UA / RU
Поддержать ZN.ua

ОКУРКИ МАССОВОГО ПОРАЖЕНИЯ ПРЕЗИДЕНТ И ПРЕМЬЕР СКРЫВАЮТ СВОЮ ДОЛЮ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ВЗРЫВ АРМЕЙСКИХ СКЛАДОВ ПОД МЕЛИТОПОЛЕМ

Пять человек погибло, материальный ущерб более 2,5 миллиарда гривен — такова цена катастрофы, которая была предсказана и которая не могла не произойти...

Автор: Юрий Бутусов

Пять человек погибло, материальный ущерб более 2,5 миллиарда гривен — такова цена катастрофы, которая была предсказана и которая не могла не произойти. 275-й базы хранения артиллерийских боеприпасов Южного оперативного командования больше не существует. Вместо нее создается миф о дураках в погонах, героях-спасателях и, самое главное, о чутких «отцах народа», принявших все возможные меры, решительно наведших порядок и пекущихся об общественном благе. А в это время роковые окурки тлеют на еще более крупных складах, расположенных вблизи больших городов.

Человеческий фактор

17 апреля «ЗН» опубликовало статью, где анализировалась взрывоопасная ситуация с хранением боеприпасов в Министерстве обороны Украины. Исходя из существующего развала армейской системы, делался вывод о неизбежности новых чрезвычайных происшествий, аналогичных взрыву склада боеприпасов в Артемовске в 2003 году. К сожалению, уже 6 мая взрыв военной базы в Новобогдановке показал, что жизнь безжалостней любых версий.

Воинская часть А 2985 представляла собой один из крупнейших складов боеприпасов в Украине — 90 тысяч тонн снарядов, ракет и мин всех классов. Это примерно на 20% превышало возможности штатного хранения. Но перегрузка не являлась чем-то особенным — все объекты этого типа забиты боеприпасами сверх всяких норм, и вывозить излишки некуда. Как справедливо отмечали прокурорские и ведомственные проверки, более 60% боеприпасов находилось на открытых площадках, нередко в рассохшихся и прогнивших ящиках, более 50% хранилищ не были обнесены защитным земляным валом, 36 объектов воинской части не были оборудованы противопожарной сигнализацией. На территории склада проводилась разборка боеприпасов для последующей утилизации — крайне опасная процедура. И по неофициальным данным, под открытым небом хранился артиллерийский порох, извлекаемый из снарядов. Летом 2003 года на базе уже случилось возгорание пороха — тогда пронесло. А ведь поблизости расположен целый ряд населенных пунктов, большая нефтебаза, газопровод.

Почему взорвалась база? Генеральный прокурор Геннадий Васильев сделал «сенсационное» заявление: в Министерстве обороны процветают «безответственность и беспорядок». Виновников конкретного беспорядка уже назначили. Двух солдат, которые якобы курили и взорвали склад одним окурком, и нерадивого командира части, не сумевшего отучить пацанов от убийственно вредной привычки. Один раз Васильев мягко пожурил министра обороны Евгения Марчука — мол, прокуратура предупреждала о возможном ЧП, а министр отнесся к этому предупреждению «формально». Нарушение техники безопасности, разборка снарядов на территории воинской части, бездействие военного командования — все эти грехи будут, как обычно, повешены на шею маленьким людям, которые никогда не задают вопросов, но отвечают за все.

А что ж это за база, которую можно взорвать одним окурком? В Украине все запасы снарядов размещены на 184 складах — неужели для их уничтожения нужны всего лишь зажигалка и блок сигарет? Неужели командир части должен был сам с лопатой обваловать десятки хранилищ и бегать за своими несчастными солдатиками, отлавливая курильщиков, либо это должна делать сигнализация? Неужели хранение десятков тысяч тонн боеприпасов прямо на земле, разборка снарядов в этом хаосе — прихоть отдельного офицера? Кто-то ведь так неудачно спланировал, кто-то дал добро на размещение боеприпасов. Кто-то контролировал, кто-то не выделил достаточно средств на конструктивную защиту. Если разобраться, то этих «кто-то» — несколько десятков, включая Верховного главнокомандующего.

Компетентность следствия, возглавляемого г-ном Васильевым, вызывает серьезные сомнения. Прокуратура не собирается задавать «неудобные» вопросы, о чем прямо намекнул ее руководитель: «Мы все в последнее время связываем с политикой. Но при чем здесь политика?» И вообще — недостаточное финансирование не является главной причиной происшествия, уверенно заявил прокурор еще задолго до конца следствия.

Васильев поведал о важной находке следствия. Оказывается, в процессе разборки боеприпасов принимала участие некая «благотворительная фирма «Содружество», и прокуратура разбирается, что это за фирма, и даже изъяла там какую-то документацию, способную пролить свет на происшествие. «Что, большие деньги нужны, чтобы отдать приказ, кого пропускать на территорию части, а кого нет?» — риторически вопросил генпрокурор.

Странно, что Васильев проявил редкую неосведомленность, делая столь серьезные заявления. Прежде всего, корпорация «Содружество» не является благотворительной фирмой, а широко известным предприятием, навести справки о котором не составляет никакого труда. В течение ряда лет именно «Содружество» выступало главным исполнителем государственной программы по утилизации боеприпасов Министерства обороны и сегодня активно сотрудничает с военным ведомством и казенными заводами. Мы связались с главой корпорации В.Митишевым, полковником запаса, бывшим первым заместителем начальника Главного ракетно-артиллерийского управления МО Украины, чтобы выяснить роль «Содружества» в этой истории: «Мне непонятно, на чем базируются обвинения генерального прокурора. Официально заявляю, что представителей «Содружества» на базе в Новобогдановке не было. Мы вообще не занимаемся разборкой боеприпасов. Наша работа — это утилизация снарядов. Мы работаем с Министерством обороны на основании актов о проведении работ. Заключаем договор с министерством, с воинской частью, и военнослужащие сами осуществляют разборку боеприпасов, а мы вывозим компоненты на переработку. С 275-й базой мы не работали. У нас прокуратурой изъято большое количество документов, однако я уверен, что проверка подтвердит нашу непричастность».

В связи с «неполитическими», по мнению Васильева, причинами катастрофы очень интересна реакция высших должностных лиц страны. Президент Леонид Кучма отдал распоряжение о проверке условий хранения боеприпасов в Вооруженных силах. И создал государственную комиссию во главе с премьер-министром Виктором Януковичем, которая должна решить все вопросы по восстановлению ущерба, а также — по информированию общественности о чрезвычайной ситуации. Работа идет активно, показывают съемки с места событий, наведение порядка, саперов с миноискателями, в окна домов вставляют стекла. Преодолели! Обеспечили! Решили! Все — герои и «стрелочники» названы, и до следующих праздников неприятный скандал постепенно сойдет с новостных лент. Если опять где-то не рванет.

А рвануть может. И лучше всего это знают те, кто несет ответственность за безопасность страны и кто сегодня демонстрирует искреннее недоумение и возмущение катастрофой. Президенту Леониду Кучме не надо ждать итогов очередной проверки условий хранения боеприпасов — ему уже давно все докладывали. Как свидетельствуют документы администрации Президента за подписью Виктора Медведчука, Президента заранее детально поинформировали — ситуация на 275-й базе крайне опасна и требует принятия немедленных мер по повышению безопасности объекта! Это было за два месяца до трагедии! Время для принятия мер было! Но желания решить проблему у руководства страны почему-то не возникло. Прокуратура может затребовать копии этих пророческих материалов. Посмеет ли? Прокуратура занята поиском окурков, а не работой с важными свидетелями.

Правительство Януковича тоже было поставлено в известность и о критическом состоянии наших арсеналов, и о конкретном бедственном положении 275-й базы — еще во время составления бюджета на 2004-й год. Тогда денег не нашлось. Зато теперь, после взрыва и накануне выборов, Янукович вдруг обратил внимание и заявил, что «финансирование мер безопасности должно быть первоочередным». Должно, но будет ли?

Общественность, жители населенных пунктов, расположенных вблизи военных баз, не были поинформированы властями о критическом положении с хранением боеприпасов. Более того, и сейчас ни один высокопоставленный чиновник не смеет сказать очевидную вещь: взрывы были, есть и будут. А если взорвется, не дай Бог, крупная база хранения? Придется отселять города-миллионники? Армейские склады расположены в городской черте Киева, Харькова, Львова. По некоторым данным, склады оружия и боеприпасов имеются в тоннелях метро, на глубине нескольких сот метров, якобы даже в районе станции «Печерская», неподалеку от правительственных и парламентских зданий. Может, министр обороны или Главковерх подтвердят или опровергнут эту информацию? А если произойдет катастрофа в местах хранения ракетного топлива, эксперты утверждают — будет намного страшнее Чернобыля.

Пока наказывают лишь солдат и прапорщиков — порядка и дисциплины в армии не видать. Воровство оружия и военной техники, неуставные отношения, нарушения техники безопасности, ракетный удар по жилому дому в Броварах, сбитый Ту-154, катастрофы в Скнилове, Артемовске — на скамье подсудимых по всем этим делам нет ни одного генерала. И, быть может, поэтому жизнь рядовых граждан стоит так мало.

Власти не желают вкладывать необходимые ресурсы в решение проблемы, не компетентны в вопросах организации хранения боеприпасов, а потому реального плана по устранению угрозы не существует. Слова министра МЧС Ревы о наличии плана утилизации боеприпасов до 2015 года не имеют под собой реальных оснований, как уверены многие эксперты военного ведомства. Имеющиеся средства только латают дыры в системе жизнеобеспечения объектов. На утилизацию снарядов выделяются 20 миллионов в год вместо требуемых 900 миллионов. На ликвидацию запасов ракетного топлива не выделяется вообще ни копейки! Быстро решить вопрос помогло бы привлечение финансирования со стороны международных организаций. Однако власти не демонстрируют особого интереса к работе с зарубежными фондами, которые финансируют утилизацию советских арсеналов. Высшие государственные чиновники вместо организации системной работы по решению насущных проблем предпочитают демонстрировать перед камерами массовый героизм.