UA / RU
Поддержать ZN.ua

НОВЫЙ «РАЗДЕЛ» ПОЛЬШИ:

между экономической целесообразностью и политическим компромиссом Польский парламент ушел на каникулы с чувством исполненного долга...

Автор: Васыль Твердохлиб

между экономической целесообразностью и политическим компромиссом

Польский парламент ушел на каникулы с чувством исполненного долга. В понедельник, 27 июля, президент Александр Квасьневский подписал принятый сеймом закон, согласно которому с 1 января на карте Польши вместо 49 воеводств появится только 16. Завершен труднейший почти трехмесячный процесс политических дебатов, увенчавшийся принятием закона, который открывает путь к реализации новой концепции территориально-административной реформы и региональной политики, суть которых состоит в децентрализации власти финансов.

С 1 января следующего года польские регионы уже не будут идти на поклон к министерствам и ведомствам - они станут сами распоряжаться собственными финансами и средствами. В стране вводится трехчленная модель самоуправления: гмина-уезд-воеводство. Большинство своих дел поляки будут решать, конечно же, в гминах и уездах, а стратегическое развитие регионов будет определяться в воеводствах. Значительную часть своих полномочий правительство Е.Бузека отдаст на места. Регионы будут распоряжаться, например, третью всех налогов. В своей компетенции кабинет министров оставляет только то, от чего зависит прочность общества и сохранение его единства (право, обороноспособность, внутренняя безопасность, внешняя политика). Определение бюджета, развитие производства, региональная политики - все это становится теперь уделом местного самоуправления. Его связь в центральной властью будет осуществляться через воеводу, в ведении которого остаются прежде всего коллективная безопасность, общественный порядок, а также контроль за соблюдением законов органами самоуправления.

Итак, многолетняя польская дискуссия о принципах и путях территориально-административного развития страны почти что завершена. В октябре состоятся выборы в местные органы самоуправления всех трех уровней, а с января нового года начнется воплощение реформы в жизнь. То, что начнется она своевременно, - это большая заслуга всех участников законотворческого процесса, но нельзя не заметить, что борьбу за регионы правительство и коалиция проиграли оппозиции и президенту. Политический компромисс был достигнут, но в жертву ему принесена экономическая целесообразность. Ведь Польша поделена не на 12 регионов, как предусматривалось правительственным проектом закона, и даже не на 15, которые после неудачи в сейме предложила коалиция, а на 16. Разница в последних двух цифрах, конечно, минимальная, но речь ведь идет о том, что в самом начале этого процесса было достигнуто почти единодушное согласие главных политических сил и субъектов законотворчества в том, что чем меньшее число воеводств, тем лучше для Польши, ибо крупные регионы - это и большие перспективы, а малые регионы - это не только распыление финансов, но и рост бюрократии. Кстати, и сам президент Александр Квасьневский поддерживал вначале именно такой подход, но потом, возможно, под влиянием Союза левицы демократической, а, возможно, почувствовав дыхание новой президентской кампании, сменил ее на более удобную и перспективную именно в свете предстоящих выборов. Решение не самого сложного, но, без сомнения, самого острого вопроса польской административной реформы проходило по канонам самой настоящей политической борьбы, в которой было все: и конъюнктура, и шантаж, и манипуляции, и популизм.

В их атмосфере экономические аргументы были поглощены политической кабалистикой. В том котле политических страстей все более анахроничным и наивным выглядел вице-министр финансов Ежи Миллер, который с цифрами, диаграммами и картами в руках доказывал, что может быть с реформой по мере того, как количество воеводств будет расти. А будет то, что малые, а, значит, и бедные воеводства вдруг окажутся неспособными вести самостоятельную региональную политику. И тогда реформа, которая должна была стать началом большой децентрализации, станет прологом к большой доминации центра. Такие вот опасения в связи с ходом и атмосферой принятия закона выражали самые трезвомыслящие польские аналитики.

Три месяца в Польше самыми популярными числами были 12, 15 и 17. Именно на столько воеводств предлагали разделить страну главные политические силы, наделенные властными полномочиями. Первое предложило правительство, второе - правящая коалиция, третье - оппозиция и президент! Первый вариант называли идеальным, второй - оптимальным, третий - эсэлдовско-(от Союза левицы демократической) президентским. Первый не был принят, потому что против него голосовала не только оппозиция, но около 40 послов правящей коалиции. Второй «споткнулся» о президентское вето. А третий стал «жертвой» компромисса.

Был ли шанс у коалиции и правительства отстоять тот вариант, который многими признавался за самый подходящий? Несомненно. Но для этого надо было идти на прямую конфронтацию с президентом. Акция Выборча «Солидарность»-Уния Вольносци на этот раз не решились и уступили, выбрав худший из возможных вариантов. Худший, конечно, не в политическом, а в экономико-технологическом смысле. Худшим или лучшим станет он для Польши, покажет только время.