UA / RU
Поддержать ZN.ua

ОБСЕ ПО-КАВКАЗСКИ

Когда председатель парламента Грузии Зураб Жвания выступил с инициативой о создании межпарламентской ассамблеи Закавказских республик и Северокавказских республик России, мало кто отнесся к этому серьезно...

Автор: Михаил Соколовский

Когда председатель парламента Грузии Зураб Жвания выступил с инициативой о создании межпарламентской ассамблеи Закавказских республик и Северокавказских республик России, мало кто отнесся к этому серьезно. Однако, похоже, эта идея постепенно стала воплощаться в жизнь. Во всяком случае, в начале июля в Тбилиси планируется встреча президентов Азербайджана, Грузии и Чечни - событие само по себе неординарное. Еще более впечатляющим есть то, что руководители государств намерены подписать документ по безопасности и сотрудничеству на Кавказе, другими словами, создать своеобразную кавказскую ОБСЕ. Название новой структуре также придумано под стать - ОБСК. Уже сегодня ведутся соответствующие консультации.

Ясно, что Грузия является наиболее заинтересованным участником новой организации. Оказавшаяся практически в полной изоляции, зажатая между двумя очагами региональных конфликтов на своей территории - Южной Осетией и Абхазией, с нерешенными территориальными вопросами страна просто обречена на вхождение в тот или иной региональный блок или союз. Вначале ставка была сделана на Россию, и ее пригласили в качестве посредника для урегулирования конфликтов на грузинской территории. Увы, как и в большинстве случаев, Россия не смогла справиться с миротворческой миссией и обеспечить выполнение условий перемирия, согласно которым грузинские беженцы должны были вернуться в места своего проживания. И уже сегодня грузины, необычайно болезненно реагирующие на нерешенность абхазской проблемы, требуют вывода российских военных из Абхазии. И парламент Грузии уже принял решение об отказе в продлении миротворческой миссии России в Абхазии, срок которой истекает 1 августа. Масла в огонь подлил и отказ руководства РФ даже обсуждать грузинские претензии на часть Черноморского флота бывшего СССР. Трудно сейчас оценить законность требований Эдуарда Шеварднадзе передать его стране корабли ЧФ, базировавшиеся в свое время в Поти, но если бы Россия желала иметь надежного союзника в регионе, она должна была бы отдать хотя бы символическую часть корабельного состава многострадального флота, тем более что, как известно, сами корабли из-за своей изношенности особой ценности не имеют. Кстати, Украина в таком же случае поступила намного мудрее, подарив своим «грузинским братьям» пограничный катер. Известно, что главное - не подарок, а внимание.

После разочарования в России Грузия пыталась найти поддержку у Украины. Конечно, она ее нашла, но уж слишком далеко находятся наши страны друг от друга и слишком разные у них геополитические интересы. Договорились о создании паромной переправы Поти - Ильичевск, и на том спасибо. И вот - новые региональные инициативы. Разумеется, Шеварднадзе - политик опытный и не станет раздражать Россию непосредственными дипломатическими контактами с непризнанной, хоть и независимой де-факто, республикой, формально входящей в ее состав. Для этого и сделаны заявления грузинского правительства о том, что любые контакты с российскими республиками будут вестись с учетом территориальной целостности Российского государства и соблюдением норм международного права. Но эти заявления предназначены лишь для успокоения официальной Москвы. Подтверждением этому может быть последнее радиообращение грузинского президента к соотечественникам, выдержанное в весьма резких тонах. В нем он подтвердил заинтересованность своей страны в создании новой региональной организации и выразил сомнение в возможности дальнейшего поддержания с Россией стратегического партнерства из-за игнорирования последней интересов Грузии как в вопросе раздела ЧФ, так и в процессе урегулирования абхазского кризиса.

С другой стороны, Грузии необходимы нефть и спокойные границы, и ради этого она может не только забыть принадлежность своих потенциальных союзников к иной вере и культуре, но даже не вспоминать факты участия бойцов Басаева на стороне Абхазии в недавней ее войне с Грузией. Когда в апреле грузинский министр обороны Грузии В.Надибаидзе посетил Чечню, официальный Тбилиси объяснил это необходимостью урегулирования с чеченской стороной пограничных проблем. Однако наблюдатели сразу заподозрили, что за этим визитом скрывается нечто большее. Теперь понятно что.

Азербайджана в новом союзе привлекает общность с Грузией в вопросе сохранения своей территориальной целостности. И общим для тех и других является откровенная поддержка Россией как армянских, так и абхазских сепаратистов. Похоже, Гейдар Алиев рассчитывает решать эту деликатную проблему совместно с Шеварднадзе. Кроме того, если азербайджанцы стремятся продавать нефть не только в Иран, а и в Европу, то будущие трубопроводы неминуемо пройдут либо через Грузию (на Турцию и Украину), либо через Чечню (и далее через Россию). Так что стратегическое сотрудничество с обеими республиками для Баку будет совсем не лишним.

Что же касается Чечни, то любые договоры с соседями для нее являются бесспорным успехом и новым шагом к дипломатическому признанию. Совсем недавно Аслан Масхадов подписал первый договор о дружбе и сотрудничестве своей республики с Татарстаном. И несмотря на то, что он был подписан без участия Москвы, все же это был договор двух субъектов Российской Федерации. В случае же успеха тбилисского саммита, для Чечни это будет первый прецедент выхода на международную арену.

В любом случае, все участники новой региональной структуры окажутся в выигрыше. Ясно и то, кто окажется в проигрыше. Рассматривая свои шансы в борьбе за влияние в регионе, Россия в своей «Стратегии национальной безопасности на юге» делает ставку на несовместимость интересов государств СНГ, принадлежащих к разным религиозным и культурным системам. Россияне рассчитывали, что у Грузии могут возникнуть претензии к Азербайджану в связи с вмешательством последнего в абхазский кризис, и напрочь отметали возможность установления союзнических отношений между этими государствами. О Чечне российские аналитики даже и не упоминали. Теперь же эти постулаты могут рухнуть, а с ними могут исчезнуть и все претензии РФ на лидерство в регионе.