В пятницу, согласно договоренности, достигнутой между Президентом и 211 депутатами, обладатели счастливой надежды на передел правительства предложили Президенту четыре кандидатуры на пост премьер-министра. С одной стороны, действия депутатов как бы существующего большинства не совсем логичны, поскольку действующий Кабинет населяют исключительно их представители. Нынче пропрезидентские фракции заверяют всех в том, что с момента формирования нового коалиционного правительства они возьмут на себя ответственность за результаты его работы. Так почему бы не взять на себя ответственность за работу и действующего правительства, ведь там нет представителей Компартии, БЮТ, «Нашей Украины» и СПУ? Зато есть представители НДП, СДПУ(о), Партии регионов, «Трудовой Украины», ПППУ. Может, как-то за своих отчитаться, а потом уж посмотреть, на кого менять? Впрочем, мы говорили о двух сторонах. Вторая же слагается из желания «большевиков» изменить расстановку сил в правительстве и вплотную пододвинуться при разделе портфелей к определенности с кандидатом от власти на будущих президентских выборах. Ведь среди прочего, отсутствие конкретной кандидатуры не дает власти возможности создать реальное и действенное большинство: Президент на ставленника не указывает, а рейтинг Ющенко по-прежнему высок, вот депутаты и строят глазки, рискуя приобрести косоглазие.
Итак, на суд Президента предложены четыре кандидатуры: первый вице-премьер Олег Дубина (предложен фракцией «Народовластие»), премьер-министр Анатолий Кинах («Трудовая Украина» и ПППУ), Николай Азаров («Европейский выбор»), Виктор Янукович («Регионы Украины»).
Олег Дубина в абсолютно воодушевленном состоянии вот уже который день сопровождает Президента в его зарубежных вояжах. Первый вице уверен в том, что у него есть шансы и, безусловно, в первую очередь рассчитывает на ресурс Президента. Особых симпатий к нему, за исключением фракции луганчан, в парламенте не испытывает никто. Рейтинг любого политика в Верховной Раде, а точнее в президентском большинстве зависит от трех вещей: насколько политика боятся — раз; скольким он помог — два; насколько серьезно к этому человеку прислушивается глава государства — три. В двух первых графах Олегу Викторовичу смело можно ставить прочерки. Что касается третьей, тут случай особый. Впрочем, Президент, решая судьбу экономического корабля страны, должен понимать: как вы яхту назовете, так она и поплывет.
Многие считают, что шансы Кинаха остаться премьером до нужной поры и нужного времени весьма высоки. Он, скажем так, лоялен к социал-демократам, но по большому счету устраивает целый ряд игроков, вызывая лишь некоторое раздражение. Откровенное недовольство он вызывает разве что у донетчан: обрезание бюджетных дотаций угольным шахтам вынуждает хозяев области гасить социальные возгорания за свой счет, а к этому в Донецке не привыкли. Скорее, наоборот. Народ к действующему главе Кабмина относится с некоторым сочувствием и определенной симпатией. Но те, настоящие, которые являются хозяевами жизни, а не просто хотят ими казаться, уже ломятся в ореховую шкатулку, занимаемую ныне Анатолием Кирилловичем. Вполне возможно, что эксперты окажутся правы, и Кинах удержится на посту премьера еще на какое-то время. Однако, по нашему мнению, ему это сделать будет крайне сложно.
Николая Азарова Президенту на пост премьера предложила маленькая фракция «Европейский выбор». Как видим, донецкая группа, к которой Николая Яныча небезосновательно привязывали, выдвинула сразу двух кандидатов, что лишний раз доказывает отсутствие сплоченности в ней. Азаров — окиевляненый донецкий. И, кстати, далеко не все свои проблемы работникам угля и металла удавалось и удается решать с главным мытарем страны. Вместе с тем, если Президент предложит кандидатуру Азарова, то «Регионы» его поддержат. С нашей точки зрения, Азаров вообще является проходным кандидатом, поскольку при определенных условиях его могут поддержать до 70 депутатов из «Нашей Украины», в свое время отдавших голоса за ставленника главы ГНАУ Святослава Пискуна. При поддержке Президента за Николая Яныча отдадут голоса и пропрезидентские фракции. Вопрос в том, предложит ли ему Президент возглавить исполнительную власть. Известно, что многими приход Азарова в Кабмин рассматривается как восстановление баланса и создание ощутимой альтернативы Виктору Медведчуку.
Как известно, премьер имеет весьма немалый объем полномочий, грамотное использование которых в сочетании с волевыми качествами могут заставить исполнительную власть работать относительно результативно, а премьера воспринимать всерьез. Однако за последних три премьерских пришествия вес этой должности оказался девальвированным. У Пустовойтенко, Ющенко и Кинаха имелись различные наборы обстоятельств, приводившие к ослаблению их премьерских позиций и возможностей. Однако Азаров способен заставить с собой считаться. По крайней мере, сегодня он производит впечатление такого человека. Во всяком случае, Лазаренко, будучи премьером, смог победить в схватке с не менее доверенным и влиятельным главой администрации — Дмитрием Табачником. Азаров, правда, не Лазаренко, да и Медведчук будет посистемнее своего предшественника. Однако система сдерживаний и противовесов при приходе Азарова в Кабмин имела бы шанс на восстановление.
Это хорошо понимает и глава администрации Президента. Во многом от него будет зависеть, на какой из кандидатур остановится Президент. Известно, что Медведчук и его фракция как бы поддерживают Кинаха. Социал-демократам важно сохранить за собой один из возможных вариантов борьбы за власть. А именно — замену в нужный момент Кинаха на Медведчука. Поэтому свято место должно быть одновременно и занято, и пусто. Но, как говорится, Виктор Владимирович открыт для дискуссий. По некоторым сведениям Николаю Азарову сообщили примерно следующее: мы готовы поддержать вашу кандидатуру, если во главе налоговой останется наш человек — ваш первый зам Ярошенко. После подобного условия все, кто считал премьерство Азарова панацеей, избавляющей от социал-демократического диктата в бизнесе и политике, закручинились, пригорюнились и пошли думать великую думу. Что предпочесть: гипотетический баланс сил, символизируемый в любом случае человеком весьма преданным Президенту, или же передачу реального оружия массового поражения бизнеса в руки людей, зарекомендовавших себя как не самых щепетильных по отношению к чужой собственности. Повторимся, Азарову совсем не обязательны голоса эсдеков в зале, но без их поддержки Николай Яныч вряд ли сможет убедить главу государства в своей президентоизбранности. Разве что свою историческую роль захотят сыграть Виктор Пинчук и Владимир Литвин.
Спикер парламента, возможно, замолвит слово за Николая Азарова, с которым в компании с генпрокурором нередко и подолгу шушукается. Пинчук — другое дело. Отсутствие в списке претендентов от большинства Сергея Тигипко может говорить о нежелании Виктора Михайловича выставлять на кон свой публично-политический золотой запас. Политики сплетничают о том, что между делом в Запорожье Владимир Путин спросил у украинского коллеги, кого он видит на своем месте в 2004 году. Президент якобы ответил, что либо Тигипко, либо Литвина. И если кто-то всерьез намерен рассматривать Тигипко как кандидата в преемники, не допуская при этом возможности досрочных выборов Президента, то этот кто-то четко понял: Сергею Леонидовичу в забеге участвовать не нужно. Следовательно, у руля исполнительной власти должен оставаться тот, кто по сигналу уступит капитанский мостик для стартовой президентской площадки в нужное время. Кинах или Дубина для этой роли подходят гораздо лучше, чем упрямый и знающий себе цену Азаров.
В то же время все прекрасно понимают, что сегодня Леонид Кучма делает выбор не между фамилиями, а между тем, кого назначать: промежуточного премьера или преемника. Если Президент абсолютно уверен в своих силах и имеет четко просчитанную технологию, то назначение на пост премьера человека, в котором он не видит преемника, вполне возможно. Но если Президент в своем политическом долголетии уверенности не имеет, либо его убедили в том, что преемника разыгрывать необходимо не за год до выборов, а за два, то Леониду Даниловичу придется сделать стратегический выбор. Поэтому на сегодняшний день список тех, среди кого он выбирает, не исчерпывается фамилиями, предложенными пропрезидентскими фракциями. Более того, Президент публично заявил о том, что готов рассмотреть кандидатуры большинства, но также сохраняет за собой право сделать собственное предложение. Так что имеющийся список — это лишь стандартный пакет. А дополнительные услуги для vip-персон будут продиктованы Президентом согласно выбранной игре: в длинную или короткую.
Если Президент решит, что правильнее играть со стратегическим замахом, то нельзя исключать, что именно он предложит в премьеры Сергея Тигипко. Сергей Леонидович проиграл переговорный процесс по большинству де-юре, но де-факто он набрал немало очков, представляя благоразумную, с точки зрения очень многих депутатов, позицию. Сторонники Тигипко убеждены в том, что из него можно сделать проходного кандидата при наличии премьерской стартовой площадки. Для этого есть и средства, и масс-медиа. Они также верят и в возможность самого кандидата при сосредоточенной работе поднять собственный рейтинг. Сегодня мы с этим спорить не будем, поскольку рассматриваем иной вопрос. При этом только заметим, что не только Сергея Леонидовича Президент рассматривает как возможного стратегического премьера. Есть основания полагать, что глава государства взвешивает шансы Виктора Януковича. Пожалуй, из всех кандидатов, названных в парламентском зале, на сегодняшний день у Януковича самые высокие шансы получить заветный пост с видом на статус основного кандидата от власти. Кинаха «Трудовая Украина» предложила, отдавая дань приличиям: все-таки партия во фракции сожительствует с партией промышленников и предпринимателей. Вместе с тем нельзя пройти мимо поездки Тигипко в Донецк. По некоторым данным, там обсуждался взаимовыгодный обмен: поддержка Януковича в борьбе за премьерство за поддержку донетчанами Тигипко в борьбе за пост главы Нацбанка. Кстати, пиартехнологи убеждены в том, что глава Нацбанка немногим худшая для президентского старта площадка, чем премьерская. Да и потом, если Янукович займет премьерский пост, то еще неизвестно, окажутся ли столь безоблачными, с точки зрения окончательной ставки Президента, его перспективы. Не потянет Янукович — ничего страшного, тут у нас есть запасной аэродром, на котором до поры до времени трудится над финансовыми проблемами страны еще один верный кандидат — Сергей Тигипко.
Шансы Януковича быть вынесенным на утверждение президентского большинства велики по ряду причин: во-первых, Виктор Федорович очень и давно хочет быть премьер-министром и небезосновательно считает, что сделал для Президента немало, в связи с чем и заслужил этот приз. Во-вторых, за время руководства столь серьезной и хорошо построенной областью Янукович накопил огромное количество весомых аргументов, к которым готовы прислушиваться не только колеблющиеся фракции, но и, казалось бы, антиподы и конкуренты. По некоторым данным количество предъявленных аргументов склонило главу администрации Президента к поддержке кандидатуры Януковича. Признаемся, что к этой информации мы отнеслись с неким недоверием. Хотя, с другой стороны, при весомости аргументации возникает логичный вопрос: почему бы и нет. Страна большая, на два клана хватит. Подобный альянс, если он и имеет место, стал бы логичным продолжением модной ныне политико-экономической линии. Помните учебник истории, в котором агрессивную политику монополий иллюстрировали два пузатых буржуя, зажавших между собой корчащегося мелкого лавочника? В плане отрезвления подобную картинку неплохо было бы вывести на мониторы депутатов пока еще финансово состоятельного большинства. Впрочем, может быть, и не только большинства, поскольку некоторые источники утверждают, что посланец Януковича, имеющий высокий государственный ранг, недавно встречался в Москве с Геннадием Зюгановым. Вот, правда, сведений о результативности проведенных переговоров у нас нет.
И наконец последнее, Президент опасается Донецка как такового. Вместе с тем он имеет полную информацию о раздробленности клана, отдает себе отчет о сложных отношениях Януковича и Ахметова, а самое главное — помнит, что при предельно низком рейтинге президентский блок «За единую Украину» именно в этой области получил самый высокий процент. У Януковича есть средства, организаторские способности, верность Президенту и уверенность в себе. Чем не преемник?