UA / RU
Поддержать ZN.ua

ОТЦЕНТРОВКА

Любители сетовать по поводу непредсказуемости украинской политики правы лишь отчасти. Поскольку ...

Автор: Ольга Дмитричева (Чорная)

Любители сетовать по поводу непредсказуемости украинской политики правы лишь отчасти. Поскольку присутствует все-таки в ней определенная категория отношений, в которых давно и стабильно действует строгое правило из разряда «Нажми на кнопку — получишь результат». Обозначается эта категория столь же незамысловато: бизнес и власть. Если ты — владелец заводов, фабрик и пароходов, люби власть, выполняй любые ее прихоти, жертвуй ради ее интересов своим добрым именем, будь готов в любой момент позабыть о чувстве собственного достоинства, а еще лучше уничтожь его в себе раз и навсегда. И тогда ты сможешь позволить себе пренебречь народной мудростью, советующей не зарекаться от тюрьмы да от сумы. Но лишь только ты дашь повод власти для недовольства — и первое, и второе не заставят себя долго ждать.

В поисках способов обезопасить свой бизнес от произвола контрольно-карательных властных структур представители отечественной бизнес-элиты стремятся обзавестись депутатским мандатом, обеспечивающим допуск во властные коридоры. И если это удается, то в значительной степени помогает депутату-бизнесмену решать вопросы, связанные с его недепутатской деятельностью. Но в большинстве случаев рано или поздно перед ним возникает дилемма: что для него дороже — его дело или политическое реноме. Среди тех, с кем это случилось раньше, — депутаты-бизнесмены, пришедшие в парламент под знаменем БЮТ, «Нашей Украины» и СПУ, одна часть которых, поддавшись давлению, покинула ряды оппозиционных фракций, другая предпочла остаться, обрекая себя на затяжную войну. Очередные массовые поиски своего места в политике начались в среде депутатов-бизнесменов во время боев за конституционную реформу. Наиболее видимым результатом чего явилось создание в Верховной Раде депутатской группы «Центр».

Появление этого парламентского объединения, состоящего преимущественно из мажоритарщиков, обладающих внушительной материально-финансовой базой, сопровождалось множеством самых противоречивых комментариев. От восторженно-лестных (Вот это герои! Не побоялись «выйти из строя», говорят о какой-то независимости и нежелании подчиняться чужой воле!) до цинично-разоблачительных (Да не могут политики, отягощенные грузом собственности, предпринимать шаги без согласования с властью!). Прошло совсем немного времени до того момента, когда стало ясно: не совсем верно ни первое, ни второе.

Из группы начали уходить люди. Первым экс-«центристом» стал Михаил Добкин, прошедший в парламент по одному из округов города Харькова, в биографической справке которого значится директорство в ЧП «Инвестторгцентр», в ООО «Орел» и ООО «Ист Ойл Груп». Для того чтобы войти в «Центр», Добкину пришлось покинуть депутатскую группу «Демократические инициативы», после чего какое-то время он оставался внефракционным. Депутат-«нашеукраинец» Владимир Яворивский заявил, что уход Добкина из «Центра» был связан с давлением на парламентария со стороны властей: отец Добкина был арестован, и выпустили его сразу же после того, как сын написал заявление о выходе из депутатской группы. Сам Михаил Маркович подобный расклад дел отрицает и объясняет свой шаг иначе.

В интервью «ЗН» он заявил: «Я был один из немногих тогда еще внефракционных депутатов, кто проголосовал за конституционную реформу. Делал это абсолютно осознанно. Моя позиция не изменилась. С моей стороны было бы некрасиво раскрывать секреты политической кухни, но скажу вам, что мне сложно было бы оставаться на тех же позициях в отношении конституционной реформы, пребывая в «Центре». Однако отрицать тот факт, что коммерческие структуры, к которым он имеет отношение, не подвергаются массированным атакам со стороны силовых ведомств, не стал:

— Я буду неискренним, если скажу, что те структуры, которые когда-либо были со мной связаны, не проверяются. Они проверяются. Но это началось не сегодня и не вчера, это происходит постоянно. Так было и в тот период, когда я не был народным депутатом, и когда я входил в парламентское большинство, находясь в депутатской группе «Демократические инициативы». И утверждения о том, будто проверки силовыми структурами бизнеса, к которому я имел отношение, связаны с моим пребыванием в группе «Центр», не корректны. Это наша жизнь, это неурегулированность нашего законодательства. Когда-нибудь настанет время, когда этого не будет.

Присоединимся же к надеждам г-на Добкина, позволив себе при этом заметить: если «близящаяся эра светлых годов» и настанет, то уж никак не стараниями уважаемого Михаила Марковича. А усилиями тех, кто находит в себе мужество не поддаваться посулам, угрозам и шантажу властей. Впрочем, меньше всего хотелось бы осуждать человека, который практически спасал жизнь родного отца.

— К счастью, никакого основания под собой разговоры об аресте моего отца не имеют. Я думаю, что они пошли из-за того, что в данный момент он находится в больнице с серьезными проблемами со здоровьем, — сообщил нам г-н Добкин.

— А он каким-то образом задействован в работе бизнес-структур?

— Невозможно отделить нашу личную жизнь от бизнеса. Они взаимосвязаны. При большом желании, конечно, можно связать госпитализацию отца в Харькове и слухи о его аресте. С точки зрения политической интриги это впечатляет. Но я просил моих коллег-депутатов из разных фракций не пиариться на этом. Сенсации здесь никакой нет.

Возможно, Владимир Яворивский и сгустил краски. Только и Михаил Добкин, кажется, чего-то не договаривает. Похоже, истина, как это часто с ней бывает, лежит посередине. Как нам удалось разузнать, Марк Добкин, который, кстати, уже два года пребывает на пенсии, действительно находился в больнице с инсультом, когда его сыну, вызвав для проведения воспитательной работы в соответствующий кабинет, продемонстрировали документы, на основании которых Добкину-старшему грозил немедленный арест. Результат не заставил себя долго ждать: Добкин-младший написал заявление во фракцию СДПУ(О). Кажется, это называется, «с особым цинизмом».

— Михаил Маркович, ведь при своем возникновении группа «Центр» позиционировала себя объединением, в котором собрались те, кто не хочет подчиняться диктату извне. А теперь вы переходите во фракцию той партии, лидер которой этот диктат, собственно говоря, и осуществляет.

— А меня сейчас там и нет, потому что вначале декларировалась независимость, а потом с группой начали очень плотно работать депутаты, не буду говорить, из какого лагеря. Я уже был в роли человека, которого словно марионетку дергают за веревочки. Зачем мне это опять? Поверьте, никакой разницы, поменяв депутатскую группу, я не почувствовал.

— Вы хотите сказать, что во фракции СДПУ(о) вас за веревочки дергать не будут?

— Просто теперь я знаю правила. Идя в эту фракцию, я оговорил условия: на что я согласен, а чего не стану делать ни при каких обстоятельствах. Мне пообещали, что все мои принципиальные требования будут учтены.

Нужно заметить, что у социал-демократов есть шанс еще пополнить свое парламентское объединение. По крайней мере, над этим вопросом сегодня, кажется, работает вся государственная машина. «Последнее время в разных регионах Украины произошел ряд акций, которые нельзя объяснить простым совпадением. Относительно ряда предприятий и учреждений, которые так или иначе связаны с членами нашей депутатской группы, их родными и близкими, начались масштабные неожиданные проверки органами внутренних дел, государственной налоговой службы, прокуратуры и другими правоохранительными органами государства», — говорится в письме депутатской группы «Центр» в адрес главы парламента. Там же «центристы» констатируют, что эти действия спланированы, скоординированы и осуществляются под руководством «одного из центральных, но неконституционных органов власти». По их словам, во всех случаях, о которых говорится, госслужащие ссылаются на команду из Киева, даже называют фамилии высоких должностных лиц и объясняют происходящее тем, что члены депутатской группы «неверно определились со своей позицией в парламенте».

Представитель «Центра» Василий Гаврилюк (65-летняя мама которого, кстати, руководит одним из предприятий в Полтавской области и потому, исходя из примера с Добкиным, у него есть основания очень беспокоиться о ней) сообщил нам следующее:

— О том, что нам грозят неприятности, нас предупредили сразу после того, как мы выразили свое отношение к методам проведения конституционной реформы, не проголосовав за нее. Затем, после того как мы создали нашу группу и объявили о своей самостоятельности и политической незаангажированности, что, конечно же, не могло не проявиться в наших голосованиях, начались так называемые репрессии. В прошлый понедельник на абсолютно незаконных основаниях задержан один из моих помощников, который работает в Кременчуге… Кроме этого, следователь по особо важным делам прокуратуры города Кременчуга вынес такое постановление, которое призвано вывернуть наизнанку финансово-хозяйственную деятельность тех предприятий, на которых я когда-то работал. В одно из финансовых учреждений, работающих под патронатом другого депутата из «Центра», пришли с налоговой проверкой на 160 дней. Именно на такой срок выписано удостоверение проверяющим. Проверка как раз должна закончиться к концу президентских выборов. И какому президенту они будут делать доклад? Да и о чем? О развале успешно работающей структуры? Самое интересное, что у многих из проверяющихся предприятий есть различные награды ГНАУ с похвалой в их адрес за отличную работу.

— Откуда вам известно о задачах, поставленных перед проверяющими?

— А они не скрывают их. Более того, они не скрывают, что знают, куда нам нужно идти договариваться. А руководители определенных ведомств на местах даже рекомендуют руководителям проверяемых предприятий: для снятия всех вопросов депутаты должны идти договариваться в конкретные кабинеты. В частности, к генеральному прокурору Украины. Есть у нас один депутат, у которого сразу по восьми предприятиям началась выемка документов и полная ревизия. Причем некоторые из них он уже давно продал, перестав числиться там собственником, учредителем…

Сергей Кироянц, Виктор Тополов, Сергей Бычков, Сергей Касьянов… Предприятия и финансовые структуры, к деятельности которых причастны эти депутаты, сегодня испытывают максимальное давление. Работа многих из них парализована. Трудоустройство людей, работающих там, стоит под вопросом. Устоит ли «Центр» в этой ситуации? Сегодня найдется немного желающих делать ставку на то, что ему это удастся. По признаниям депутатов-бизнесменов из «Нашей Украины» (чья фракция, кстати, почти единогласно поддержала инициативу «центристов» создать парламентскую следственную комиссию по расследованию фактов давления на народных депутатов со стороны государственных органов), пока представители «Центра» не испытали и десятой части того, что выпало пережить «нашеукраинцам». Вчера стало известно о выходе из «Центра» Ореста Климпуша. Большого бизнеса у этого депутата нет. Но власть изобретательна: у Климпуша есть брат, занимающий должность заместителя начальника Автодора, и его дальнейшая карьера, надо понимать, Оресту Дмитриевичу показалась дороже.

Интересно, кого на президентских выборах поддержат все пока действующие и уже бывшие члены группы «Центр», а также их родственники, жители их избирательных округов и работники тех предприятий и организаций, которые «трясут» нынче «по распоряжению из Киева»? Ведь не могут же они после всего этого не понимать, что от их выбора зависит, сохранится ли нынешняя формула взаимоотношений бизнеса и власти.