UA / RU
Поддержать ZN.ua

ОБРЕЧЕННОЕ ВЕТО

История с обвинениями России в пособничестве иранской ракетной программе тянется уже полтора года...

Автор: Максим Череда

История с обвинениями России в пособничестве иранской ракетной программе тянется уже полтора года. Время от времени в прессу просачивались подробности тайного сотрудничества. Так, стало известно, что американские спецслужбы выявили более 20 российских компаний и научно-исследовательских институтов, активно оказывающих помощь развитию иранской ракетной программы, предоставляя для нее специальные материалы, оборудование и обучая специалистов.

Кроме того, разведка США неоднократно докладывала руководству страны о причастности к этим сделкам спецслужб Российской Федерации, которые обеспечивали обмен экспертами в ракетной области между двумя странами. Российская помощь оказала существенное влияние на развитие иранской ракетной программы, и сейчас, по мнению экспертов, она может быть завершена не более чем через год. Разрабатываемые Тегераном системы «Шахаб - 3» и «Шахаб - 4» являются частью программы по созданию ударных вооружений и представляют собой ракетные комплексы нового поколения, способные поражать цели в любой точке Ближневосточного региона и даже доставать до центра Европы.

Вопрос участия представителей России в иранской ракетной программе неоднократно поднимался высшим руководством США при контактах с российскими руководителями различного ранга. Однако, по словам пресс-секретаря Пентагона Кеннета Бэйкона, все дипломатические усилия Вашингтона в этом вопросе оказались тщетными. Американское военное ведомство полагает, что проблема заключается в невозможности центральной власти РФ контролировать действия соответствующих организаций на местном и региональном уровнях. Годами сидящие без финансирования научные центры и предприятия ВПК сами находят себе выгодные заказы, при этом не утруждая себя поисками политической целесообразности и не вникая в особенности условий различных международных договоров, членом которых является их государство.

По сведениям американской прессы, во время своего визита в Москву месяц назад советник президента США по национальной безопасности Сэмюэль Бергер представил россиянам новые доказательства сотрудничества их страны с Ираном в ракетной области. Очевидно, действуя по тому принципу, что лучшая оборона - это нападение, российское руководство выставило американцам свои обвинения. Директор ФСБ Николай Ковалев заявил Бергеру, что его ведомство располагает материалами, подтверждающими факт участия американских спецслужб в нелегальной передаче из России очередной партии чувствительных технологий иранским предприятиям. Ковалев уверен, что эта тайная операция была проведена американцами с провокационными целями и была санкционирована руководством США.

Самое интересное то, что Борис Ельцин больше года назад лично обещал американскому президенту положить конец российско-иранским ракетным контактам. Понятно, что в Вашингтоне не могли бесконечно терпеть происходящее. В конце концов нервы не выдержали у представителей законодательной власти США, и Конгресс проголосовал за принятие законопроекта, который предусматривает введение санкций против российских физических и юридических лиц, подозреваемых в пособничестве ракетной программе Ирана. Голосование было чуть ли не единогласным: Палата представителей - «за» - 392, «против» - 22, а Сенат - «за» - 90, «против» - всего 4. Таким образом, за санкции высказались по две третьих и конгрессменов и сенаторов.

Теперь все зависело от президента, позиция которого была однозначной - говорить о санкциях пока что рано, так как не исчерпаны другие способы влияния на российское руководство. И вот в минувшую среду, перед самым отъездом Билла Клинтона с государственным визитом в Китай, он наложил на законопроект о санкциях вето. Об этом сообщил журналистам в Вашингтоне пресс-секретарь Белого дома Майкл Маккэрри. Объявляя о намерениях своего шефа, он сказал, что в этом законе «нет гибкости» и предлагаемые парламентом санкции станут «тяжелыми оковами» на президентских полномочиях.

«Чрезмерное и произвольное» применение отдельных санкций в международной политике может в будущем дискредитировать всю существующую систему режима санкций, который сейчас используется США, сказал пресс-секретарь Клинтона. При этом он подчеркнул, что американская администрация будет продолжать работать вместе с российским правительством над укреплением режима нераспространения ракетных технологий и оружия массового уничтожения.

Реакция из Москвы не заставила себя долго ждать. Там принятый американским Конгрессом законопроект о санкциях называют не иначе как дискриминационным, поэтому решение Билла Клинтона наложить на него вето российское руководство восприняло с удовлетворением. В связи с этим МИД России выступило со специальным заявлением, в котором этот шаг американской администрации рассматривается российским внешнеполитическим ведомством как отвечающий духу российско-американских отношений и договоренности, достигнутой между президентами России и США во время их майской встречи в Бирмингеме.

Как подчеркивается в документе, российское руководство проводит твердую государственную политику, направленную на недопущение распространения оружия массового уничтожения и средств его доставки, включая любые незаконные поставки ракетной технологии в Иран. МИД также не упустило возможности напомнить заявление Бориса Ельцина о том, что этой политики Российская Федерация будет неизменно придерживаться и впредь.

Что же дальше? Разумеется, Конгресс будет пытаться преодолеть вето президента. Учитывая количество голосов, отданных в поддержку законопроекта при первом голосовании, ему это удастся без проблем. В этом случае это преодоление президентского вето Конгрессом станет вторым за историю нахождения Билла Клинтона в Белом доме. Однако в президентской администрации также все достаточно хорошо просчитали. Дело в том, что к голосованию конгрессмены смогут вернуться не раньше чем через две недели, после государственного праздника США - Дня независимости, отмечаемого, как известно, 4 июля. Сейчас представители законодательной власти страны находятся в краткосрочном двухнедельном отпуске. Кроме того, в Конгрессе не принято принимать важные решения, затрагивающие интересы президента, когда тот находится за пределами страны, а Клинтон только что убыл в девятидневную поездку по Китаю.

Выигранное время администрация собирается использовать для убеждения своих товарищей по партии в Конгрессе переменить их позиции и не голосовать за преодоление вето. Особенно это касается Сената, где позиции демократов значительно сильнее, чем в Палате представителей. Однако, по словам сенаторов-республиканцев, у них по этой проблеме достигнуто полное взаимопонимание с коллегами из оппозиционной партии, и Клинтону вряд ли стоит рассчитывать на их взаимопонимание и поддержку, по крайней мере в этом вопросе.

К чему же все идет? Скорее всего, вето в ближайшее время будет преодолено и антироссийские санкции все же будут введены в действие. Разумеется, от них не пострадают ни Балтийский государственный технологический институт, ни Московский авиационный институт, ни другие предприятия, которые обвиняются американцами в сотрудничестве с Ираном. Однако ясно, что поезд американо-российского сотрудничества не только в экономической сфере, но и в области безопасности может пойти под откос. Первой жертвой может стать Договор ОСВ-2, уже и без того долгое время лежащий без движения в Думе. А ведь Конгресс США уже давненько этот документ ратифицировал, и сделал это не без серьезного давления со стороны президента, который убеждал конгрессменов в том, что у него имеется договоренность с российским руководством о синхронной ратификации договора парламентом РФ.

Переживая очередную волну критики со стороны республиканцев по поводу заигрывания с Китаем, Билл Клинтон, похоже, очень скоро может получить ее и за отсутствие принципиальной позиции по российско-иранскому сотрудничеству. Не исключено, что провал политики контроля за нераспространением администрации демократов может стать основным «коньком» будущей президентской предвыборной кампании республиканцев. В то же время Борис Ельцин наверняка заработает очки на этом деле. Его позиция, наоборот, будет представлена как принципиальная и последовательная. Иранцы же будут потихоньку продолжать строить свои ракеты...