически несовместимых партнеров объединяла общая борьба за демократию. Сейчас партия пытается инициировать собственный оппозиционный проект, направленный на противодействие сворачиванию демократического движения, в том числе с созданием собственного «теневого правительства». В возможность объединения всех национал-патриотов в одну большую партию образца молодого Руха Костенко не верит. Однако не отвергает самой идеи объединения, если инициатива будет идти снизу. Как пример он приводит самороспуск и вливание в ряды УНП ивано-франковских областных организаций партий «Свобода» и «Эко+25%». По его словам, «объединение должно состояться демократическим способом снизу, а у нас процесс пока традиционно начинается с кулуарных переговоров лидеров и дележа портфелей». Впрочем, костенковцы готовы рассматривать любые не связанные с Тимошенко варианты коалиций. В частности, делегировали Ивана Зайца и Богдана Соколовского на встречу инициаторов оппозиционной конфедерации «Европейская Украина».

Идея «новой партии снизу» созрела в умах лидеров «Поры». На пост председателя пришел Евгений Золотарев, который ассоциируется у ветеранов революции в основном с организацией акций прямого действия. Экс-лидер Владислав Каськив теперь отвечает за партийную перестройку и через две-три недели будет готов представить общественности концепцию радикальной реорганизации боевой организации, выросшей на баррикадах Майдана. Отставной советник президента, вероятно, хорошо уловил царящие в секретариате своего бывшего патрона настроения. Прежде всего разочарование в эффективности проекта НСНУ. Впрочем, Каськив утверждает, что его партия рассчитана не под лидера, а Виктор Ющенко еще должен «стать интеллектуальной доминантой и поднять флаг реформ», чтобы «Пора» его поддержала. Во всяком случае, свои предложения по технологии «поднятия флага» он передал главе государства в последней перед отставкой всей бригады советников докладной записке.

Обновленный проект Гражданской партии предусматривает «идеологию национального прорыва» с либерализацией общественных отношений, государственного управления и экономики — вплоть до принятия новой редакции Конституции, в которой функции государства будут смещены от управленческих к регуляторным, а регионам предоставлены широчайшие права. Это не оппозиция, а «альтернативная концепция построения общества». «Пора» собирается перевести главный общественный конфликт из плоскости «оранжевые» — «синие» в противостояние «старого» и «нового» поколения в политике. Амбициозный план рассчитан на самоорганизацию гражданского общества, которому, по мнению Каськива, не хватает только толчка и базовой либеральной идеи для уверенной победы на следующих выборах без всяких там блоков и коалиций. В общем, красивая и очень прогрессивная концепция, как небезызвестный и такой же до боли либеральный «План развития страны» Инны Богословской. Возможно, он даже имеет определенные перспективы, если в авангарде окажутся такие политики, как Арсений Яценюк, Вячеслав Кириленко, Руслан Князевич, Тарас Стецькив. Однако указанных граждан ждут и по другим адресам: по слухам, их сватают в принципиально новые политические проекты, коих затевается (по крайней мере, на бумаге) великое множество. Что касается «Поры», то ее шансы остаться на плаву невелики. Эксперты утверждают, что свой шанс партия уже упустила. А на более или менее заметных членов организации уже началась «охота». Так что не исключено, что они разбредутся по другим партквартирам.

Упомянутого Яценюка прочат в лидеры новой национал-демократической партии либерального толка, которую придумал Анатолий Матвиенко. Свою УРП «Собор» он готов принести в жертву общему делу создания эффективной политической подпорки Виктору Ющенко, если к проекту подтянутся НРУ, КУН и ХДС из дышащего на ладан блока «Наша Украина», а также, в идеале, непарламентские УНП, ПРП и «Пора». Пока никто из этого списка особого желания подтягиваться и самораспускаться не изъявил. Комментарии все больше скептические или даже саркастические. Как показывает история, любая попытка объединения в Украине всегда приводит только к созданию новой структуры в дополнение к старым. Если те же Яценюк или Кириленко и подумывают о собственном политическом проекте, то уж точно вне связки со «старыми» национал-демократами.

На креативном проекте «Наша Украина» с подковой и восклицательным знаком, приведшем к власти Виктора Ющенко многие поставили жирный крест. Что бы ни говорили отдельные представители политической силы, которую «почетно возглавляет» президент Виктор Ющенко, самим фактом переговоров о вступлении в широкую коалицию с «регионалами» она уже обозначила свое место в сложившейся политической системе. Ее место во взявшей реванш Партии власти — рядом с сильным «синим гигантом». Место, безусловно, теплое, только оно автоматически влечет за собой значительные электоральные и кадровые потери. Похожие последствия, хотя и в меньших масштабах ожидают ее, кстати, и при переходе в оппозицию. Не только блок «Наша Украина», но и ее ядро — НСНУ — близко к полураспаду. Откровенно говоря, президенту в этой ситуации не позавидуешь. Мало почета возглавлять такую политическую силу. И нести тяжело, и бросить жалко.

Отказ Ющенко от статуса «почетного председателя» будет означать для НСНУ полный крах. В этом уверен Николай Катеринчук — один из немногих, кто ратовал за оппозиционность партии сразу после создания «антикризисной коалиции». Многие в НСНУ, на вопрос об идеальной пропрезидентской партии, сейчас экспромтом моделируют что-то похожее на проект «Поры». Их единомышленник из ПРП Тарас Стецькив уже поделился публично своими прогнозами о создании в ближайшие месяцы новой партии на базе «Нашей Украины». Советник президента по политическим вопросам ссылается на некое масштабное гражданское движение «снизу» в регионах, которое должно породить партию на замену обанкротившегося проекта «НУ».

О глубоком кризисе в «Нашей Украине» говорит детская игра в «уйду — не уйду» среди министров, сидящих на авансированных им «регионалами» министерских креслах. Бригада министров и губернаторов — это только лакмус идеологической нестойкости партийных рядов. Не только они, но и многим «отягченные» бизнесом депутаты-«нашеукраинцы» численностью до 20 человек размышляют о формах взаимовыгодного сосуществования с Партией власти. В дальнейшем перетекание депутатских кадров поближе к центру принятия решений будет просто неизбежным. Некоторым уже поступили очень заманчивые предложения стоимостью от трех «мегабаксов». И это только те суммы, которые озвучены в кругу однопартийцев отказавшимися. А сколько уже согласились и молчат?

Уходя в радикальную оппозицию, «Наша Украина» начинает неизбежно работать на Тимошенко и Ющенко, похоже, это прекрасно понимает. Ярым оппозиционером он быть не сможет в силу ментальности, помноженной на занимаемую должность. Другого достойного флага у «НУ» нет. Идеологии — тем более. Рожденная Безсмертным на ходу идея об оппозиционной конфедерации «Европейская Украина» в комбинации с БЮТ обречена на провал, ведь конфедерация, как союз равноправных суверенных субъектов, все равно предполагает наличие общей стратегии и «надгосударственного органа». А если стратегии нет ни у кого? А кто будет самым главным органом? Вот уже и «теневое правительство» «Наша Украина» решила формировать самостоятельно, на основе своего президиума, как бы забыв, что БЮТ уже запускает своих «теневиков». В оппозиции договариваться легче, чем во власти, но и тут неизбежны разногласия — опять договоры, программы, пункты… Как в бородатом анекдоте: «Это они умеют…». Впрочем, попытки начать консультации уже зафиксированы — источники в БЮТ сообщают о встречах Тимошенко с товарищами, чьи фамилии она еще недавно произносила вслух только в сопровождении крайне нелицеприятных эпитетов: Порошенко, Жвания, Мартыненко. В «Нашей Украине» утверждают, что никаких официальных переговоров и полномочных переговорщиков нет, но не отрицают, что «отдельные консультации» идут постоянно.

В любом случае усиление оппозиции в нынешних условиях автоматически будет означать усиление БЮТ и проигрыш ей будущей президентской кампании. Не факт, что победит Юлия Владимировна, но Виктор Андреевич может оказаться даже не вторым.

В способность лидеров оппозиции договориться между собой не верит и Владимир Литвин, нервно пережидающий политическую бурю в кабинете вице-президента НАН Украины. Созданию мощного антиправительственного фронта, по его мнению, помешает отсутствие идеологической базы и чрезмерная персонифицированность отдельных политических сил. Народная партия Литвина также объявила о переходе в оппозицию. Причем не к президенту, правительству или коалиции, а к Универсалу национального единства как «методу торговли политическими принципами». При этом Литвин осторожничает, заявляя, что оппозиционность НП — вынужденный шаг, мол, «не велико удовольствие постоянно находиться в состоянии борьбы». Осторожность эта представляется несколько запоздалой. Во многих регионах, где представительство НП в сельских, районных и областных советах велико, сейчас «народникам» часто задают вопрос: «Если вы в оппозиции, то что это вы делаете в местных органах власти»? И предлагают задуматься о смене партбилета.

Процесс начался с Полтавщины, где областная организация НП объявила о самороспуске и начала формировать представительство новой партии с «сельскохозяйственным» уклоном — для конструктивного сотрудничества с властью на селе. В Киеве результатом уже стало учреждение Украинской аграрной партии, костяк которой составили внефракционные депутаты, сбежавшие из БЮТ. Лидером избрали Михаила Зубца, имеющего богатый опыт партийного строительства на сельской ниве. 10 лет назад он уже возглавлял Аграрную партию Украины, которую Литвин впоследствии переименовал в «народную». Новый проект преследует две очевидные цели — перехватить у НП брошенный на произвол судьбы сельский электорат и создать в парламенте посадочную площадку для новых перебежчиков из оппозиции. По словам Зубца, вступить в межфракционное объединение «Аграрии Украины» собираются более двадцати депутатов. При этом он позиционирует свою политическую силу как лояльную к власти. Пока Владимир Литвин ожидает от коалиции любых предложений о сотрудничестве, другие, не претендующие на общенациональное лидерство с перспективой на президентские выборы, сами предлагают власти готовые проекты.

Следует признать, что нынешний уровень доверия к БЮТ намного превосходит суммарный рейтинг всех остальных оппозиционных течений, вместе взятых. Так сложилось исторически, такова плата за ошибки политики «Нашей Украины». Безусловно, политический и личностный антагонизм уже не позволит свести всех в одну структуру, да в этом и нет необходимости. Блок Тимошенко может спокойно сосуществовать с конфедерацией «Европейская Украина» (или любым другим объединением на базе НУ) в одной большой оппозиции, имея пусть неформальный, но учитываемый всеми статус «титульной» партии. Если Виктор Андреевич сумеет переступить через себя в этом маленьком, но очень болезненном вопросе — признания равноправного партнерства с Юлией Владимировной — полдела сделано.

В то же время президенту нужно четко обозначить себя лидером альтернативного правительственному курса, занявшись вместо борьбы за полномочия налаживанием эффективного контроля за деятельностью законодательной и исполнительной власти — необходимых для этого рычагов вполне достаточно. Секретариат может стать настоящим «теневым правительством» — не соперничая с Кабмином «указом по постановлению», а разрабатывая эффективные законопроекты, направленные на реализацию давно забытой программы «10 шагов навстречу людям». Коалиция не пропустит — тем лучше, пиар отличный. Политреформу можно оставить в покое — ее отмена только превратит Тимошенко из союзника Ющенко в конкурента, а то и породит нового диктатора после 2009-го. Напротив, с лидером БЮТ нужно сразу, окончательно и публично договориться о том, кто президент, кто премьер, кто спикер, об основных принципах разделения ответственности между политическими силами и о прочном союзе как в оппозиции, так и во власти. Дальше принципиально не важно, когда будет получена эта власть — до выборов или после, когда бы они ни состоялись. Рано или поздно возможности наверняка появятся. Главное, что общество снова увидит реальную альтернативу — настоящую Оппозицию. Которой, возможно, еще раз позволит стать Партией власти.