В Киеве завершил работу VIII Всемирный конгресс украинцев. Впервые организаторы этого высокого собрания, до сих пор проходившего раз в пять лет в Нью-Йорке или Торонто, решились провести его на материнской земле почти 18 миллионов украинцев, которых судьба разбросала по всем уголкам планеты. Конгресс состоялся в столичном Доме учителя. 246 делегатов и 77 гостей из 28 стран четыре дня вели дискуссии по проблемам украинства, согласовывали действия на будущее. Многие из них покидали Киев с двойственными чувствами. События, происходившие на конгрессе и вокруг него, одним добавили оптимизма, у других развеяли иллюзии. Они словно отразили нынешнюю ситуацию в Украине.
«З душі у душу найкоротша відстань, чому так часто транспорту нема?»
Родина достойно оценила вклад мирового украинства в обретение Украиной долгожданной независимости. А сделала она это устами вице-премьера Дмитрия Табачника, который на торжественном открытии конгресса озвучил приветствие Президента и премьер-министра. В послании главы государства к участникам форума подчеркивается, что «за пределами этнической отчизны именно вы лелеете родной язык, культуру, национальные и духовные традиции... Сегодня Всемирный конгресс украинцев всесторонне поддерживает молодое государство, укрепляет его авторитет и значимость на мировой политической арене.
Не менее щедро оценена деятельность Конгресса и в приветствии главы правительства. В частности подчеркивается, что зарубежное украинство является важным интеллектуальным и социально-культурным ресурсом Украины, который при условии тесного сотрудничества, взаимной поддержки и уважения способен стать весомым фактором реализации внешней политики нашего государства, развития экономических, культурных и политических связей с другими странами. «Проведение Всемирного конгресса украинцев в столице Украины — ярчайший пример объединения усилий в великом и почетном деле — сохранении исторического наследия, национальных традиций и культуры, духовности украинского народа...»
Ну что еще можно добавить к этим справедливым словам? Разве что государственные отличия Украины руководителям и активистам Конгресса.
Но и приветствия, и прием членов президиума ВКУ в правительственных кабинетах произвели неоднозначное впечатление на участников форума. Они надеялись увидеть на торжественном вечере первых лиц государства, услышать теплые слова признания именно из их уст. Не дождались. В АП, видимо, решили, что подобные церемонии ни к чему. Кроме того, за два часа до начала официальных торжеств руководство ВКУ на пресс-конференции объясняло журналистам, почему съезд проходит не во дворце искусств «Украинский дом», как планировалось. Президент ВКУ Аскольд Лозинский отметил, что в апреле между Украинским домом и оргкомитетом Конгресса был заключен договор и внесен задаток за аренду помещения в сумме 37 тыс. грн. Однако за две недели до начала форума поступило сообщение, что в здании продолжаются ремонтные работы и что решение об их ускорении может принять только администрация Президента («Украинской дом» сейчас является структурной единицей национального комплекса «Экспоцентр Украины» и подчинен Государственному управлению делами администрации Президента). Представители оргкомитета обратились к главе администрации Виктору Медведчуку с просьбой поспособствовать в положительном решении вопроса и дать письменную гарантию соответствующего решения. Администрация по неизвестным причинам несколько промедлила и согласие предоставить такой документ выразила всего за неделю до съезда — уже после того, как оргкомитет, с оглядкой на время, был вынужден заключить новое соглашение с Домом учителя. Между прочим, из Украинского дома заявили, что не вернут задаток. Но как только оргкомитет пригрозил подать иск в суд, деньги сразу вернули на его счет.
Президент ВКУ попросил журналистов поставить на этом точку, чтобы закулисные игры вокруг помещения не отвлекали внимание от работы Конгресса. Однако его участники были несколько иного мнения. Они постоянно чувствовали дискомфорт — и моральный, и физический. Дом учителя тесен для такого количества людей (пришло немало неприглашенных) и для летнего времени слишком душный. Да и технические возможности, в частности акустика, здесь далеки от мирового уровня.
Представьте подобный конгресс россиян в Москве или поляков в Варшаве. Да им предоставили бы лучшие дворцы, возможно, даже за счет государства. Это событие стало бы едва ли не самым важным для средств массовой информации. Для аккредитации наших представителей СМИ места в Доме учителя пришлось ограничивать. Поэтому неудивительно, что даже УТ-1, ориентируясь на власть имущих, коротенькую информацию о конгрессе подавал перед спортивными новостями или прогнозом погоды — как о фольклорном фестивале районного масштаба.
Вот вам и «ярчайший пример объединения усилий в великом и почетном деле». Поэтому-то у многих гостей Киева со всего мира и возникли двойственное чувство, сомнения в искренности украинской власти, дававшей оценку деятельности ВКУ. Возможно, несколько добавило им оптимизма выступление на конгрессе лидера «Нашей Украины». Виктор Ющенко отметил, что за последние два года мир ничего нового не узнал об Украине, кроме новых скандалов. «Трагизм нынешней ситуации в том, что власть не украинизировалась, она стала еще более никакой, — сказал он. — Бедность и безработица у многих убили веру в Украинское государство. Именно власть убила украинскую идею, чтобы потом заявить, что она не сработала».
О просчетах патриотов в первые годы независимости (пока они примеряли вышиванки и радовались национальному знамени, псевдоэлита прихватила сапоги и кошельки), о нынешней политической ситуации в Украине диаспора знает не хуже нас. Именно об этом намного острее и конкретнее говорилось в Доме учителя на сессиях советов ВКУ, на пленарных заседаниях конгресса, в кулуарах. Власть не могла не предвидеть это. Не поэтому ли случился конфуз с Украинским домом, который отнюдь не улучшит имидж Украины?
Казалось бы, все мы — и кто при власти, и кто в оппозиции к ней, и кто на западе или востоке — стремимся к одному: построить демократическое государство. К сожалению, политическая элита, якобы являющаяся локомотивом общества, никак не сдвинет этот процесс с мертвой точки. И очень метко прозвучали на конгрессе строки из стихотворения Лины Костенко: «З душі у душу найкоротша відстань, чому так часто транспорту нема?» Почему?
Четвертая волна или девятый вал?
В Украине еще в начале девяностых годов переоценили возможности диаспоры. И до сих пор многие, судя по выступлениям и вопросам на форуме, воспринимают ее в качестве всесильной и щедрой тетушки, которая напугает наших чиновников и коррупционеров, откроет в Донбассе и в Крыму украиноязычные школы, одарит нуждающихся, наведет порядок в нашем доме. ВКУ действительно внимательно следит за событиями в Украине. В рамках VIII Конгресса особое место занял «круглый стол» на тему «Время говорить правду». Его организовали Украинский конгрессный комитет Америки и научно-исследовательский Институт украиноведения Минобразования и науки. ВКУ будет добиваться, чтобы голодомор 33-го был признан международными организациями геноцидом против украинского народа с соответствующими правовыми последствиями. Вот только удастся ли признать виновной в этом Россию как правопреемницу СССР, испугает ли ядерное государство потрясание булавой? Кажется, Россия скорее признает себя правопреемницей независимой Украины.
За последние четыре года диаспора оказала благотворительной помощи на 25 млн. канадских долларов (к сожалению, среди украинцев за границей денежных людей можно по пальцам пересчитать). До 1991 года диаспору объединяла политическая идея независимости Украины. Ныне ВКУ политических мотивов предпочитает не замечать, и первейшей обязанностью организации считает объединение украинцев на разных континентах, чтобы помогать им в сохранении традиций и языка, в защите их прав перед правительствами тех стран, в которых они живут. Благородно, но не маловато ли?
За пределами своей отчизны в настоящее время находится каждый четвертый украинец. Миграционные процессы не обходят стороной никого в мире. Соответственно изменяется и понятие эмиграции. Если для потомков наших первых поселенцев за океаном, эмигрантов второй и третьей послевоенных волн самой острой проблемой является ассимиляция, то для четвертой (фактически первой в независимой Украине), так называемой экономической волны, — заработки. Тысячи наших соотечественников стали нелегалами, лишенными элементарных человеческих прав и не знающих, как их добиваться. Четвертую волну эмиграции кое-кто из старшего поколения диаспоры воспринимает как девятый вал, вредящий имиджу Украины.
По данным ВКУ, в Италии, например, живет более 500 тысяч украинцев, в Португалии — 300 тысяч, в Испании — 200 тысяч, а в целом в мире — миллионы новоприбывших. Они остаются гражданами Украины, но на улучшение политической и экономической ситуации в своем государстве могут влиять разве что передавая родным скромные заработки. Эти вынужденные эмигранты начали активно объединяться в общины. И не только ради сохранения национальных признаков. Они также стремятся добиться максимального участия в будущих выборах, чтобы их голосами в Украине никто не манипулировал. На конгрессе выражалась надежда, что Верховная Рада учтет и этот аргумент и ускорит окончательное принятие долгожданного закона о статусе украинца за рубежом.
Пожалуй, в самых острых дискуссиях проходила сессия комиссии человеческих и гражданских прав ВКУ. Она собрала очень много информации о положении украинских общин в разных регионах мира. Отношение к ним правительств и населения даже стран западной демократии часто безразличное, а то и направленное на их ассимиляцию. Что уж говорить о странах, где ростки демократии только всходят? По словам председателя комиссии, доктора из Торонто Юрка Деревича, особенно тревожна ситуация там, где украинцы проживают испокон веков и являются автохтонным населением, а не эмигрантами — в Польше, Словакии, Румынии, Молдове, России. Разрешение этих болезненных проблем, прежде всего, должна взять на себя Украина. Как же отстаивает нынешняя власть интересы своих граждан и собратьев за пределами родины? Слишком робко, а то и никак.
VIII Всемирный конгресс украинцев показал, что действительно независимое демократическое государство могут построить только сами украинцы. От того, каким будет магнитное поле Украины, зависит, покатятся ли волны эмиграции в обратном направлении и не накроет ли девятый вал саму Украину.