UA / RU
Поддержать ZN.ua

Новый губернатор Донбасса. Чисто мужицкий расчет

Приход нового человека на любую руководящую должность всегда вызывает четыре стандартных вопроса: кто он?..

Автор: Сергей Гармаш

Приход нового человека на любую руководящую должность всегда вызывает четыре стандартных вопроса: кто он? чей он? почему именно он? чего от него ждать? Почти абсолютная «донецкость» назначенного на днях главой Донецкой областной администрации Владимира Логвиненко не делает эти вопросы менее актуальными. Тем более что отставка его предшественника Вадима Чупруна выглядит довольно неоднозначно.

Информация о предстоящей отставке Вадима Прокофьевича с легкой руки Юрия Еханурова ходила еще с начала апреля. После серии претензий к донецкому руководству по поводу недоимки в госбюджет сразу после выборов премьер объявил журналистам, что донецкий губернатор написал заявление об отставке в связи с переходом на другую работу. Чупрун узнал об этом из Интернета. Областная администрация долго отказывалась комментировать слова Еханурова, но потом Вадим Прокофьевич все-таки признал факт наличия такого заявления. Источники, близкие к экс-губернатору, говорят, что оно было написано и послано в Кабмин вместе с аналитической запиской, в которой объяснялись объективные причины появления задолженности области в госбюджет и предлагались пути решения проблемы. Чупрун, все время своего губернаторства находившийся под угрозой отставки, якобы надеялся убедительностью своих доводов поставить вопрос в плоскость справедливости: если и теперь вы сочтете, что я виноват, — увольняйте; если нет — дайте работать. Он явно не рассчитывал на то, что заявление будет «засвечено» главой правительства…

28 апреля В. Чупрун провел совещание со своими заместителями, на котором объявил о предстоящем отпуске и обозначил основные пути деятельности донецких властей на ближайшее время. Заявление об отпуске было подписано в секретариате президента накануне — 27 апреля, когда в Киеве проходило заседание Кабинета министров, где обсуждалась ситуация в регионах. Кабмин рекомендовал президенту уволить нескольких губернаторов — кого-то в связи с избранием в нардепы, кого-то за неудовлетворительную работу. Фамилии донецкого лидера в этом перечне не было. С 3 мая Чупрун официально ушел в отпуск. Кто-то подумал, что такая пауза означает нежелание президента увольнять Вадима Прокофьевича, кто-то — что месячный тайм-аут предназначен для поиска кандидатуры нового главы администрации. Но развитие событий оказалось более неожиданным.

В первый день отпуска (вопреки КЗОТу) без объяснения причин президентским указом Вадим Чупрун был уволен с должности главы Донецкой областной администрации. Вряд ли он станет судиться с В. Ющенко за несоблюдение своих законных прав. Хотя новость об увольнении была настолько неожиданной, что Чупрун слег и до сих пор находится в больнице.

Такое внезапное и даже противозаконное увольнение Вадима Чупруна может быть объяснено только одним — необходимостью скорейшего назначения на его должность другого человека…

В промежутке между увольнением Чупруна и днем, когда Кабмин предложил президенту новую кандидатуру, почти никто в Донецке не сомневался, что этим человеком станет Владимир Логвиненко.

Кто он?

Уроженец Днепропетровщины Логвиненко всю свою сознательную жизнь работал в Донецкой области. Прошел по всем ступеням компартийной номенклатуры — от инструктора Краматорского горкома до первого заместителя председателя исполкома Донецкого областного совета народных депутатов. В 1994 году, будучи первым замом председателя обладминистрации, Логвиненко (кстати, как и В. Чупрун) составил конкуренцию Владимиру Щербаню на выборах председателя облсовета, но оказался вторым. Год он поработал заместителем Щербаня, но потом написал заявление — не сошлись в методах и целях работы. «Принял для себя решение не продолжать дальше совместную работу. Немножко мы разные люди. Я не чувствовал себя членом команды», — сказал он как-то, комментируя свой уход.

Дальше шестилетняя карьера в концерне «Энерго». Его пригласил туда работавший в то время генеральным директором Георгий Онищенко. Он же познакомил Логвиненко с президентом концерна Виктором Нусенкисом. Потом Онищенко ушел в собственный бизнес, а Логвиненко назначили генеральным. Именно при нем «Энерго» становится одной из крупнейших компаний страны. Но в апреле 2002 года Логвиненко уходит в областную администрацию. В Донецке говорят, что ушел «плохо», не без напряженности, но сам Владимир Иванович это отрицает и объясняет уход из концерна естественной сменой жизненных этапов. Действительно, если проследить за его биографией, то больше шести лет он нигде не задерживался. Что касается отношений с Геннадием Васильевым, которого связывают с «Энерго», то, как утверждают сотрудники компании, во времена Логвиненко такой связи не было.

В администрацию его позвал Янукович, но проработали вместе они недолго, — Виктор Федорович поехал покорять столицу. Логвиненко остался в Донецке. Два года работал с Анатолием Близнюком. Видимо, потому, что познакомились они еще в семидесятых, когда Логвиненко был первым секретарем Краматорского горкома КПУ, а Близнюк заместителем директора местного метзавода, роль Владимира Ивановича в той администрации, по словам ее сотрудников, была особенной — что-то типа старшего брата. После ухода Близнюка в феврале «оранжевого» 2005-го Логвиненко месяц исполнял обязанности главы обладминистрации. Сменивший его Вадим Чупрун предлагал остаться замом, но Логвиненко ушел. Трудно сказать определенно — почему. Близкий к нему человек утверждает, что в той политической неразберихе с тремя центрами власти (президент, Кабмин, СНБО) Владимир Иванович не видел четких правил игры, а без этого эффективную работу не считал возможной. Якобы он еще тогда вычислил экономическое падение области. Сам же Логвиненко говорит, что хотел сосредоточиться над кандидатской диссертацией, которую позже успешно защитил. Тема — «Повышение эффективности энергетического потенциала Донецкого региона». В общем, он уходит преподавать в Донбасскую национальную академию строительства и архитектуры. Но уходит не окончательно, — за ним на общественных началах сохраняется должность советника губернатора, и ни одно серьезное совещание не обходилось без его участия.

Чей он?

Учитывая количественный и качественный состав донецких караванов на Киев периода «Янукович-премьер», отсутствие в них Владимира Логвиненко является достаточно красноречивым. Как и то, что он никогда не работал в структурах Рината Ахметова.

Сам он в своем первом губернаторском интервью донецкому интернет-изданию «Остров» высказал мнение, что стал губернатором как раз потому, «…что я, в принципе, независимый человек. И в бизнесе, и в политике. В 1994 году я принял для себя решение в политических программах не участвовать. Я доволен, что такое решение принял в свое время и придерживался его. К тому же есть важный момент — я не просился на эту должность, это меня пригласили и предложили. Так что не считаю себя кому-то обязанным. Я пришел на эту должность работать, и это нелегкий труд».

Сегодня многие говорят, что назначение Логвиненко стало продуктом договоренностей между «Регионами» и президентом. Видимо, какие-то договоренности общего плана о взаимодействии этих политических сил действительно существуют. Но процесс поиска кандидатур на пост донецкого губернатора, когда в Киеве и Донецке перед экспертами ставилась задача найти человека взаимоприемлемого и для «оранжевых», и для «голубых», показывает, что назначение Логвиненко не диктовалось «Регионами». Не они предложили его кандидатуру Ющенко, а Ющенко посоветовался с Януковичем и Уважаемым (так в Донецке называют Рината Леонидовича) на предмет того, будет ли этот человек эффективным губернатором.

Более того, в своем первом интервью в качестве победителя на выборах Борис Колесников четко заявляет: «Судя по той работе, которую вел Вадим Прокофьевич, у Партии регионов нет никаких оснований настаивать на смене губернатора». Так что инициатива о смене губернатора исходила явно не от регионалов. Но, увидев серьезность намерений правительства по смене главы Донецкой администрации, они не могли остаться в стороне и не включиться в процесс (иначе говоря, торги) по назначению нового регионального лидера. Чего, похоже, и хотелось инициаторам отставки Чупруна.

Анатолий Матвиенко приезжал в конце апреля в Донецк и вел собеседования с потенциальными кандидатами на губернаторство по уже составленному списку, а поскольку это было именно так, то кто-то Владимира Логвиненко в этот список внес. И можно точно утверждать, что попал он туда с подачи Кабмина. Говорят, что первым нужное слово в нужном месте замолвил молодой да ранний экс-советник премьера Януковича Эдуард Прутник, у которого с Логвиненко всегда были хорошие отношения. Но и нынешний глава облсовета Анатолий Близнюк в своих интервью не отрицает, что идея назначения Логвиненко «и моя в том числе».

Не стоит забывать, что формальная инициатива скоропалительного увольнения Чупруна исходила от премьер-министра Юрия Еханурова. Здесь нельзя не вспомнить чуть ли не официальный лозунг Донецкой области времен щербанивщины: «Политику делают в Киеве, а деньги — в Донецке!». Учитывая то, что Донецкая область дает почти четверть промышленной продукции Украины, любой, даже малейший спад в ее экономическом развитии ощущает вся страна. Поэтому Еханурову, при любом исходе премьериады, выгодно иметь в таком важном регионе человека, обязанного если не ему, то тем, кто договаривался с ним и с кем он сможет договориться алаверды. То есть губернаторский пост в Донецке мог стать одной из разменных монет в большой политической игре.

Почему именно он?

Для «донецких» Логвиненко всегда был частью их команды, одним из них. Но при этом он никогда не примыкал ни к одной из группировок внутри самого так называемого «клана». Грамотный хозяйственник и экономист, не имеющий политических амбиций, он сумел со всеми сохранить хорошие отношения. И даже если бы донецкая скамейка запасных, опустошенная выборами, была переполнена, все равно он был бы оптимальной фигурой именно благодаря своей аполитичности и компетентности.

Для президента Логвиненко удобен именно тем, что он устраивает и «донецких», и Еханурова, и всех других политических игроков. Если тот же Чупрун постоянно находился под ударом НСНУ, руководство которого требовало его отставки, то Логвиненко как будто все ждали. Назначением именно «донецкого» Логвиненко, а не кого-то вроде Москаля, Ющенко продемонстрировал свою лояльность к донецкой элите, в которой политически и экономически заинтересован. Это во-первых. А во-вторых, этим он возложил на «донецких» полную ответственность за ситуацию в области. В конце концов, Ющенко в любом случае ничего не теряет политически: и рост экономики в регионе, и ее падение он всегда может использовать для своего президентства, поскольку теперь ответственность за провалы в Донбассе лежит не на нем. И в Донецке это понимают.

«Я думаю, что, приняв такое решение, президент поступил совершенно правильно. И любое другое решение, — не будем называть фамилии называвшихся претендентов, — было бы продолжением конфронтации. Это был бы не вариант объединения Востока и Запада через Киев, а подтверждение позиции на разъединение страны. Сделанное им сегодня показывает, что он совершенно четко понимает, и мы об этом говорим: мы победили, мы берем на себя четкую ответственность. И на губернаторе новом такая же ответственность. Без разницы — какого он цвета», — заявил Близнюк через несколько часов после публикации президентского указа о назначении Логвиненко.

К тому же, получив в Донецке практически «голубой» облсовет, Ющенко получил и легитимную региональную оппозицию себе. А Логвиненко, который так или иначе будет человеком президента, зависимым от него, благодаря его хорошим отношениям с «донецкими» и Близнюком, должен будет уравновешивать антипрезидентские поползновения донецкого представительского органа. Ведь возвращение пусть частичной, но самостоятельности, утраченной регионом с падением режима Кучмы, должно сделать донецкие элиты заинтересованными в человеке, который будет их губернатором. Следовательно, для сохранения этого человека на своем посту они должны будут искать взаимопонимание с президентом. И это очень важно для Ющенко, особенно если он вынужден будет все-таки согласиться на Тимошенко-премьера.

Кроме того, Владимир Иванович, хоть и не увлекается пчеловодством, не мог не привлечь симпатии Ющенко чистотой своей политической биографии, в том числе отсутствием у него собственного бизнеса и, скажем так, наличием так важных для Виктора Андреевича семейных ценностей.

«У меня нигде нет доли. Я всегда работаю как наемный работник. Бизнеса у меня нет и не было», — так он ответил автору этих строк, комментируя слухи о его участии в «Донецкстали». Учитывая, через какой многослойный фильтр прошла официальная и неофициальная биография кандидата в губернаторы, вряд ли это может оказаться неправдой.

Что касается семьи, то это классическое гнездо интеллигентов. Несмотря на далеко не рафинированные корни самого Владимира Ивановича, который, начав со строительного техникума, дорос до кандидата экономических наук.

«У меня двое детей. Дочь Марина — врач, закончила Донецкий мединститут. Работает врачом-гинекологом в Центре защиты материнства и детства. Защитила кандидатскую диссертацию. И есть у нее частная практика. В этом плане нормально. Больших денег там нет, но достаточно, чтобы жить. Зять, Сергей, тоже врач, работает в травматологии, тоже защитил кандидатскую диссертацию. Брат его, родители — тоже врачи. Сын закончил ДПИ, работает в «Родовидбанке», заместителем управляющего этого банка. До этого работал в «Кредитпромбанке». Супруга — инженер, закончила в свое время Львовский политех. Сейчас она бабушка, занимается внуками» — рассказал В. Логвиненко в своем первом губернаторском интервью.

Чего от него ждать?

В любом случае новый губернатор почти обречен сделать экономическую ситуацию в области лучше. И даже не благодаря субъективному фактору, а потому, что в этом заинтересованы и правительство, и президент, и местные элиты. Последние двое особенно, учитывая фактор выборов-2009. Как ее улучшить — известно. Соответствующие рекомендации размещались в той самой аналитической записке, которую Вадим Чупрун в начале апреля направил в Кабмин. Более того, есть основания полагать, что В. Логвиненко тоже принимал участие в ее создании. И будь на то воля и поддержка Киева, ситуацию мог бы оптимизировать и бывший губернатор. Но Чупрун, из-за натянутых отношений с Ехануровым и НСНУ (который прошлым летом специальным решением съезда вынес ему недоверие) и его политической «ничейности», не мог быть предметом торгов, следовательно, стал разменной монетой в них. Логвиненко же, который является фигурой компромиссной для обеих политических сил, сможет получать поддержку с обеих сторон, и только от его умения держать равновесие будет зависеть как экономический подъем области, так и его собственная карьера.

Хотя ждать быстрого улучшения ситуации в области было бы наивно. Владимир Иванович приходит, как говорится, на те же дрожжи, с которых ушел Чупрун. И замешивали их далеко не в Донецке. Ведь бюджетные показатели области закладывались без расчета того, что правительство сделало уже после утверждения бюджета-2006. В частности, повысило тарифы на железнодорожные перевозки и электроэнергию. То есть цены на входящие ресурсы, которые формируют себестоимость товара, были повышены после принятия решения по бюджету и в Бюджетном кодексе они не учитывались. В результате область получила незапланированное увеличение себестоимости производимой ею товарной продукции. 42% ВВП дает металлургический комплекс, себестоимость продукции которого увеличилась внутри страны. Это наложилось на падение цен металла на внешнем рынке. Как следствие — доходная часть предприятий (основных предприятий Донецкой области), которая формировалась на этой базе, уменьшилась. Таким образом, уменьшилась и налогооблагаемая база. И получается — то, в чем Кабмин обвинял Чупруна, является естественным следствием правительственной политики и тенденций мирового рынка. К тому же в этих условиях вынужденные спасать свое производство донецкие гиганты металлургии стали пытаться минимизировать свою налогооблагаемую базу. В результате область получила бюджетную задолженность в 1,3 млрд. грн. В том числе 100 млн. — в местные бюджеты. То есть 1,2 млрд. — долг области в центральный бюджет. Но при этом задолженность бюджета донецким предприятиям по возврату НДС составляет 1,7 млрд. Разница в полмиллиарда — это вымытые Киевом оборотные средства, которые могли бы позволить предотвратить сокращение налоговой базы. Вот такой, как любит говорить новый донецкий губернатор, «чисто мужицкий расчет».

Реально изменить ситуацию в экономике области ни Логвиненко, ни кто-то другой в этом финансовом году уже не в состоянии. Да и в будущем году, бюджетная резолюция которого как раз в эти дни готовится правительством, это будет невозможно без поддержки Киевом донецких инициатив. Вот эта поддержка и была одним из условий Владимира Логвиненко, когда он соглашался возглавить область.

«Я ставил два условия. Первое, чтобы мне не делали предложений по кадровым направлениям, чтобы я этот вопрос решал сам. И второе — я высказал просьбу, чтобы, если остановятся на моей кандидатуре, я мог подготовиться, приехать со своими предложениями и чтобы эти предложения были поддержаны. Они не будут направлены на создание каких-то льготных условий. Это будет направлено на упорядочение и приведение в определенную норму экономических условий для работы предприятий области», — сказал Логвиненко в интервью «Острову».

Более того, вероятно, это будут не просто предложения подчиненного начальству, а совместный продукт областной администрации и областного совета, который правительству будет трудно игнорировать.

«Мы вместе (облсовет и обладминистрация. — Авт.), оценив ситуацию — где мы находимся, наметив конкретные задачи — куда мы хотим пойти, и определив, что мы должны делать вместе и с чем мы должны выйти в Кабинет министров, — будем инициировать проект договора с Кабмином и изменения законодательной базы», — сказал глава Донецкого облсовета, комментируя назначение Логвиненко.

В общем, если свести все схемы к «чисто мужицкому расчету», то с назначением Логвиненко Донбасс избежал противостояния центру, Ющенко законсервировал политическую ситуацию в Донецке и переложил ответственность за область на плечи «регионалов», Ехануров получил лишний козырь в торгах с «донецкими», а Донецкая область получила губернатора, о котором, как ни странно, еще никто не сказал плохого слова. Отсчет пошел…