UA / RU
Поддержать ZN.ua

ОТ ПЕРЕМЕНЫ ДЕКОРАТОРОВ ИЗМЕНЯЕТСЯ СПЕКТАКЛЬ

14 октября, выступая в одном из институтов Нью-Йорка, госсекретарь США Мадлин Олбрайт коснулась воп...

Автор: Юлия Мостовая

14 октября, выступая в одном из институтов Нью-Йорка, госсекретарь США Мадлин Олбрайт коснулась вопроса взаимоотношений США и Украины, несколькими словами обмолвилась о нашей предвыборной кампании и впервые при этом упомянула о существующих проблемах со свободой слова, проиллюстрировав это трудностями, которые переживает канал СТБ. Спустя несколько дней в интервью «Зеркалу недели» об СТБ вспомнил и Строуб Тэлботт. Именно этот канал в представлении американцев стал символом не правовых действий власти по отношению к частным СМИ. Американскую сторону, как, впрочем, не только ее, насторожил публичный скандал по поводу заблокированных счетов канала и возбуждения в связи с этим уголовных дел.

В свое время президент США Билл Клинтон во время встречи с Леонидом Даниловичем поднимал вопрос и о первом закрытии программы «Пiслямова». Возможно, это поспособствовало ее повторному возрождению на канале «1+1», но спустя год это не помешало вновь ее закрыть. Поможет ли американский интерес, проявленный к СТБ, этому каналу сегодня - даже не вопрос: поздно. Неудивительно, что Соединенные Штаты все еще пребывают в неведении по поводу тех необратимых изменений, которые за последние месяцы произошли на СТБ. О них точно так же неизвестно и украинскому зрителю, хотя последствия этих изменений зритель не мог не заметить. В сентябре жесткие «Вікна-новости» СТБ, некоторыми даже воспринимавшиеся как оппозиционные, стали мягкими и бархатно-нейтральными. В октябре в отношении некоторых сюжетов, тем и программ о нейтральности стало сложно говорить. И сегодня ряд журналистов канала, в основном имеющие отношения к ведению и подготовке программы «Актуальная камера», взбунтовались. Такой была реакция коллег на действия двух членов административного совета СТБ - первого вице-президента и финдиректора канала Алексея Федуна и помощника Президента Украины Сергея Куцого.

Эмоции, выплеснувшиеся в среду, четверг и пятницу, стали следствием недопущения к прямому эфиру в программе «Актуальная камера» бывшего руководителя канала Николая Княжицкого. Мотивировка Куцого и Федуна была, по словам корреспондентов СТБ, четкой и конкретной и заключалась в том, что якобы один из советников Президента, активнейшим образом занимающийся предвыборной кампанией Леонида Кучмы, категорически запретил, в независимости от времени и повода, предоставлять эфир Николаю Княжицкому. Именем этого же советника, по словам журналистов СТБ, Сергей Куцый вырезал из сюжетов «Вікон» нейтральные сообщения о ряде кандидатов в президенты и отслеживал исключительную позитивность информации по Леониду Кучме. Однако, справедливости ради, нужно заметить, что изменение политической линии СТБ обострилось, но отнюдь не началось с приходом Сергея Куцого на канал.

На самом деле все началось гораздо раньше, а именно в начале июля, когда в офисе российской нефтяной компании «Лукойл» раздался звонок с украинского Олимпа. Общеизвестно, что ряд компаний-соучредителей СТБ весьма близки к «Лукойлу». По данным, которыми располагает «Зеркало недели», лично звонивший не столько журил руководителей компании за жесткую позицию, занимаемую СТБ, сколько выражал недовольство присутствием на канале бизнесмена и бывшего советника Президента Украины Владимира Сивковича.

Надо сказать, что Леонид Кучма далеко не единственный украинский политик, имеющий претензии к одному из учредителей канала СТБ. Владимир Сивкович в лице авиакомпании «Вита» обладал 32% канала. О том, что именно он был инициатором ряда авантюрных проектов, в конечном итоге бьющих по репутации СТБ, «Зеркало недели» писало неоднократно. Многие украинские бизнесмены, в том числе и от политики, были убеждены в том, что критические сюжеты, появлявшиеся на СТБ, были направлены против них коварной рукой Владимира Сивковича. На самом деле Сивкович не столько был, сколько слыл, иными словами, больше рассказывал о своей причастности к острым сюжетам, чем был причастен к ним на самом деле. Но так или иначе, а критическая масса недовольных Владимиром Сивковичем достигла своего пика. Он должен был уйти, передав свои акции кому-то другому. Переговоры о продаже велись с рядом крупных украинских бизнесменов. На этот пакет претендовал и Игорь Бакай, дело дошло даже до встречи Бакая и Сивковича с Президентом, на которой было решено, что Бакай приобретает долю Сивковича на СТБ, а власть в свою очередь разблокирует счета канала и закроет уголовные дела, возбужденные в связи с этим. В конечном итоге Сивкович свою долю продал, но не Бакаю и никому из украинских медиа-хозяев. Состав учредителей изменился лишь в той части, что из учредителей СТБ вышла авиакомпания «Вита» и ее доля распределилась между раннее зарегистрированными учредителями канала. Осмелимся предположить, что место, освобожденное компанией «Вита» в августе, «затянулось» компаниями, близкими к «Лукойлу». Однако, на сегодняшний день документально процесс перераспределения акций не завершен.

Компания «Лукойл» весьма активно работает на украинском рынке и телевизионный канал, к которому имеют отношение близкие к «Лукойлу» структуры, возможно представляющие частные интересы представителей руководства компании, на самом деле являлся скорее хобби, нежели прямым видом деятельности. С Украиной у «Лукойла» связан ряд перспективных проектов, и в этой ситуации абсолютно понятно, что руководство компании, выбирая между демократией и прибылью, не захотело ссориться с властью и отдало предпочтение второму. К чести компании нужно заметить, что она не пыталась установить на канале жесткую цензуру. Александр Богуцкий - известный львовский журналист - стал на канале той компромиссной фигурой, которая определенным образом отслеживала политическую линию СТБ и она, эта линия, в нынешних украинских условиях гораздо больше общего имела со свободой, нежели с цензурой. «Зеркало недели» располагает информацией о том, что Александр Богуцкий был хорошо знаком с руководителем одного из штабов Президента. Это давало ему возможность быть проводником «власть-канал». Но поскольку Богуцкий помимо знакомств обладает четкими представлениями о хорошем и дурном вкусе в журналистике, то его кураторство позволило внедриться на канале негласному закону: «Мы лояльны к Президенту, но мы освещаем предвыборную кампанию всех кандидатов и не занимаем в отношении их киллерскую позицию».

Так и жил СТБ, не зная проблем ни с учредителями, ни с властью, до того момента, пока на канале не возник внутренний конфликт амбиций, следствием которого и стало недопущение к эфиру Николая Княжицкого. Война за влияние на канал развернулась между находящимся в Москве Николаем Княжицким и его командой на СТБ - с одной стороны и вице-президентом, двоюродным братом одного из непосредственных руководителей «Лукойла» Алексеем Федуном и помощником Президента Украины Сергеем Куцым - с другой. Скорее всего у обеих сторон существует друг к другу масса претензий и это в принципе было бы абсолютно внутренним делом канала, если бы одна из них средством своей борьбы не выбрала усиление своих позиций за счет поддержки власти. По мнению журналистов канала Сергей Куцый пытается быть в отношении Президента святее Вадима Долганова, что, несомненно, вызывает раздражение в коллективе, который достаточно длительное время был разбалован свободомыслием. К слову, во время переговоров между Банковой и учредителями канала, вопрос о цензоре ставился и власть предлагала на это место Вадима Долганова, который в тот момент еще не был назначен президентом НТКУ. Однако, по данным «ЗН», именно Николай Княжицкий убедил учредителей в том, что Сергей Куцый, несколько лет проработавший до ухода во власть с коллективом СТБ, гораздо лучше подойдет для выполнения подобных функций на канале...

Один из авторов программы «Актуальная камера» - Артем Петренко на вопрос «Зеркала недели»: «Считаете ли вы, что Сергей Куцый на канале СТБ выполнял роль цензора?», дал утвердительный ответ. «Сначала я думал, что просто советуюсь с ним, - говорит Артем, - однако, когда мое мнение не совпало с его представлениями о том, что должно быть в конкретной программе, то Сергей Александрович сказал мне, что я должен делать так, как сказал он. И когда я поинтересовался, с какой стати, то Куцый мне посоветовал сходить к президенту канала, чтобы тот объяснил мне, кто здесь решает. Сергей Куцый при мне не ссылался на то, что выполняет поручение конкретного человека из команды Президента. Он говорил, что действует из соображений объективности, но мои взгляды на объективность сильно отличаются от его. Вот последний пример: было решено и согласовано с Куцым, что в программу, посвященную деятельности следственных комиссий Верховной Рады, мы приглашаем Александра Жира - главу комиссии по расследованию криворожского теракта. Но в этот день Александр Жир выступил с заявлением, неприятным для Банковой, и тут же мне было запрещено приглашать его в программу. Вместо него в программу был приглашен человек из Минюста и депутат Колиушко. Когда начали закручиваться гайки на канале? Примерно, недели две назад. Я не хочу участвовать в нечестной предвыборной борьбе на стороне одного кандидата. Именно поэтому я написал заявление об отпуске. Я хочу работать честно. Но я допускаю, что меня могут уволить».

Сергею Александровичу Куцому, человеку, много лет связанному с СТБ, в недавнем прошлом возглавлявшему пресс-службу Президента, а с 10 августа ставшему членом административного совета канала СТБ, мы также задали несколько вопросов.

- Считаете ли вы свои функции, выполняемые на канале, - цензорскими?

- Нет. Я вообще не отношусь к менеджерам канала и поэтому не могу принимать никаких решений. Единственное, чем я занимаюсь, так это выполняю волю учредителя. Представитель учредителя в лице первого вице-президента Алексея Федуна пригласил меня для того, чтобы я помог сделать подачу материалов на канале более сбалансированной. За время оказания мной этой помощи на канале в программе «Актуальная камера» появились Митюков, Горбулин, начальник управления Минюста. Я, например, советовал журналистам в ньюс-рум, как правильнее и интереснее осветить обсуждение в российской Думе заявление матери Иванченко. Я посоветовал обратиться в СБУ и МВД и добиться эксклюзивного комментария. Подобные действия я ни в коем случае не считаю цензурой.

- А почему Николай Княжицкий не был допущен в эфир?

- Это решение принимал не я, а Дмитрий Прикордонный и Алексей Федун, но в свою очередь могу вам сказать, что присутствие Николая Княжицкого в «Актуальной камере» не считаю целесообразным. Во-первых, потому, что раньше была определена тема программы - следственные комиссии ВР. А во-вторых, он хотел обсуждать состоявшийся в этот день его суд с «Киевскими ведомостями» по поводу публикаций писем Марьяны Черной, а это не тема дня, да и потом его выступление могло бы быть расценено как давление на общественное мнение и суд, который еще не закончен. Суд с «Киевскими ведомостями» - это проблема не канала, а Княжицкого. У Николая есть свои резоны считать эти письма не подлинными и не соглашаться с их содержанием. Среди журналистов ньюс-рума по этому поводу мнения неоднозначны.

- Сергей, а как, по вашему мнению, возможно совмещение поста помощника Президента с членством в административном совете коммерческого канала?

- В начале октября я написал заявление о предоставлении мне творческого отпуска. В связи с подготовкой для издательства «Молодь» научного труда на тему об использовании современных электронных СМИ в избирательном процессе в Украине (1994-99 гг.). Сегодня, то есть в пятницу, это заявление подписал первый помощник Президента.

- Но в отделе кадров администрации Президента мне сказали, что вашего заявления нет.

- Думаю, что после обеда оно уже дойдет до отдела кадров...

Вот, собственно, и все. Итог произошедшего - налицо. Читатели получили представление о том механизме, который заставляет частный канал, финансируемый к тому же в основном зарубежным капиталом, поддерживать власть. Среди результатов произошедших на канале изменений - одно заявление об уходе пресс-секретаря Ирины Чемерис, заявление об отпуске президента канала Дмитрия Прикордонного, журналистов Артема Петренко, Иванны Каберник, Ирины Ванниковой. Все остальные пока на местах, и не нужно категорично считать тех, чьим приоритетом оказалась необходимость обеспечивать семью, - штрейкбрехерами. Точно так же не стоит возводить в ранг героев тех, у кого приоритетным оказался инстинкт морального самосохранения.

Александр Богуцкий, скорее всего, с понедельника устранится от проблем канала и посвятит себя целиком и полностью программе «Обирай майбутнє». Николай Княжицкий вернется в Москву, где согласно официальной версии проходит курс лечения, а согласно неофициальной информации - рассматривает серьезное предложение «Лукойла» о сотрудничестве с этой компанией.

«Зеркало недели» почувствовало себя совсем одиноко.