UA / RU
Поддержать ZN.ua

«Обогащенное» партнерство

Украинско-американские отношения всегда были болезненно чувствительными. Тем более, когда речь заходила о контроле Киева над экспортом оружия и распространением ядерных технологий и материалов...

Автор: Владимир Кравченко

Украинско-американские отношения всегда были болезненно чувствительными. Тем более, когда речь заходила о контроле Киева над экспортом оружия и распространением ядерных технологий и материалов. Достаточно вспомнить историю расставания Украины с ядерным оружием. Либо — скандал с «Кольчугами». Сегодня американцы настойчиво добиваются от Киева согласия на вывоз в Россию ядерного топлива, содержащего высокообогащенный уран-235. В Украине оно используется в исследовательских реакторах киевского Института ядерных исследований и севастопольского Национального института ядерной энергии и промышленности. Кроме того, запасы высокообогащенного урана (ВОУ) находятся на балансе Национального научного центра «Харьковский физико-технический институт».

Мотивы, которые движут Вашингтоном, благородны. Белый дом, ведущий бескомпромиссную войну с терроризмом, полагает: ядерное топливо, содержащее высокообогащенный уран или плутоний, может заинтересовать исламских экстремистов, уже долгое время желающих создать свою атомную бомбу. В общем, констатирует администрация Джорджа Буша, наличие высокообогащенного топлива (ВОТ) в исследовательских институтах различных стран мира представляет для всего человечества большую опасность. Поэтому ради всеобщего спокойствия американцы предлагают институтам отказаться от него и начать использовать в своих исследованиях низкообогащенное топливо (НОТ).

Еще весной 2004 года Вашингтон выступил с т.н. Инициативой глобального уменьшения угрозы. Она предусматривает возвращение отработанного топлива американского производства в США и российского производства — в РФ. Американцы также предложили, чтобы страны, располагающие для научных целей запасами ВОТ советского или российского производства, вернули его в Россию. Вместо него Белый дом предлагает поставить НОТ и даже готов профинансировать переоборудование под него исследовательских реакторов. На эти цели американское правительство намерено выделить 450 млн. долларов.

Эту американскую инициативу поддержали россияне. И не только на словах. 27 мая 2004 года представители Соединенных Штатов и России подписали соглашение «О сотрудничестве по ввозу в Российскую Федерацию ядерного топлива исследовательских реакторов, произведенного в Российской Федерации». Надо сказать, что это не единственный пример российско-американского сотрудничества в данной области. Ранее Вашингтон и Москва, при активном участии МАГАТЭ, разработали программу возвращения в Россию высокообогащенного топлива с исследовательских реакторов, находящихся за пределами РФ. В рамках этой программы еще в 2002 году ВОТ было вывезено в Россию из Югославии, а в 2003-м — из Румынии и Болгарии. Именно в это время Вашингтон не раз обращался к Киеву с призывом вывезти ВОУ из харьковского института. Однако тогдашнее украинское политическое руководство решило оставить высокообогащенный уран в стране.

Тема возврата этого топлива в Россию в очередной раз стала предметом украинско-американских переговоров в мае прошлого года. Тогда в Вене, на сессии МАГАТЭ, представители американской делегации обратились к украинцам с предложением вывезти в Россию ВОТ из киевского и севастопольского институтов, обеспечив работу исследовательских реакторов на основе НОТ. Вашингтон даже пообещал, что бесплатно обменяет высокообогащенное топливо на низкообогащенное. Помимо этого, представители правительства Соединенных Штатов заявили о своей готовности предоставить 1 млн. долл. для модернизации реактора BBP-M Института ядерных исследований. Ушлые американцы даже успели подготовить и отправить нам проект соглашения между министерством энергетики Соединенных Штатов и минтопэнерго Украины. Впрочем, в этом документе ни слова нет о выделении 1 млн. долл. на модернизацию киевского реактора…

В последние месяцы американцы весьма настойчиво добиваются от официального Киева согласия на свои предложения. Этот вопрос поднимался во время визита Бориса Тарасюка в Вашингтон. Его готовятся обсуждать и во время поездки в Соединенные Штаты Виктора Ющенко. Украинское правительство пока еще не приняло окончательного решения. Однако возьмем на себя смелость утверждать, что, несмотря на заманчивые условия, Киев все же отклонит предложение американцев.

Насколько удалось выяснить, причины заключаются в следующем. Безусловно, отказ Киева от высокообогащенного урана и переход наших исследовательских реакторов на низкообогащенный обрадует Вашингтон, ратующий за больший контроль над ядерными материалами. Но какова вероятность попадания ВОУ из украинских институтов в руки членов террористических группировок? Судя по оценкам экспертов (и не только украинских), крайне мала. По их словам, физическая защита ВОТ, хранящегося в наших исследовательских институтах, имеет высокую степень надежности. Кстати, создавалась эта система защиты при участии американских специалистов.

К тому же высокообогащенное топливо хранится в научных учреждениях с соблюдением всех норм и правил безопасности. Все ядерные материалы в Украине находятся под контролем МАГАТЭ в рамках системы гарантий с 1995 года. Инспекции этой международной организации не раз проверяли выполнение нами своих обязательств по сохранению ядерного топлива. Нарушений обнаружено не было. Так зачем же в этом случае передавать ВОТ России, расписываясь тем самым в своей неспособности обеспечить надежную физическую защиту ядерного топлива и контроль за ядерными материалами? В конечном счете это может негативно отразиться на имидже нашей страны. И, к тому же, напомним, что именно в России находятся многочисленные террористические группы, а обеспечение Москвой безопасности ядерных материалов вызывает много вопросов.

С другой стороны, что Украина получит в перспективе, если она откажется от ВОУ? Речь не идет о готовности американцев профинансировать модернизацию киевского реактора BBP-M и предоставить низкообогащенное ядерное топливо вместо высокообогащенного. Ряд экспертов полагают, что сохранение в украинских исследовательских институтах ВОУ позволит и далее проводить уникальные ядерные исследования. Это означает, что украинская школа ядерной физики будет иметь серьезное преимущество по сравнению с учеными тех стран, которые перевели свои реакторы на НОТ. К тому же Украина будет располагать специфическими технологиями. А это уже само по себе поднимает рейтинг страны.

Существенную роль во всей этой истории играет и то, что российско-американское соглашение было подписано за спиной Украины. Что тоже не может не вызывать некоторые вопросы. Не известно, будет ли мир безопаснее при реализации этого российско-американского соглашения, но не вызывает сомнений, что Москва получит от его выполнения максимальные политические дивиденды. Прежде всего, потому что, сконцентрировав на своей территории ВОТ, Россия автоматически получает более высокий уровень диалога с Соединенными Штатами. Ведь для Вашингтона нераспространение ОМП является одним из ключевых элементов борьбы с терроризмом. В этом случае государства, избавившиеся от высокообогащенного урана, становятся не только менее интересны для Соединенных Штатов. Для мировой политики они превращаются в игроков второго и третьего плана. Устраивает ли такая перспектива Киев, претендующего на роль регионального лидера? Конечно же, нет. В Украине не забыли отсутствие интереса к ней со стороны мирового сообщества после вывоза ядерного оружия. Да и пример Берлина убеждает Киев в необходимости сохранения в стране ВОУ: при том, что Германия постоянно подчеркивает отсутствие амбиций по поводу собственного ядерного оружия, ФРГ занимает одно из ведущих мест в мире по проведению ядерных исследований. В том числе и с высокообогащенным ураном.

Видимо, эти соображения возобладали над теми аргументами, которые предоставил Вашингтон. Очевидно, в Белом доме не будут в восторге от такого решения украинского руководства. Но все же смеем утверждать, что оно не будет иметь серьезных последствий для отношений Киева и Вашингтона. Ведь Украину нельзя ни в чем упрекнуть. Наша страна не является участником ни одного многостороннего или двустороннего соглашения, который бы обязывал ее отказаться от ВОУ или высокообогащенного ядерного топлива. Так что, если Украина решит не отправлять в Россию высокообогащенный уран и далее использовать его в научно-исследовательских институтах, никаких штрафных санкций со стороны международного сообщества не последует.

С другой стороны, Киев готов к сотрудничеству с Вашингтоном в том, что касается вывоза отработанного ядерного топлива. С точки зрения ядерной и радиационной безопасности для Украины эта сфера представляет куда больший интерес. Очевидно, что здесь украинско-американский диалог будет более продуктивным.