UA / RU
Поддержать ZN.ua

Отдать концы, чтобы потом рубить швартовы?

В День ВМС Украины премьер-министр Виктор Янукович сделал подарок ЧФ России. Пообещал подводную лодку...

Автор: Валентина Самар

В День ВМС Украины премьер-министр Виктор Янукович сделал подарок ЧФ России. Пообещал подводную лодку. «Мы предусмотрели при реформировании Вооруженных сил, — сбивчиво говорил В.Янукович, — составляющая Военно-морского флота в реформировании очень большая. Мы в ближайшее время, мы уже имеем график такой, введения в состав подводной лодки в составе Черноморского флота». Нет, ну конечно, премьер имел в виду украинский флот, но ошибка претендента на должность Верховного главнокомандующего для украинских военных моряков была особенно обидна. Агентства, естественно, оговорку премьера исправили, но некоторые телеканалы дали именно этот синхрон. К тому же предварив текстом с еще одной ошибкой. Поскольку далее
В.Янукович говорил о необходимости строительства новых кораблей, многие журналисты поняли, что субмарина будет «введена в состав» новая. Оказалось же, что речь шла о годами ожидающей завершения ремонта подводной лодке «Запорожье», а она у нас — не «еще одна», а всего одна. В общем, севастопольцы повеселились. А на следующий день грянул скандал.

Сначала агентства и интернет-издания распространили заявление общественного комитета «Украинский Севастополь», в котором со ссылкой на хорошо информированные источники утверждалось, что по договоренности президентов Л.Кучмы и В.Путина решено вывести из Севастополя украинский флот и перевести его базирование в Донузлав. «Украинский Севастополь» считает, что это приведет к установлению вооруженными силами России полнейшего контроля над городом. Моральное состояние многих офицеров, утверждают авторы заявления, «подавленное, они говорят о «последнем параде» украинского флота, о гибели эскадры, об измене высшего руководства после 12 лет борьбы за территориальную целостность Украины».

Источники «Украинской правды» в штабе ВМС были конкретнее: вывод части кораблей соединения, которое обеспечивает охрану водного района, из Стрелецкой бухты Севастополя намечен на первую половину августа. Затем в Донузлав, утверждал собеседник издания, будут перебазированы и другие боевые корабли, а сам штаб и командование украинского флота со временем переведут в Киев. В результате, сообщает «УП», в Севастополе останется только российский флот.

Все, конечно, сразу же припомнили двухнедельной давности заявления министра обороны России С.Иванова о том, что и после строительства новой базы ВМФ в Новороссийске ЧФ останется в Севастополе: «Две базы всегда лучше, чем одна. У нас достаточно морской пехоты, морской авиации, которые необходимо разместить в нормальных условиях и дислоцировать их в Краснодарском крае». Хотя следует знать, что С.Иванов не делал специальное заявление в Севастополе, а отвечал на вопрос журналиста телекомпании украинского флота. К тому же, ничего нового министр не сказал — планы России по данному вопросу уже заявлялись, более того — мало кто сомневается, что РФ будет настаивать на пролонгации соглашения о нахождении ЧФ в Крыму с главной базой в Севастополе после 2017 года. То есть позиция России как раз ясна и последовательна, в отличие от позиции Украины. В свете же корректировки военной доктрины нашей страны, случившейся тоже две недели назад, скандал вокруг возможного вывода украинских кораблей из Севастополя и вовсе выглядел как подтверждение прогнозов аналитиков о том, что вслед за приятным для В.Путина редактированием текста доктрины следует ожидать очередных уступок со стороны Л.Кучмы.

Официальный комментарий военные готовили и согласовывали весь день. В результате опровергнутым оказалось утверждение о планах вывести из Севастополя украинский флот (т.е. весь флот) в Южную военно-морскую базу на Донузлаве. «Это сообщение не отвечает действительности и носит провокационный характер», — заявил начальник Главного штаба ВМС И.Кабаненко в понедельник поздно вечером. Он подчеркнул, что базирование Военно-морских сил Украины и Черноморского флота России в Севастополе осуществляется в рамках базовых соглашений о параметрах раздела ЧФ бывшего Советского Союза, которые ратифицированы Верховной Радой Украины. «Это есть закон, и Военно-морские силы действуют в строгом соответствии с ним», — сказал начальник Главного штаба. Что же касается планов о выводе части флота, а именно — соединения кораблей охраны водного района, то последовавшие заявления и представителей командования флота, и пресс-службы Минобороны скорее воспринимаются как подтверждение.

В городе двух флотов известие о переводе украинских кораблей в Донузлав распространилось в аккурат после праздника ЧФ, во время которого встречались министры обороны Украины и России Е.Марчук и С.Иванов. Главнокомандующий ВМС Украины Игорь Князь рассказывает, что услышал эту новость от вернувшейся с базара супруги: «Она сказала, что на базаре говорят, что из Стрелецкой выводят корабли. Я говорю, наверное, на базаре лучше знают…». Оказалось, что на базаре также знали, зачем Украина освобождает причал в Стрелецкой бухте — чтобы разместить там бригаду кораблей морской охраны Пограничной службы. Ранее она дислоцировалась в Балаклавской бухте, однако в прошлом году Президент Украины издал указ о ее демилитаризации, с тем чтобы превратить бывшую базу подводных лодок в курортно-туристическую зону. Подводная лодка «Запорожье» теперь стоит на судоремонтном заводе Черноморского флота, а куда девать бригаду морских пограничников, до сих пор не решили. В интервью «ЗН» главнокомандующий ВМС Украины сказал, что ему не известно, где будут базироваться пограничники, на сегодняшний день решения о том, что это будет Стрелецкая бухта, — нет. Что же касается других сообщений в прессе, Игорь Князь сообщил «ЗН следующее.

О выводе флота из Севастополя

«Вывод украинского флота из Севастополя не планировался, не планируется и не будет планироваться. ВМС Украины находятся в Севастополе, на своей территории, на территории Украины, а Черноморский флот РФ находится на принципе аренды, на основании базового соглашения о разделе ЧФ бывшего Советского Союза. Мы находимся дома, они — в гостях, и кто откуда должен выходить? И мне не понятно, почему глупостям уделяется такое большое внимание. Почему пресса всякую белиберду распространяет. Я считаю, что это была попытка сорвать праздник (День ВМСУ. — Авт.), то настроение, которое было, и это попытка повлиять на результаты выборов».

О переводе кораблей в Донузлав

«В начале августа соединение кораблей в Донузлав выводиться не будет. И во второй половине августа, по-видимому, не будет. Окончательного решения не принято. Но вопрос рассматривается таким образом, чтобы упорядочить базирование кораблей. В соответствии с реформированием ВМС переходят на бригадную структуру. Мы 4 корабля перевели в Стрелецкую бухту с пункта базирования в Черноморском, потому что оттуда будут корабли выводится, там условия не подходят для базирования. А 4 корабля другого класса мы переводим в Донузлав, где есть условия базирования. Когда я там служил в конце 80-х годов, там базировалась 39 дивизия десантных кораблей Черноморского флота, это около 40 вымпелов, 17 бригада противолодочных кораблей ЧФ — порядка 12—15 вымпелов, бригада разведывательных кораблей, всего было около 60—70 кораблей плюс вспомогательные суда. То есть там инфраструктура более развита и позволяет базироваться большему количеству кораблей. И то, что туда могут переводиться какие-то корабли, — это вообще не тема для разговора, я не имею даже права с вами это обсуждать — есть секретная директива, которая никакого отношения к тому, что сейчас пишут, не имеет».

Об условиях базирования в Севастополе

«Вы видели, как корабли стоят в Стрелецкой бухте? Вот сегодня «Кировоград» (средний десантный корабль. — Авт.) выходил на учения, он выползал. Они стоят один к одному. Небольшой шторм — там побьет все корабли. Они там как селедки в бочке напиханы. Это касается причала 5 бригады. Там все катера стоят кормой, а должны стоять лагом, там такие условия, что нарушены все требования безопасности по базированию. А кроме Стрелецкой бухты у ВМС Украины больше пунктов базирования в Севастополе нет. То, что наши корабли стоят на Куриной, — так это причал ЧФ. За то, что российские корабли стоят в Стрелецкой, наши стоят на Куриной».

О переводе штаба флота в Киев

Игорь Князь адресует оппонентов к Стратегическому оборонному бюллетеню, разработанному на период до 2015 года и презентованному на прошлой неделе министром обороны. Планируется, что Вооруженные силы страны будут состоять из трех видов: Воздушных сил, Военно-морских сил и Сухопутных войск. Их главные штабы войдут в структуру Генерального штаба. После реформирования нынешней системы управления ВМС, говорит главком, «останется три компонента: главный штаб ВМС в структуре Генштаба, то есть в Киеве, а командование операций, куда войдет штаб эскадры разнородных сил, и командование обеспечения останутся в Севастополе, в этом же здании. И будут непосредственно управлять силами. Это запланировано до 2015 года. В ближайшее время говорить о каком-то переводе штаба и командования флота в Киев преждевременно».

Примечательно, что до пятницы никаких разъяснений либо заявлений Министерства обороны или Генштаба, первых лиц государства не последовало. Наверное, это должно означать, что тема яйца выеденного не стоит. Или же — как раз наоборот, а потому скандал пытаются «замолчать» в надежде, что без новых информповодов тема сойдет на нет. Впрочем, информации достаточно, чтобы попытаться сделать выводы о причинах возникновения опасений о судьбе украинского флота. Версия о том, что выброс сенсационных слухов в прессу связан с предвыборной кампанией — для обвинений оппозицией власти в сдаче национальных интересов — пока недоказуема. Виктор Ющенко, прилетев в Крым, в аэропорту не очень охотно комментировал журналистам появившуюся в этот день информацию: «Решения такой важности не могут возникать спонтанно, они не могут возникнуть в здоровой голове, разве что она перегрелась». По мнению кандидата в президенты, тема сдачи Севастополя может быть провокацией и «спекуляцией со стороны власти, чтобы расшатать общество накануне выборов». Украинско-российские отношения, сказал Ющенко, определены большим двусторонним соглашением. «Этот документ я знаю, другие — нет». Продолжением спекуляций на тему украинско-российских отношений назвал намерения вывести флот из Севастополя Александр Мороз. «Это продолжение политики торговли экономическим и военно-политическим суверенитетом страны ради одного человека. И еще одно подтверждение необходимости проведения реформы системы власти, чтобы интересы одного человека не ставились выше интересов государства», — сказал А.Мороз.

Заявления лидеров оппозиции так и остались бы малоизвестными. Если бы в пятничном номере газеты «Факты» не вышло интервью с Президентом Украины Леонидом Кучмой. Главный редактор газеты Александр Швец не спрашивал у Президента о планах перебазирования флота или его части из Севастополя в Донузлав, а попросил прокомментировать заявление Виктора Ющенко, опубликованное в Интернете. «Это действительно очередная политическая провокация, — ответил Л.Кучма. — Но не власти! А тех, кто сам об этом заявляет. Удивительно, что такие высказывания звучат из уст одного из кандидатов в президенты. Причем, заметьте, кандидата, в лексиконе которого много слов о нравственности, честности, порядочности... Неудивительно, к сожалению, другое — то, что об этом сообщает «Украинская правда», которая в последнее время попросту перестает быть украинской, и это уже становится очевидным для многих», — считает Президент.

«Относительно же Севастополя я хочу твердо заявить, что он является и останется главной базой Военно-морских сил Украины», — заявил Л.Кучма.

Таким образом, на сегодня официально подтвержденным остается намерение командования перевести какое-то количество кораблей из Севастополя в Донузлав. И это действительно может быть следствием перевода флота на бригадную структуру. На базе в Новоозерном (спасибо американцам, профинансировавшим перед учениями «Си бриз» восстановление инфраструктуры базы, оставленной ЧФ в плачевном состоянии) сейчас находятся только несколько вспомогательных судов. Вопрос только в том, какое количество кораблей уходит из Севастополя и сколько и каких остается. По словам источника в штабе ВМС, если переведут все соединение охраны водного района, насчитывающее 10 кораблей, — то это будет означать вывод из главной базы почти трети украинского флота, в котором сейчас около 30 боевых кораблей. Моряки утверждают, что соединение на сегодня — самое боеготовое подразделение флота. Поэтому непонятно, кто в таком случае будет выполнять задачи по охране водного района вместо выведенного соединения? Или наши морские рубежи доверим защищать дружественному ЧФ?

Замалчивание планов перебазирования части флота, в то время как весь город говорит, что намечено оно на 10 августа, выглядит уже, по крайней мере, тайной Полишинеля. Язык не повернется обвинить украинских офицеров в панических настроениях. Но откуда взяться уверенности в завтрашнем дне? И почему после отказа от вступления в НАТО им не поверить в почти фантастическую весть о договоренности президентов Л.Кучмы и В.Путина оставить Севастополь только для базирования ЧФ? Или в то, что присутствие там какой-то части украинских кораблей не будет чисто символическим, только для подтверждения того, что Севастополь — главная база ВМСУ. Потом, есть и чисто человеческий момент: корабли в Донузлав не сами по себе переводятся, это означает и перевод военных моряков, и переезд их семей. По некоторым данным, в Южную военную базу переводятся 300 военнослужащих, из них около 60 офицеров. Бывшие военные городки ЧФ Новоозерный и Мирный, оставленные россиянами, были переданы на баланс местных советов. Главком флота утверждает, что никаких жилищных проблем не предвидится: «Я изучил социальный вопрос. Из тех, кто переводится, всего 3 или 4 человека имеют квартиры в Севастополе. Но в Севастополе бесквартирных — 2 тысячи человек, а в Донузлаве — около ста. А квартиры мы планируем давать в Евпатории, где в этом году будет построено 140 квартир». Но уверены ли в этом люди, ожидающие смены места службы и жительства?

Еще один важный момент, который неоправданно умалчивается и военным, и политическим руководством: на сегодня уже совершенно очевидно, что условия базирования ВМСУ в Севастополе абсолютно не отвечают ни требованиям флота, ни интересам страны. Об этом много говорилось десятилетие назад, когда по условиям соглашения о разделе ЧФ россиянам отошли четыре бухты — Севастопольская, Южная, Карантинная и Казачья. Украине досталась только Стрелецкая, куда не могут заходить большие корабли. Поэтому фрегат «Гетман Сагайдачный», корабль управления «Славутич» и фрегат «Севастополь» «квартируют» у россиян на Куриной в Севастопольской бухте. Взамен ЧФ занимает часть причала в Стрелецкой. Что же будет дальше, когда сбудутся обещания пополнить корабельный состав украинского флота? Вот и премьер, и министр обороны на празднике обещали, что до конца года правительство изыщет деньги и корвет «Тернополь» встанет в строй. При этом, заметим, у российского ЧФ только в Севастопольской бухте есть более 500 стояночных мест, тогда как корабельный состав насчитывает около 300 кораблей и судов. Так что проблем с размещением пополнения у ЧФ еще долго не будет

В поисках того, кому было выгодно засветить тему в прессе, почему-то никто не подумал, что это выгодно, в первую очередь, народу и украинским военным морякам. Первому — дабы разговоры о гражданском контроле над армией не были просто словами. А офицерам, мичманам и матросам — чтобы их моральное состояние, как утверждает «Украинский Севастополь», не было подавлено. Настроения в офицерской среде действительно тревожные. И тому есть много причин. Реформа вооруженных сил пока что заключается для них только в сокращении — до конца года личный состав и количество служащих украинского флота должны уменьшиться на четверть. На баланс местных советов передадут 11 военных городков. Сокращение армии и флота военным руководством объяснялось необходимостью интеграции в структуры НАТО. Теперь, когда в НАТО никто не идет, грядущее сокращение воспринимается офицерами как ослабление ВМС на фоне явного усиления российского ЧФ, который активно прирастает и перевооружается. Как сообщалось, в течение этого года на ЧФ после ремонта поступит большая дизельная подлодка, еще одна субмарина будет перебазирована в Севастополь с Северного флота. Главкомом ВМФ В.Куроедовым ставилась задача: «Уже в 2005 году все подводные лодки Черноморского флота должны войти в состав сил постоянной готовности». По информации радио «Свобода», уже в сентябре военно-воздушная эскадрилья в Гвардейском (та самая, которую ранее обновили СУ-24М, могущими нести ядерное вооружение) будет реформирована в полк с увеличением количества самолетов и личного состава. Масштабнее стали учебные маневры черноморцев, а прошлогодний поход в Индийский океан и успешное проведение ракетных стрельб крейсером «Москва» (впервые за постсоветские годы) следует считать этапными в новой истории ЧФ. Этой осенью соединения боевых кораблей ЧФ дважды побывают в Средиземном море. Проведут совместные учения с ВМС Италии и примут участие в отработке совместного патрулирования Средиземного моря с кораблями НАТО. Как сообщили в пресс-службе ЧФ, в будущем такое совместное патрулирование может стать постоянным. Таким образом, Россия вполне может достичь одной из целей — постоянного военного присутствия в Средиземном море.

А что же украинский флот, пионер и флагман ВС Украины в сотрудничестве с НАТО? По словам Игоря Князя, в операции «Активные усилия», которая проводится постоянно действующим соединением НАТО в Средиземном море, корабли ВМС принимать участие не будут. «Вопрос о том, что наши корабли туда выйдут, не стоял. Вопрос ставился принципиально: наше государство присоединяется к операции «Активные усилия» или нет. Решение принято, президент заявил, что наше государство поддерживает эту операцию. Но о том, чтобы участвовать непосредственно, пока такого распоряжения нет», — сообщил главком ВМС «ЗН». На вопрос — не утратит ли НАТО интерес к украинскому флоту в связи с обретением такого партнера, как ЧФ, Игорь Владимирович ответил: «Как военный, я, например, радуюсь, что наконец-то ЧФ тоже будет участвовать в мероприятиях НАТО. Потому что в «Кооперативе партнер» Черноморский флот не участвует, а точно такие же учения проводятся на Балтике — и Балтийский флот в них участвует, и Северный флот тоже участвует. Я вам так скажу — у России сотрудничество с НАТО на несколько пунктов, даже десятков пунктов выше и теснее, чем у нас. Просто у них стараются это не афишировать — общество не готово это воспринять».

В отличие от главкома, офицеры, с которыми довелось беседовать в эти дни в Севастополе, радости за российских коллег при неучастии украинских кораблей в новой операции альянса не испытывают. «Если так пойдет и далее — нас просто спишут со счетов», — сказал мне капитан, участвовавший во многих НАТОвских учениях.

...Интересно, кто-нибудь в Киеве еще помнит, как июльским утром 1992 года сторожевой корабль СКР-112 под командованием капитан-лейтенанта Сергея Настенко, подняв государственный флаг Украины, покинул тогда еще российскую базу в Донузлаве и взял курс на Одессу. В погоню были отправлены малые противолодочный и десантный корабли, ракетный катер, в воздух подняты два самолета ЧФ. По корпусу СКР-112 четырежды открывали огонь, сбрасывали швартовые концы, чтобы вывести из строя рулевое устройство, а приспущенным якорем — винты. Так, волей не политиков, а преданных долгу защищать свою Родину офицерам, рождался украинский флот. Кто-нибудь может объяснить этим людям, что происходит?