UA / RU
Поддержать ZN.ua

Осторожно! Идет снятие Марчука!

Затянувшаяся отставка министра обороны Евгения Марчука стала одним из украшений последних недель эпохи Президента Леонида Кучмы...

Автор: Юрий Бутусов

Затянувшаяся отставка министра обороны Евгения Марчука стала одним из украшений последних недель эпохи Президента Леонида Кучмы. Один из творцов этой эпохи уходит так же, как прошла его политическая карьера, — неспешно, в обстановке секретности, недомолвок, без подробных официальных комментариев, в сопровождении подозрений, загадок и нескольких преданных людей. Президент снимает не просто министра, а человека, который много весит, много знает и сильно мешает.

Он не записался в добровольцы

Технология отставки — первая загадка для Евгения Кирилловича в данной ситуации. Нельзя сказать, чтобы отставка была совсем уж внезапной. Последние пять лет Марчук постоянно находился в подвешенном состоянии. После избирательной кампании 99-го года, пути отхода в любой другой лагерь, кроме команды Кучмы, были Марчуку заказаны. Впрочем, на месте секретаря Совета национальной безопасности и обороны Украины, который на все влияет и ни за что не отвечает, он чувствовал себя весьма комфортно. Увы, Министерство обороны способно испортить репутацию кому угодно. Разваленная армия, где почти отсутствует эффективная система управления, где условно боеспособными являются большинство частей и соединений, где самое высокое в Европе число бесквартирных офицеров, где груды оружия и боеприпасов некому ни охранять, ни утилизировать, является оселком, на котором карьера может сломаться в любой момент. Вполне понятно, что когда год назад Президент Кучма настоятельно предложил Марчуку сменить СНБО на должность в исполнительной власти, это был явный признак опалы. Сам Марчук трижды пытался «соскочить» с крючка, но Леонид Данилович жестко поставил вопрос — Марчук обязан «добровольно» стать министром обороны. Выпадать из обоймы Евгений Кириллович не пожелал, поскольку считал, очевидно, что находится в прекрасной политической форме. Президент, как обычно, проявил незаурядное чутье — именно на Марчука выпала печальная забота отвечать за взрыв двух складов с боеприпасами, посылать войска в Ирак, объявить о реформе и кардинальном сокращении армии.

Кресло зашаталось под Марчуком в тот момент, когда на самом деле никаких ЧП, ответственность за которые можно было бы возложить на министра, не происходило. Накануне заявления президента об отставке министра, генеральный прокурор Геннадий Васильев на специальной пресс-конференции внезапно заявил об ответственности Марчука за катастрофу украинского вертолета в Турции. Хотя известно, что вертолеты в Турции работают не первый год, и сам министр по своему личному хотению и без согласования никого никуда не пошлет. С другой стороны, мало ли на кого только не наезжает украинская ГПУ? Уже на следующий день после тирады Васильева Марчук докладывал очередной законопроект по армейской реформе в Верховной Раде. А Кучма посещал Павлоградский химический завод, который занимается утилизацией боеприпасов. И вдруг, выступая перед журналистами, Леонид Данилович сделал сенсационное сообщение. «Я сегодня заявил — я принимаю отставку Марчука за то, что в этом плане делается здесь (на Павлоградском заводе) не так, как необходимо действовать по-государственному… Вы знаете, какое огромное количество (боеприпасов) и какую угрозу они представляют для страны. Последние события — яркие тому свидетели… Поэтому этот процесс, это практически открытый саботаж — я такого не понимаю», — отметил глава государства. Никакой расшифровки «саботажа» Президент до сих пор не дал. Поэтому неизвестно, каким образом Марчук, который с первых дней пребывания на министерском посту выступал с требованиями скорейшей утилизации боеприпасов, начал этот самый процесс саботировать. По тем официальным и неофициальным данным, которые доступны «ЗН», программа утилизации боеприпасов выполняется согласно плану и объемам финансирования. Да и сам годовой план утилизации «благодаря» взрывам в Новобогдановке еще в мае был выполнен на 200 процентов. Кроме того, вопросы утилизации находятся под постоянным надзором администрации Президента, и Президент уполномочил лично премер-министра Виктора Януковича лично контролировать этот вопрос.

Впрочем, наши власти никогда не утруждают себя публичным указанием истинных причин тех или иных кадровых решений. Куда интересней аппаратная логика. Связавшись с кругами, близкими к руководству Министерства обороны, «ЗН» получило достоверную информацию, что никакого заявления об отставке Марчук не писал и сам находится в полном недоумении. Он очень хотел спокойно доработать в своей должности еще два месяца и решать вопрос о своей дальнейшей судьбе уже после выборов. О словах Верховного главнокомандующего министр обороны узнал из сообщения информационного агентства. Что же в таком случае «принял» президент? В течение двух суток ни Президент, ни премьер-министр, ни глава администрации президента с Марчуком не связывались даже по телефону. Не дай бог, до военного переворота дойти может! По неофициальным данным, для Януковича решение Кучмы также оказалось неожиданным. И все в той же бесконтактной форме, не общаясь с опальным членом Кабинета министров, глава правительства отметил: «убежден в том, что у Президента были основания» для принятого решения. Казалось, в силу своего статуса Янукович должен был бы подробно объяснить, какие такие недоработки у его подчиненного в деле утилизации боеприпасов, за которое он сам тоже отвечает.

За отсутствие собственного имиджа?

Какие мотивы могли подвигнуть Леонида Даниловича, признанного мэтра конфликтологии и аппаратных войн, на то, чтобы со скандалом уволить Марчука за полтора месяца до конца своих президентских полномочий, в разгар избирательной кампании? Зачем убирать пусть и довольно самостоятельного (по меркам администрации Президента) министра, который, однако, был несомненно лоялен к Кучме? Зачем конфликтовать с бывшим премьер-министром, бывшим кандидатом в президенты, бывшим главой Службы безопасности, бывшим секретарем СНБО, который знает очень многие пикантные детали жития правящей элиты? Зачем, наконец, чисто по-человечески ссориться с человеком, с которым работаешь многие годы, накануне пенсии?

В нынешнем правительстве министр обороны был «белой вороной». При всей обтекаемости своей политической фигуры Марчук, конечно, был достаточно самостоятельным игроком, с личным выходом на Президента. Виктор Медведчук имеет свои взгляды на то, кто и как должен формировать информационные потоки вокруг главного кабинета в АП. И как показала ситуация со взрывом складов в Новобогдановке, у Медведчука есть свои четкие представления кто и как должен реформировать военное ведомство. А Евгений Кириллович любит и умеет строить собственные схемы, и не реагирует, когда кто-нибудь, кроме Кучмы, пытается ему диктовать свою волю. Надо заметить, что «карт-бланш» на такую политику министру обороны предоставил Леонид Данилович. И Марчук им пользовался на полную катушку.

И однажды перегнул палку

Гиперосторожный Евгений Кириллович, возможно, до сих пор раскаивается за свое недавнее интервью Би-би-си. На «провокационный» вопрос журналиста, кого поддержит на выборах украинская армия, Марчук, словно министр обороны какой-то страны НАТО, наивно и самоуверенно заявил, что, мол, армия не будет поддерживать какого-то конкретного кандидата в президенты. Вот он, дурманящий воздух свободы… Поскольку Марчук не мелькает по телевизору и редко напоминает личному составу, что только нынешний премьер понял и удовлетворил нужды армии, его вольнодумство не нашло понимания во властных коридорах. И здорово подогрело антимарчуковские настроения.

Практически весь последний год в министерстве шла борьба за централизацию управления и контроля за имущественными активами военного ведомства. Однако отсутствие сильной управленческой команды не позволило министру просто даже поставить под контроль всю систему управления. Как известно, армия является неиссякаемым источником «дерибана» для многих сноровистых бизнесменов от политики. Реализация военной техники, зданий и земельных площадей многократно умножает стартовый капитал целого ряда финансово-политических группировок. За последний год Марчук серьезно испортил отношения практически со всеми самыми крупными группами влияния в окружении Президента. Очень серьезные конфликты возникали не только с двумя основными командами президентских фаворитов, но и с могущественным Государственным управлением делами Игоря Бакая. По неофициальным данным, недавний выговор министру от Президента Кучмы, связанный с низким темпом работ по демилитаризации Балаклавской бухты, может быть связан с конфликтом между Марчуком и Бакаем. Евгений Кириллович и Игорь Михайлович по-разному смотрели на то, как должны распределиться земельные площади в Балаклаве, которые имеют очень высокую ликвидность для курортного строительства. Кучма поддержал Бакая. Как говорят, управление делами получило за последний год целый ряд перспективных объектов — заводов, санаториев, земельных участков — якобы на основании одних лишь президентских распоряжений.

У Марчука были серьезные политические оппоненты и в его родной среде сотрудников спецслужб, на которых он до сих пор опирается в своей работе. Большой проблемой для министерства стала деятельность нынешнего секретаря СНБО Владимира Радченко. Владимир Иванович хорошо разбирается в военно-технических вопросах. Он, как показали записи разговоров в кабинете Президента, представленные парламентской комиссией Григория Омельченко, настроен враждебно по отношению к Марчуку. По мнению источника, недалекого от Совбеза, за минувший год аналитические материалы СНБО по состоянию армии были резко критическими.

«Марчук знал, что меня
пишет Мельниченко»

Самое любопытное, что, скорее всего, большую и, к сожалению, пока трудно исследуемую роль в отставке министра обороны сыграл кассетный скандал. Источники в Министерстве обороны рассматривают ее как основную причину. Евгений Кириллович в свое время делал все, чтобы доказать свою лояльность и преданность Президенту Кучме в этом кризисе. Он самоотверженно выступал на всех телеканалах с рассказами о полной невозможности осуществить запись в кабинете Президента. Он разоблачал происки оппозиции, которая осмелилась шить дело гаранту Конституции. Но чем больше он защищал гаранта, тем тверже становились подозрения Леонида Даниловича в причастности Марчука к операции Николая Мельниченко. Как говорят, большой резонанс во властных коридорах неоднократно вызывали замечания Кучмы, что, мол, «Марчук знал, что меня пишет Мельниченко». Более того, Президент делился мнением с «доброжелателями», что Марчук и был организатором прослушки. Президент, по словам наблюдателей, не раз возмущался отсутствию в записях компромата на Марчука (к слову сказать, согласно материалам комиссии Омельченко, существует по крайне мере две большие записи разговоров Марчука). Зная отличную память Кучмы и то, сколько сил он тратит на ликвидацию последствий кассетного скандала, можно не сомневаться, что даже предполагаемое и подозреваемое участие Марчука в этой истории, оставило самый глубокий рубец в восприятии Президентом своего министра обороны.

Для постпрезидентской репутации Леонида Кучмы крайне важно, чтобы сама идея кассетного скандала, независимо от содержания записей, была дезавуирована. В этой схеме содержание разговоров на диване Президента было бы логично заслонить незаконной и неморальной позицией организаторов прослушки, преследующих свои узкокорыстные политические интересы.

В качестве носителей такого клейма Евгений Кириллович, наравне с Александром Морозом являются необходимыми мишенями. Следует отметить, что в ходе избирательной кампании появилось большое количество информационных материалов, которые акцентируют внимание именно на якобы «вредном» для интересов Украины диктофонном детективе, и только вскользь касаются вопроса об ответственности фигурантов пленок. В статьях одного из участников кассетного скандала Владимира Цвиля была подчеркнута роль Марчука в действиях Мельниченко. О связке Марчука и Мельниченко говорила программа «Закрытая зона» на «5-м канале». Эта программа «5-го канала» стала единственной передачей оппозиционного эфира, которая удостоилась чести быть почти полностью процитированной в «Эпицентре» Вячеслава Пиховшека. «Эпицентр» всегда очень точно представляет общественности позицию Леонида Кучмы по разным злободневным вопросам. Накануне отставки Пиховшек, известный своими тесными рабочими отношениями с Президентом, специально отметил участие Марчука в кассетном скандале как прискорбный и практически неоспоримый факт.

Проанализировав комплекс факторов, можно сделать вывод, что критическое отношение к Марчуку у Леонида Даниловича уже давно оформилось в желание выбросить Евгения Кирилловича из властной обоймы. Но именно в данный момент, в данной ситуации это желание кристаллизовалось в весьма оригинальной форме. Президент решил выбросить Марчука из политической колоды, но, очевидно, до конца не решил куда. В любом случае, создать скандал вокруг отставки Марчука власть сможет только своими силами. По мнению кругов, близких к руководству Министерства обороны, экс-министр не будет делать накануне выборов никаких резких шагов, самостоятельных политических маневров, искать сближения с оппозицией. Если только его не начнут «прессовать».

Вполне вероятно, что движущим мотивом Леонида Даниловича могла стать и чисто психологическая причина. Сейчас уже все можно. Любой каприз. Президент уходит, оставляя свою эпоху на суд преемников. Президент хотел бы забрать свою эпоху с собой.