Любовь Украины ко всякого рода непризнанным государствам общеизвестна. Оно и понятно: имея на протяжении всех пяти лет своего независимого существования перспективу обнаружить в один прекрасный момент не худшую часть своей территории в качестве очередного такового, Киев не делал разницы между Нагорным Карабахом, турецким Кипром, Приднестровьем, населенном на треть украинцами, или же маленькой, но гордой Чечней. Однако, перефразируя автора изречений, украшающих интерьеры станции метро «Театральная», «бывают непризнанные государства и непризнанные государства». Поэтому ставить на одну доску Сухуми, Степанакерт, Тирасполь и Грозный с Тайбеем «было бы, батенька, архиневерно».
Тайбей - столица Тайваня. Тайвань - это воплощенный «Остров Крым» - думается, читатель помнит остроумный роман Василия Павловича Аксенова, построенный на двух вольностях - географической и исторической. Первая заключалась в том, что Крым отделился от материка неспокойными водами Чонгарского пролива. Вторая - большевики в 1920 году хотя и по чистой случайности, но все же форсировать его не сумели. В результате сохранилась частица дореволюционной России. Не имея идеологических препятствий для развития, Крым процветал, с трудом веря слухам о голодной и бесправной жизни на исторической родине.
Именно это произошло с Тайванем, где, как сообщает Советский Энциклопедический словарь, после 1949 года «нашли прибежище остатки гоминьдановских банд». Руки у председателя Мао в свое время до них не дошли, ну а в 1954 году на помощь пришел американский империализм, заключив с Тайванем договор о взаимопомощи, после чего «свободолюбивая часть китайского народа» (или же «остатки гоминьдановских банд», как кому нравится, в любом случае около 40 миллионов человек) получила возможность заняться мирным созидательным трудом. В чем и преуспела. Во всяком случае Тайвань в настоящее время является одним из лидеров среди мировых инвесторов. То есть ходит и смотрит, куда бы это денежки вложить. Поскольку Украина делает то же самое, только ищет, кто бы денежки вложил, в полном соответствии с законами физики, разноименные заряды должны притягиваться.
Только в случае с Тайванем не так все просто. Ибо Китай положил все свое, прямо скажем, немалое влияние на то, чтобы «чанкайшисты» оказались в изоляции. В совсем недавнее время одна из новых балтийских стран попыталась было этим пренебречь, объявив о намерении установить отношения с Тайбеем в полном объеме. Что именно произошло впоследствии, сказать трудно. Естественно, предсмертная мечта героя новейшего украинского эпоса, а попросту старого бандеровца из анекдота (чтобы Китай трижды завоевал эту страну и уходил обратно, двигаясь каждый раз, естественно, через Россию!) не осуществилась. Но что-то такое произошло, ибо руководители молодой державы очень быстро заявили, что их совсем не так поняли, что они спят и видят только один единый великий Китай и что только с ним они намерены установить, крепить и развивать дружбу навеки.
Однако следует признать, что усилия китайского руководства добиться действительной изоляции Тайваня если и дали плоды, то так же отличающиеся от действительности, как пектораль из киевской Золотой кладовой от своего голографического изображения: похоже, и только. Действительно, дипломатических представительств в Тайбее немного. Однако их роль с успехом выполняют торговые представительства, культурные центры и миссии. Тайваньские товары и капиталы ходят по всему миру. А то, что меч американо-тайваньского военного сотрудничества не заржавел, продемонстрировали весенние события.
Все это чудесно понимают в Пекине, однако сделать ничего не могут. Пока, во всяком случае. И все усилия китайской дипломатии направлены на то, чтобы в этой ситуации «сохранить лицо». Не следует забывать, что это - один из важнейших этических постулатов всей восточной культуры. Поэтому, закрывая глаза на обилие тайваньских товаров в США, студентов в американских университетах и представительств фирм в городах, официальный Пекин немедленно вызвал для объяснения посла США, когда стало известно, что неделю назад американскую визу получил вице-президент, премьер-министр Тайваня Лин Чжан. Прошло несколько дней, и аналогичное приглашение получил посол Украины.
Ему предшествовали события почти детективные. Лин Чжан, покинув Америку, был замечен в Вене, после чего ему удалось «уйти от наблюдения». Попросту говоря, он куда-то пропал. Однако ненадолго, ибо во вторник телевидение Тайбеня сообщило населению, что его премьер находится в восточноевропейской стране Украина, бывшей республике Советского Союза. Сообщалось, что премьер находится в ее южном регионе Крым. И тут началось.
Уже в 11 часов Министерство иностранных дел Украины устами своего начальника управления информации Юрия Сергеева сообщило, что «не располагает сведениями о пребывании в Украине тайваньского премьера». Естественно, снова прозвучали слова о поддержке Украиной концепции «единого Китая». Однако, отметил дипломат, многие страны развивают с Тайванем контакты неофициальные - экономические, например, или культурные. Стало ясно, что уже «тепло».
Во второй половине дня премьер Тайваня был замечен отъезжающим от киевской набережной (явно после прогулки по Днепру), после чего визуальный контакт с ним был установлен одним киевским фотожурналистом, имеющим неоценимую способность чаще других оказываться в нужные моменты в нужных местах. Премьер зашел в антикварный магазин на Подоле, где провел 40 минут и вышел с большим количеством пакетов. Попытки журналиста зафиксировать сей момент для истории были почти пресечены премьерской охраной, однако все-таки почти. Далее след премьера теряется. Имеются сведения, не подтвержденные другими источниками, что он отужинал с представителями предпринимательских кругов Украины вечером того же дня в ресторане «Запорожье».
На следующий день некоторый свет на происходящее пролил ректор Киевского университета Виктор Скопенко. Он заявил автору, что находится в отпуске и является поэтому лицом совершенно неофициальным. Он сообщил, что давно и лично знаком с Лин Чжанем еще с той поры, когда тот был только профессором Тайбейского университета. Что университеты Киева и Тайбея имеют два соглашения о сотрудничестве, последнее из которых было подписано в этом году. Что полгода назад он, как украинский гражданин и частное лицо, послал коллеге приглашение посетить Украину. Что Лин Чжан не встречался ни со студентами, ни с преподавателями университета.
Параллельно с этим стало известно, что по инициативе китайской стороны отложен визит делегации Госсовета КНР в Киев, который должен был начаться именно в среду. Делегация, которую должен был возглавлять председатель Госкомитета по экономическим реформам Ли Теин, должна была быть принята «по высшему разряду», с аудиенциями у премьера и Президента, переговорами в МИДе и МВЭСе, посещением завода Антонова и Одессы. Однако, по словам пресс-атташе китайского посольства Чжана Сяо, визит отложен «по понятным причинам».
Тем не менее почему-то верится, что обоюдная заинтересованность Украины и Китая базируется не только на сходстве их отношения к официальному признанию Тайваня. Вот и министр иностранных дел Украины Геннадий Удовенко выразил надежду на то, что решение китайской стороны носит «временный характер» и что неофициальная поездка тайваньского представителя никак не сможет повредить развитию украино-китайских отношений. Кроме этого, пресс-секретарь Президента Дмитрий Марков категорически опроверг даже допущение того, что Леонид Кучма мог встретиться с тайваньским гостем. Зато появился слух, что с ним встретился бывший президент страны Леонид Кравчук. Отсутствие у Леонида Макаровича своего пресс-секретаря помешало получить опровержение и этому. В общем, когда вечером в четверг стало известно, что Лин Чжан вылетел в Цюрих, журналисты вздохнули с облегчением.
«Лицо», таким образом, удалось «сохранить» всем. Все при своих: Китай проявил твердость и показал, что не собирается закрывать глаза. Украине не в чем себя упрекнуть, ибо действительно ректор находится в отпуске, а МИД вновь подтвердил приверженность концепции «единого Китая». Хочется верить, что, помимо приобретенных на Подоле сувениров, тайваньский премьер увез и хорошие впечатления от заинтересованности хозяев в развитии экономических и культурных связей (Боже упаси, никаких иных!) с его страной (пардон, привинцией Китайской Народной Республики). В конце концов, Украина всегда выступала за сотрудничество не только с центральными правительствами, но и с регионами.
С другой стороны, не пора ли подумать об открытии в Тайбее культурного центра? Или же скромного представительства какой-нибудь фирмы «с ограниченной ответственностью»? Существовал же даже в МИДе коммунистической Москвы, слышать ничего не желавшей о существовании «острова Крым», «сектор по изучению проблем Восточного Средиземноморья»! Как ни крути, а у украино-западнотихоокеанских отношений действительно может быть большое будущее.
Если верить неподтвержденной информации, находясь в Крыму, Лин Чжан встречался с вице-спикером местного парламента Анушеваном Данеляном. Хочется верить, что их беседа, если она была, касалась развития экономических и культурных связей, а не обмена мнениями о тайваньском политическом опыте и его возможном применении на полуострове Крым.
Примечание. Описываемые здесь события, происшедшие за пределами Солнечной системы, вымышлены автором. Всякое совпадение имен и географических названий случайно.