UA / RU
Поддержать ZN.ua

О бутонах, цветочках и ягодках

Для того чтобы разобраться в схеме образования, действия и распределения прибыли в «РосУкрЭнерго», нужно глубоко вдохнуть, запастись терпением и выдохнуть по прочтении текста...

Автор: Юлия Мостовая

Для того чтобы разобраться в схеме образования, действия и распределения прибыли в «РосУкрЭнерго», нужно глубоко вдохнуть, запастись терпением и выдохнуть по прочтении текста. Мы, в свою очередь, постараемся, опираясь на документы, которыми располагает редакция газеты «Зеркало недели», максимально упрощенно объяснить эти запутанные схемы.

Итак, компания Rosukrenergo Aktiengesellschaft зарегистрирована в швейцарском кантоне Цуг (Zug). И сейчас мы сделаем первую зарубочку, запомнив, что, согласно кантональному законодательству, компании, регистрирующиеся в этом кантоне, платят договорный фиксированный налог. О его размере при регистрации собственники компании договариваются с местной властью, устанавливая фиксированный объем. Этот объем может составлять 30, а может - 3 млн. швейцарских франков, как договорятся. Размеры прибыли, получаемой предприятием и его акционерами, не влияют на объем налоговых платежей.

Идем дальше. Основателями «РосУкрЭнерго» (РУЭ) стали:

Во-первых, компания Raiffeisen Investment, зарегистрированная в Австрии по адресу Tegetthoff-strasse, 1, 1015 Wien. Во-вторых, гражданин Австрии Вольфганг Путчек. В-третьих, еще один гражданин Австрии Йорг Виндбихлер.

Эти господа совместно с «Райффайзен Инвестмент» приняли решение об акционировании «РосУкрЭнерго». Было выпущено 1000 акций. По одной досталось Путчеку и Виндбихлеру, остальные за собой сохранил «Райффайзен Инвестмент». И что же основатели «РосУкрЭнерго» делают с этими акциями? Они их передают двум австрийским холдингам. Первый холдинг называется Centragas («Центрагаз»), второй - Arosgas («Аросгаз»). Оба холдинга, очевидно, по случайному стечению обстоятельств, зарегистрированы по тому же адресу, что и учредитель «РосУкрЭнерго» «Райффайзен Инвестмент», а именно: Tegetthoffstrasse, 1, 1015 Wien.

Этот нюанс не является криминальным, как и организация каждого из звеньев росукрэнерговской цепи. Он просто указывает на выстраивание всей схемы из единого центра.

А теперь сделаем еще одну зарубочку: по австрийскому законодательству, холдинг, зарегистрированный в Австрии и не занимающийся бизнес-деятельностью на территории этой страны, налогом не облагается…

Решением основателей «РосУкрЭнерго» 500 акций этой швейцарской компании переданы холдингу «Аросгаз» и еще 500, включая две акции Путчека и Виндбихлера, - компании «Центрагаз». Таким образом, акционерами «РосУкрЭнерго» становятся не просто два австрийских холдинга, а компании, образующие эти холдинги. Именно они являются получателями прибыли, добываемой «РосУкрЭнерго». Оба холдинга образованы множеством офшорных компаний и, возможно, частных лиц. Перечнем офшорных компаний, документально подтвержденным, редакция «Зеркала недели» не располагает. Впрочем, названия каких-нибудь «Систем Лтд.», зарегистрированных на Виргинских островах, Антигуа, Кипре, в Панаме или Делавере, не скажут нам ничего, но именно за этими компаниями стоят реальные собственники и реальные получатели прибыли «РосУкрЭнерго». Их имена или имена доверенных людей, на которых зарегистрированы офшоры, известны лишь регистратору, у которого находится реестр акционеров «РосУкрЭнерго». Только ему на сегодняшний день из посторонних лиц известно, входят ли в австрийские холдинги компании, принадлежащие Семену Могилевичу, Дмитрию Фирташу, Владимиру Путину, Юрию Туманову, Юрию Бойко, представителям новой украинской власти или их родственникам.

И теперь третья зарубочка. Деятельность офшорных компаний и соответственно их прибыль налогом не облагается. Таким образом, мы с вами видим результат продуманной цепочки tax-free. Множественные офшорки, принадлежащие реальным хозяевам «РосУкрЭнерго», налоги не платят, образованные ими два холдинга в самой Австрии коммерческой деятельности не ведут, ибо Туркменистан, Узбекистан, Казахстан, Россия, Украина и ряд стран Европы, в которые «РосУкрЭнерго» поставляет газ, в «Австровенгерскую империю» РУЭ и ЕТГ не входят. А в швейцарском кантоне Цуг местные власти радуются условному, фиксированному налогу, не зависящему от прибыли. Вот у кого нужно учиться «энергосбережению»! При этом заметим, что прибыли «РосУкрЭнерго» исчисляются миллиардами долларов США, соответственно сотни миллионов налогов недополучают бюджеты ресурсных стран, а именно тех, которые питают компанию либо своими сырьевыми, либо транзитными мощностями. Украина и Россия - лидеры в этом ряду.

Прибыль, получаемая «РосУкрЭнерго» в пропорции 50 на 50, распределяется между холдингами «Центрагаз» и «Аросгаз». Вы же помните, что именно этим холдингам было передано по 500 акций «РосУкрЭнерго». В какой пропорции эти 500 акций распределены внутри холдингов между компаниями, учредившими «Центрагаз» и «Аросгаз», - неизвестно. То есть, сколько получает каждый из держателей офшора, знают только внутри каждого из холдингов. Но «Зеркалу недели» известно, кто именно представляет данные холдинги и вершит распределение. В распоряжении редакции оказался протокол собрания акционеров, на котором председательствовал один из вице-президентов «Газпромбанка». На этом собрании было принято решение о создании координационного комитета по управлению компанией. Холдинг «Центрагаз» должны представлять Юрий Бойко, Игорь Воронин, Вольфганг Путчек и некий господин Шелтер-Джонс. Любопытно, что на момент принятия решения о том, что господин Бойко представляет «Центрагаз», он занимал должность председателя НАК «Нафтогаз України» и являлся госслужащим, поскольку одновременно занимал пост первого заместителя министра топлива и энергетики. Следовательно, будучи чиновником, Бойко не имел права представлять интересы никакой коммерческой компании. С этим фактом уже давно полагалось разобраться на основе Закона «О коррупции». Тем более что, по данным «ЗН», в архивах НАК «Нафтогаз України» отсутствует напрочь какой-либо документ, уполномачивающий господина Бойко на вхождение в координационный комитет по управлению «РосУкрЭнерго».

«Центрагаз» условно принято считать «украинским» холдингом, «Аросгаз» - «российским». И не условно. Согласно упомянутому протоколу заседания акционеров, компанию «Аросгаз» представляют заместители председателя правления РАО «Газпром» Алексея Миллера: Комаров, Акимов, Рязанов. Компанию им составил руководитель газпромовской «дочки» Александр Медведев. Вот такой австрийский холдинг.

Уполномоченные представители обоих холдингов образуют некий законодательный орган. Лица же, символизирующие «исполнительную власть», уполномочены, в частности, ставить подписи под договорами, закрепляющими сделки с участием «РосУкрЭнерго». Исполнительными директорами РУЭ являются Чуйченко и Пальчиков. Именно они поставили свои подписи под газовым соглашением, подписанным Украиной в Москве 4 января. Господин Чуйченко тесными узами, по данным российской «Независимой газеты», связан с ФСБ. А господин Пальчиков и вовсе примечательная личность. И в данной ситуации речь не столько о его яркой биографии, где имя Могилевича встречается через предложение, а о том, что именно господин Пальчиков являлся исполнительным директором компании «ЕвралТрансГаз» (ЕТГ). Косвенно этот факт наряду с другими дает основание воспринимать «РосУкрЭнерго» как преемницу ЕТГ.

Напомним, что по факту скрытой контрабанды газа еще в 2005 году Службой безопасности было возбуждено уголовное дело, в связи с чем в неофициальном киевском офисе компании ЕТГ был проведен обыск, в ходе которого оказались изъятыми заграничные паспорта, выписанные не только на неизвестные фамилии, но и на лиц, чьи фотографии хранятся в личных делах кучмовского руководства НАК «Нафтогаз України». Документы, изъятые при обыске, проводимом, разумеется, уже при новой власти, позволили следователям констатировать: «РосУкрЭнерго» является преемницей «ЕвралТрансГаза» и работает примерно по тем же схемам, только масштабнее.

При создании «РосУкрЭнерго» формально не были нарушены законы ни России, ни Украины (если, конечно, не заострять внимание на антикоррупционном законодательстве, которое может быть применено к отдельным лицам, занимающим по совместительству государственные посты). Вместе с тем схема работы компании, безусловно, является теневой, поскольку направлена на вывод серьезных средств за рубеж. Причем средств, потенциальным получателем которых мог и должен был стать бюджет. Возьмем, к примеру, российский. Спрашивается в задачке: мог ли транзитом туркменского газа для Украины по территории России заниматься сам «Газпром»? Мог, но этот транзит по ряду чьих-то соображений был передан «РосУкрЭнерго». Разумеется, размер транзитной ставки является коммерческой тайной, захороненной в договоре между «Газпромом» и «РосУкрЭнерго». Однако газовикам известно, что туркменский газ в Украину РУЭ поставляла по внутрироссийскому тарифу на транзит. При этом Украина платила более высокую ставку, но уже не «Газпрому», а «РосУкрЭнерго». Таким образом, это первое место, в котором российский бюджет теряет миллиардную сумму. Расчет с «РосУкрЭнерго» производился газом. В прошлом году примерно 13 млрд. кубометров Киевом было отдано за транзитные услуги не российской, а швейцарской компании «РосУкрЭнерго». Этот газ был реализован в Европе по столь милым «Газпрому» рыночным ценам. И что бюджет Российской Федерации получил от этой реализации? Разумеется, ничего. Все деньги осели на счетах акционеров РУЭ.

Кроме того, принято считать, что компания «РосУкрЭнерго» создана для расширения объемов экспорта российского газа в Европу. С этой целью «Газпром» по никому не известным ценам (а по некоторым данным, отпускная цена добытчиков может находиться в районе 33 долл. за тысячу кубометров) отпускает «РосУкрЭнерго» газ, который швейцарская компания реализует в Европе. Куда идет прибыль, с которой никто не платит налоги? Правильно, в офшоры, за которыми стоят частные акционеры компании. Таким образом, «Газпром», а соответственно, и российский бюджет, теряет многомиллиардные прибыли. В пользу кого? В пользу тех, кто позволил создать схему, при которой потенциально государственные средства выводятся за границу.

В настоящий момент руководство «Газпрома» заявило о том, что намерено разобраться с учредителями «РосУкрЭнерго». Очень хорошо. Наверное, кого-то замучила совесть и стало за державу обидно. А может быть, причина в другом? Например, в том, что на не особо приметную компанию «РосУкрЭнерго» после того, как она оказалась в эпицентре «урегулирования» газового конфликта, так испугавшего Европу; после того, как она стала практически монопольным поставщиком азиатского газа все в ту же Европу, обратила внимание ФАТФ - международная организация по борьбе с отмыванием денег? На днях, по официально неподтвержденной информации, к швейцарскому адвокату, удерживающему реестр акционеров «РосУкрЭнерго», наведались местные правоохранители с решением суда, предполагающим передачу всего списка акционеров, включая процесс раскрытия бенефициаров - имен тех, кто стоит за офшорными компаниями. Адвокат не может не выполнять решение местного суда…

Не исключено, что именно эти действия ФАТФ, а точнее, тех государств, которые заказывают музыку в этой организации, подтолкнули «Газпром» к необходимости сделать те заявления, которые были озвучены. Любопытство Госдумы также сыграло свою роль. Кроме того, в России понимают непрогнозируемость ситуации в Украине, которая является, в лице своих самых талантливых и «крученных» граждан, акционером «РосУкрЭнерго». Следовательно, можно допустить, что Россия, столь неуклюже привлекшая внимание к РУЭ, захочет спешно сменить витринных и реальных учредителей и акционеров компании, заменив их официально-государственными.

Впрочем, вопросы к руководству России по поводу распределения уже полученной швейцарской компанией прибыли могут сохраниться. Правда, не известно, кто их Путину задаст. Может быть, представители тех группировок в ФСБ и «Газпроме», которые были зело недовольны появлением, ролью и масштабами роста «РосУкрЭнерго»? Может быть, те люди, которые не считали, что «РосУкрЭнерго» должна стать «перевалочной базой» Владимира Путина от срока к сроку? В смысле - президентскому. Может быть, те люди, которые передали украинским политикам текст соглашения, подписанного в Москве в ночь на 4 января и который впоследствии уже украинской стороной, разумеется, неофициальной, был выброшен в Интернет? Одним словом, история с «РосУкрЭнерго» может быть использована в российской внутриполитической межклановой борьбе. Именно поэтому путинская часть «Газпрома» стремится как можно быстрее навести блеск относительно собственной доли в компании.

Украинская доля - вопрос другой. Не все люди, владеющие ею, находятся у власти. Это - раз. Оппозиция в Украине активна и состоятельна - это два. Следовательно, она может не только анализировать информацию, но и приобретать ее. Кроме того, в Службе безопасности Украины уже накоплено достаточно большое количество материалов, позволяющих открывать дела не только по факту, но и против конкретных персонажей.

По данным «ЗН», в начале этой недели председатель СБУ Игорь Дрижчаный впервые проявил интерес к материалам Службы в делах, касающихся ЕТГ и РУЭ. Оказалось, что группа, шедшая по следу раскрытия теневых схем, действовавших на территории Украины, рассеяна и давно не работает по делу. По данным «ЗН», Дрижчаный распорядился собрать ее вновь, но какую команду - «Ложись!» или «В атаку!» - получат следователи, нам не известно.

Есть основания полагать, что лица, связанные напрямую с деятельностью РУЭ, начали активный переговорный процесс со своими российскими визави о предоставлении им гражданства РФ. Москва уже успела заработать репутацию новой Касабланки, и под ее крылом спокойно чувствует себя целый ряд персон, по которым тоскуют статьи Уголовного кодекса Украины.

При желании руководства страны и возможностях Службы безопасности Украины история с результатами и схемами деятельности «РосУкрЭнерго» могла бы быть распутана довольно быстро. Один такой шанс уже оказался упущенным. Читатели помнят, что «ЗН» в разделе «Власть» достаточно много внимания уделяло компании «РосУкрЭнерго», указывая еще полгода назад на ключевую роль РУЭ в построении отношений между Банковой и Кремлем. Но мы были далеко не первыми, кто это понял. Самым первым был тот, кто еще во время избирательной кампании привел Дмитрия Фирташа к Виктору Ющенко. По некоторым данным, этим человеком был Александр Третьяков.

С Дмитрием Фирташом, которого многие издания мира называют мозговым центром посреднической газовой схемы, после назначения на пост премьера встречалась Юлия Тимошенко. О чем был разговор, нам не известно. Возможно, с Фирташом пытались договориться, возможно - пригрозить. Но в любом случае их отношения с Тимошенко не сложились. Юлия Владимировна, исходя из соображений, которые она позиционирует как борьбу против теневых схем в стране, начала войну с «РосУкрЭнерго». Есть мнение, что эту компанию она просто хотела заменить «Итерой». По этому поводу мы не можем сказать ни «да», ни «нет». Но при любом варианте ответа «РосУкрЭнерго» заслуживала пристального внимания со стороны Службы безопасности, поскольку Украинское государство в связи с деятельностью этой компании недополучало в госбюджет существенные средства. Зато эти средства могли получать экс-чиновники. Надо полагать, СБУ активно занялась РУЭ с подачи Юлии Тимошенко. Формально Юлия Владимировна не имела права ставить задачу перед СБУ. Но с одной стороны - ее незыблемый тандем с Турчиновым, с другой - масштабность и цена вопроса для казны давали повод Службе заняться расследованием. Не станем забывать, что решение о создании «РосУкрЭнерго» обсуждалось на встрече Кучма-Путин в июне 2004 года, что послужило предтечей официального июльского рождения РУЭ. То есть речь шла о вовлеченности первых лиц страны, дававшей повод Службе безопасности заняться этим вопросом.

Созданная под руководством новоиспеченного зампреда СБУАндрея Кожемякина следственная группа начала работу не с нуля. Кое-чем СБУ уже располагала, поскольку предшественницей РУЭ - венгерской компанией ЕТГ - интересовался еще Игорь Смешко.

По решению Тимошенко началась длительная проверка государственных монополий. НАК «Нафтогаз України» была в этом списке. Поначалу все считали, что достаточно будет месяца. Но для разбора завалов вскрытых злоупотреблений 30 дней оказалось недостаточно. Срок действия проверки был пролонгирован. Следователи докопались до многого, до очень многого: от отдельных краж до системных злоупотреблений. Они были уже близки к предъявлению персональных обвинений Юрию Бойко и Игорю Воронину. Однако следствие завершено не было по нескольким причинам: во-первых, Александр Турчинов оказался лишь наполовину председателем Службы безопасности, своей второй половиной он остался политиком. И если интересы следствия требовали планомерной и тихой работы, совмещенной с профессиональной координацией действий и тщательным документированием доказательств, то политическое естество стремилось к оперативным и громким разоблачениям, что скорее вредило делу, чем помогало ему.

Во-вторых, новоиспеченный председатель НАК «Нафтогаз» Алексей Ивченко с каждым днем все более раздражался присутствием проверяющих в офисе НАКа. Понимание масштабности инструмента, который достался ему в руки, росло с каждым днем, впрочем, как и компетентность органов в схемах использования этого инструмента (причем не только прошлой командой НАКа). Жалобы президенту на невозможность работать в условиях многомесячной проверки учащались. Что стало одной из причин президентского запрета на вмешательство Тимошенко в деятельность НАКа.

В-третьих, КРУ и СБУ проверку НАКа, по сути, производили без поддержки прокуратуры и МВД, чья помощь в ряде ситуаций им была крайне необходима.

В-четвертых, следователями зачастую выступали вчерашние студенты от СБУ, не имеющие опыта не то что распутывания газовых схем, но простого следственного опыта. Не был к этому особо подготовлен и куратор следственной группы - зампред Кожемякин. Например, обыски, произведенные следователями в административных помещениях НАК «Нафтогаз України», происходили не одновременно, а с промежутком в две недели. Что, естественно, позволило основным действующим лицам уничтожить существенные доказательства, проливавшие свет на многие аспекты деятельности экс-руководства «Нафтогазу» в отношении «ЕвралТрансГаза» и «РосУкрЭнерго», как преемника ЕТГ.

И наконец, в-пятых, полтора месяца Александр Турчинов пытался доложить президенту о состоянии расследования в деле «РосУкрЭнерго». Наконец, получив аудиенцию у президента в августе, он был встречен в дверях приемной и в присутствии нескольких свидетелей получил два ЦУ: «Прекрати следить за моими парнями» и «Прекрати ссорить меня с Путиным».

Сегодня Виктор Андреевич заявляет о том, что ему никто внятно не разъяснил, что такое «РосУкрЭнерго», кто за ним стоит и в чем состоят потери Украины, связанные с деятельностью этой организации. Президент лукавит. По данным «ЗН», около 20 аналитических записок, в которых содержалось как прогнозирование газового кризиса, так и подробное описание деятельности «РосУкрЭнерго», были в течение 10 месяцев направлены Службой безопасности главе государства. Но есть вопросы: проходили ли они через сито, охраняющее бережно выпестованные президентские представления о ситуации с газом? А если проходили, то читал ли их президент? А если читал, то почему не направил в НАК «Нафтогаз України» коротенькое поручение о предоставлении ему полного пакета информации о компании, игравшей немалую, а теперь играющую ключевую роль в обеспечении Украины газом? По идее, получая депеши СБУ, Виктор Андреевич должен был обратиться к другу Алексею Ивченко и сказать: «Слушай, тут СБУ все время катит бочку на «РосУкрЭнерго». Передай-ка мне все, что у тебя есть на эту компанию».

Теоретически Алексей Ивченко должен был нажать кнопку в компьютере и распечатать для президента полную справку, в которой должны были содержаться данные, предоставление которых обязательно при заключении контракта с иностранным контрагентом: уставные документы, банковские гарантии (а учитывая объем поставок, гарантии первоклассного банка), банковские справки о платежеспособности компании, список акционеров компании и справку о проверке всего этого для чего-то существующим департаментом безопасности НАК «Нафтогаз України». Но всего этого председатель НАКа сделать не мог, потому что этих данных в архивах НАКа нет и они никогда не запрашивались у РУЭ при подписании контрактов. Ни прошлым руководством компании, ни нынешним. Возможно, Виктор Андреевич подобную задачу ставил перед Службой безопасности? Если это и было, то не известно, в какой форме, поскольку ни до одного из компетентных в этом вопросе следователей президентский запрос не доводился, о чем нам сообщил источник в условно действующей следственной группе.

Следствие по ЕТГ и РУЭ затормозилось еще на излете турчиновской карьеры. Причина не в Александре Валентиновиче, а скорее в Юлии Владимировне, которая, всячески желая не обострять и без того сложные отношения с президентом, держала соратника за фалды. После отставки Тимошенко и Турчинова следствие, по сути, оказалось замороженным. И опять-таки от политической воли лидера страны, сохранившего по Конституции контроль за Службой безопасности, зависит, в какую сторону оно будет развиваться - заката или рассвета. И если российская сторона сейчас задумывается над тем, как ей вычистить контролируемый ею холдинг, и не исключено, что сделает это достаточно оперативно, то действия украинской стороны, не имеющей единого центра принятия решений, предсказать сложно.

Но все описанное нами - это даже не цветочки. Цветочки, по мнению аналитиков от газа, способных оторваться от «вошканья» с ценовым вопросом, заключаются вот в чем. Задумка россиян имеет конечной целью не только и не столько личное обогащение частных акционеров РУЭ либо доход «Газпрома» от повышения цены газа для украинских потребителей. «Не в этом дело, барон, не в этом дело». Многим, но далеко не всем из тех, кто принимает государственные решения, понятно, что цель России - это контроль над газотранспортной системой Украины. Для ее достижения есть ряд путей. Один из них может быть следующим: согласно решению НКРЕ, НАК «Нафтогаз України» реализует газ субъектам народного хозяйства фактически по ценам, убыточным для компании, возглавляемой Алексеем Ивченко. По сути, НАК дотирует даже частных промышленников и предпринимателей. Свой финансовый баланс НАК регулировал, получая прибыли от реэкспорта газа. С этого же года соглашением от 4 января Украина не имеет права самостоятельно экспортировать ни российский, ни туркменский газ. Более того, по тому же соглашению внутри Украины газ реализовывать теперь будет СП НАКа и РУЭ. Следовательно, НАК должен будет делиться своими поступлениями за проданный газ, и если не взвинтить цены (что крайне негативно скажется на промышленности, чей экспортный потенциал формирует бюджет Украины), то НАК получает серьезную дыру в собственном бюджете.

Идем дальше. На днях агентство Fitch заявило об ухудшении прогноза рейтинга НАКа со «стабильного» до «негативного». Теоретически, как утверждают эксперты, это может послужить сигналом для кредиторов НАК «Нафтогаз України», и те, в свою очередь, могут потребовать возврата кредитных линий, которые были открыты для украинской компании в прошлом году. Разумеется, вы помните о том, что в один из первых своих визитов Виктор Ющенко освятил подписание кредитной линии «Дойчебанка» НАКу. Объем - два миллиарда долларов США (под восемь процентов годовых). Согласно информации, полученной «ЗН» в Нацбанке, эта кредитная линия переуступлена финансовому агенту «Газпромбанка»… По некоторой информации, «Газпром» и его банк активно интересовались и другими международными финансовыми обязательствами НАК «Нафтогаз України». Если кредиторы единовременно и скоординированно на основании ухудшающейся экономической ситуации в НАКе обратятся за возвратом кредитованных средств, то, возможно, НАК вынужден будет объявить о банкротстве. В этой ситуации создается комитет кредиторов, который определяет желательную форму возмещения убытков. И как вы думаете, что он может запросить? Правильно - трубу. Разумеется, транзитный газопровод не является собственностью НАК «Нафтогаз» и не находится на его балансе. Это государственное имущество. Но некая проблема может состоять в том, что гарантом открытия кредитных линий для НАКа было украинское правительство. Впрочем, Ивченко это отрицает, но договор о кредитной линии все еще никто не видел.

Реализуя эту либо какую другую схему, Россия приложит колоссальные усилия для получения контроля над украинской трубой, потому что не цветочки ей нужны, а ягодки. А для того чтобы их рассмотреть, вопреки традиции нужно не нагибаться, а взлететь. Взлететь выше четвертого этажа дома на Банковой для того, чтобы увидеть анатомию Евразии. А, рассмотрев, понять, что «горло» и России, и Европы находится в одном и том же месте, и это место называется Украина, а точнее - ее транзитный газопровод. Вопрос только в том, кто кого первым за это «горло» схватит: Россия - Европу либо Европа - Россию. Если бы Европой руководил не коллективный разум, заторможенный бляшками бюрократии, а оперативный, такой как в США или Москве, то она бы давно поняла и осознала либо свою выгоду от дружбы с Украиной, либо опасность дружбы Украины не с ней. В ближайшие пять-семь лет через Украину будет проходить 80 процентов российского (и азиатского) экспортного газа, питающего Европу. При запуске северного газопровода объемы будут несколько перераспределены, но кто сказал, что не вырастут и европейские потребности в голубом топливе? Если Европа окажется не готовой решительно поддержать Украину и, перетянув ее на свою сторону, начать диктовать России европейские правила игры на газовом рынке, то Украину перетянет Россия. Москва описала Киев вистами капитально: отрезала от туркменского газа, навязала монопольного поставщика, закрепила на пять лет размер транзитной ставки и т.д. Теперь ей нужна только труба. И тогда уже она будет диктовать свои условия и странам Азии, и странам Европы.

Есть эксперты, которые полагают, что Украина, в случае неосознания Европой необходимости борьбы за энергетическое «горло», может заключить союз с Россией: «Мы у вас покупаем крупное проверенное месторождение газа (да у той же «Итеры»), вы нам даете квоту для поставок туркменского газа и обеспечиваете транзит из Азии и нашего месторождения. Мы вам отдаем 50 процентов трубы». Что мы теряем в этой ситуации? - вопрошают эксперты. И действительно, что? Но разница между европейскими правилами игры и российскими состоит в том, что в Европе эти правила стабильны, в России - субъективно переменчивы. Если вы заключаете договор с Польшей, то вас не интересует, останется Квасьневский при власти или нет. Если у вас существуют договорные отношения с Германией, то вам все равно - победит Шредер или Меркель. Но если вы заключаете договор с российской хозяйствующей структурой, а тем более монополией, то у вас нет никакой гарантии, что вместо Путина придет Дружков и все перепишет по-своему. Инструментов валом - от решения правительства о радикальном повышении налогов, взимаемых с иностранных разработчиков российских недр, до закона Госдумы, запрещающего этих разработчиков и собственников как класс.

Нельзя сбрасывать со счетов еще один момент: как уже говорилось, карта мира хорошо просматривается из Белого дома (не клонированного, а оригинального). Штаты, по данным «ЗН», весьма озабочены стратегическими последствиями украинско-российских договоренностей. Потому как они - «теє-то, як його» - не деньги на офшорах от сделки считают, а лучше украинской власти осознают, в каком именно вопросе роль Украины является поистине «ключевой для безопасности в Европе». Там очень хорошо понимают, что газ и нефть - это второе ядерное оружие, исходя из чего считают Россию дважды ядерной державой. Поэтому Америка сама не прочь подержаться за евразийское «горло», и активизация ФАТФа в Швейцарии, о которой мы писали выше, в случае, если она действительно имеет место быть… Словом, несложно предположить, кто привел в движение механизм международной организации по борьбе с отмыванием денег. Информация, полученная вследствие вскрытия реальных акционеров «РосУкрЭнерго», способна в случае разглашения дестабилизировать ситуацию если не в обществах, то в элитах ряда стран, где Россия стоит на первом месте. Очень хочется надеяться, что в ходе вскрытия этой информации то же самое нельзя будет сказать об украинской власти. Ей ведь еще отбиваться и отбиваться от рук, которые тянутся к горлу.