UA / RU
Поддержать ZN.ua

Ошибка президента?

Отставки Геннадия Москаля с должности постпреда президента в плотно заселенных «регионалами» крымских кабинетах не просто ждали, ее усиленно добивались...

Автор: Валентина Самар

Отставки Геннадия Москаля с должности постпреда президента в плотно заселенных «регионалами» крымских кабинетах не просто ждали, ее усиленно добивались. И с помощью парламентских обращений к президенту (в разгар антинатовских акций в Феодосии), и используя полный набор кулуарного инструментария. Поэтому отставка Москаля сегодня выглядит как сдача президентом своего верного и сильного сторонника, а спикер Гриценко не скрывает радости от своей, как он считает, победы. Правда, непублично. Однако последовавший в тот же день указ о назначении генерал-лейтенанта милиции Г.Москаля заместителем председателя СБУ не просто существенно меняет фокус «крымской» новости. Собственно, это уже две разные и важные в силу политического момента темы: очередной шаг секретариата президента в попытке взять под контроль деятельность СБУ и сохранение контроля главы государства над таким важным с точки зрения национальной безопасности и внутриполитических игр региона, как Крым.

В интервью «ЗН» Геннадий Москаль напрочь опровергает разговоры о своей отставке как «сдаче» его по требованию крымских «регионалов»: «Причина отставки с поста постпреда — назначение заместителем председателя СБУ. И только». Круг обязанностей в новой должности Г.Москаль пока не называет — говорит, что окончательное решение будет принято в понедельник. О собственных предпочтениях уклончиво ответил словами песни Оксаны Билозир: «Якщо не маєш те, що любиш, то люби те, що маєш». В то же время руководитель пресс-службы СБУ Марина Остапенко сообщила «ЗН», что в обязанностях нового зама — «выполнение задач, которые поставил перед ним президент при подписании указа. А именно — налаживание действенных и эффективных связей с другими правоохранительными органами — МВД, пограничной службой, таможней и Генпрокуратурой», хотя не исключает, что могут быть изменения.

Но вопрос даже не в полномочиях, а в самом факте прихода генерала милиции в СБУ, исходя из известных сложностей во взаимоотношениях этих ведомств, во-первых, и отношении спецслужбистов к личности Москаля, во-вторых. И если правдива версия о том, что назначение Геннадия Москаля — это ответ Банковой на назначение Нестора Шуфрича главой МЧС, то надо ли считать «ответкой» за Москаля назначение Владимира Радченко вице-премьером, который будет курировать силовые ведомства? И что останется от страны, если этот обмен «щелбанами» будет продолжаться?

Назначение же В.Радченко сократило число вероятных компромиссных кандидатов на должность главы СБУ. В свою очередь, среди них появился Г.Москаль, проходимость которого через парламент сегодня выглядит просто фантазией. Тем не менее, Геннадий Геннадиевич, заметив, что предложений от президента пока не было, поделился следующими соображениями: «Вопрос проходимости — это вопрос политической ситуации на момент внесения кандидатуры на должность председателя СБУ. И того, кого сегодня считают проходным, через неделю могут и на порог ВР не подпустить. А тот, который слывет непроходным, — получит поддержку. Сейчас нет процессов долгосрочных, скорее — ситуативные и являются предметом политических договоренностей».

Теперь, что касается Крыма. Несомненно, Геннадий Москаль в очередной раз доказал, что не место красит человека, а как раз наоборот. За полгода его работы в Крыму, где власть почти тотально принадлежит «регионалам», прежде малоэффективный, а потому почти декоративный институт постпредства президента автономии превратился в центр влияния на ситуацию. При отсутствии сильной оппозиции именно постпредство стало своего рода «теневым правительством», подвергавшим анализу законность всех решений парламента и правительства АРК, особенно касающихся «вкусных» земельных и имущественных вопросов с последующим реагированием — вплоть до судебных исков. Причем, максимально публично — постпредство стало просто главным информационным источником для СМИ. При этом, естественно, и центр получал из Крыма полную и достоверную информацию, собранную и с применением богатого опыта оперативно-разыскной работы генерала, которому крымские начальники часто отказывались предоставлять информацию официальным путем.

Отдельная тема — созданная по просьбе Г.Москаля специальная следственная бригада МВД и ГПУ, поднявшая из небытия уголовные дела по резонансным преступлениям прошлых лет и по которым были засвечены многие крымские депутаты и политики разного калибра. Самый больной удар по «регионалам» — задержание правой руки спикера — Александра Мельника, объявленного постпредом одним из руководителей ОПГ «Сейлем». А.Гриценко может воспринимать как личную обиду и напоминания Москаля о его первом спикерстве — тогда кадры в Крыму расставлял тот же «Сейлем»; провал с назначением нескольких своих выдвиженцев на посты глав райгосадминистраций — один из них был уличен в подделке диплома о высшем образовании. Поэтому, подозреваю, отставка — это самое гуманное, чего желали для Москаля влиятельные «регионалы» и их союзники, а также бизнес-партнеры.

«Когда меня спрашивали, почему вы плохо сотрудничаете с местной властью, я всегда спрашивал в ответ: скажите, с кем я должен сотрудничать, — говорит Г.Москаль. — С премьером Плакидой — так он же несамостоятельный, за него решает спикер Гриценко. Гриценко ничего не решает без Мельника. А Мельник делает все, что ему скажет Пригодский, а кто советует ему — я уж и не знаю. Поэтому я работал совершенно независимо, потому что нет в Крыму во власти самостоятельных людей». На освободившееся место Г.Москаль рекомендовал секретариату несколько кандидатур, фамилии которых не называет. Но критерии следующие: «Этот человек должен быть независимым от крымского политикума и желательно — вообще не крымский. Второе — он должен быть таким, чтобы не начать работу с того, что взять кусок земли, а потом его будут этим шантажировать».

В прессе гуляет такой длинный список претендентов, что создается впечатление, что за кресло постпреда в автономии решили посостязаться все главные политические игроки. Только не верьте информации о Юрии Луценко, это, кажется, на Банковой так шутят. Но кто бы ни был назначен на вакантную должность постоянного представителя — неважно, потому что это будет не Москаль. Скамейки запасных у В. Ющенко в Крыму нет, так — пара табуреток, причем из личной коллекции. Одну из них прочно занимает Валерий Пробей-Голова, в конце прошлого года назначенный заместителем постпреда. У Валерия Борисовича репутация крепкого хозяйственника, хорошего управленца и давнишнего банковского знакомца Виктора Ющенко. Две последние избирательные кампании Пробей-Голова руководил штабами «нашеукраинцев» и кандидата в президенты Ющенко. После оранжевой революции его прочили в премьеры, затем — в постпреды, но в результате он возглавил налоговую администрацию в Крыму. Валерий Борисович слывет человеком бесконфликтным и контактным. Черты похвальные, но не в ситуации, когда постпредство — единственный противовес монополии во власти одной политико-бизнесовой силы, с которой надо не договариваться, а контролировать.

Геннадий Москаль оставляет преемнику хорошее наследство (представительство переехало в собственное здание, а штат увеличен, в том числе еще одним замом), и добрую весть: слухи о том, что специальная следственная бригада ГПУ и МВД, которую уже окрестили «по борьбе с депутатами», прекращает работу, — неправда. «Бригада не сворачивает, а наоборот, наращивает свою работу, поскольку Генпрокуратура выделила дополнительных следователей для расследования уголовных дел по преступлениям, совершенным ОПГ «Сейлем» и «Башмаки». Причем, следователей наиболее профессиональных, а тот, кто, скажем так, не совсем справлялся с расследованием, по моим данным уволен из органов прокуратуры. Кроме того, Михаил Корниенко, в свое время тоже возглавлял главк милиции в Крыму, и ему не надо объяснять, кто такие Мельник, Карасев и прочие».

Руководители Крыма на этой неделе встречались с президентом. Речь, конечно же, шла и о новом постпреде. По неофициальной информации из крымских коридоров власти, Виктор Ющенко согласен, что кандидатура должна быть компромиссной. И назначение ожидается до приезда президента в Крым в середине февраля. Тогда, пожалуй, и можно будет сказать, как сильно ошибся президент.