UA / RU
Поддержать ZN.ua

НОВЫЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ РЯДОВЫХ,

или Что делать политической партии в поисках экономической свободы Не замечали: в последнее время все разительно переменилось в украинском политическом бомонде?..

Автор: Владимир Кацман

или Что делать политической партии в поисках экономической свободы

Не замечали: в последнее время все разительно переменилось в украинском политическом бомонде? Если раньше все больше судачили о коллизиях в верхних властных этажах да промывали косточки людям первых властных должностей, то в последние дни усиленно обсуждают проблемы на более приземленном уровне. И героями становятся, скажем так, формальные рядовые. Рядовые члены партии. Рядовые народные депутаты. Рядовые бойцы идеологического фронта. Что это - пересмотр взглядов на роль личности в истории? Новый виток развития демократии? Стремление молодых и дерзких штурмовать самые престижные высоты? Возможно, и то, и другое, и третье. Но всего скорее - причина, опять же, гораздо более прозаическая, хотя в чем-то и весьма примечательная. Из политической тени на авансцену вышла партия «Громада», успевшая принять на этом своем недолгом пути в рядовые члены партии из депутатской среды опять же рядовых нерядовых - Павла Лазаренко (если, конечно, аппаратчики «Громады» успели зафиксировать его заявление о вступлении в партию) и Юлию Тимошенко, ну и Александра Ельяшкевича.

Несколько слов

о судьбе

Трудной, если не сказать невозможной, была бы задача жизнеописателя этой политической партии. Ибо три года своего существования, не считая одного дня учредительного съезда и скорострельной пресс-конференции по его окончанию, она всячески избегала публичной политики. Скудные сведения, просачивавшиеся в СМИ, ведали, что лидером этой партии является выходец из Днепропетровска Александр Турчинов ( в прошлом - комсомольский деятель, один из тех, кто «вручную» выводил на политическую арену Леонида Кучму в его «южмашевские» времена, а затем ставший одним из советников Кучмы-премьера, автор ряда серьезных экономических разработок; в недавнем прошлом, по слухам, один из главных спичрайтеров Лазаренко-премьера). А еще, что партия приняла какое-то участие в так и не совершившем ничего революционного консультативном партийном совете при спикере Александре Морозе. Вот, пожалуй, и все. Между тем над партией витал ореол загадочности. Говоря о ее всемогуществе, некоторые громко прицмокивали языками. Другие намекали, что за ее спиной - очень тайные, но очень мощные органы. Третьи предрекали ей единственной способность разрешить конфликт в церковной среде, ибо «Громада» не скрывала своей ставки на христианские ценности и имела в своих рядах немало священнослужителей. Но долгое время ничего конкретного за «Громадой» не виделось. Что любопытно: если в разговоре двух человек, которых отечественные социологи, ни на секунду не утрачивая уверенности, относят к рангу «заполитизированная среда», упоминалось имя «Громада», то требовалось две продолжительные паузы. Первая - дабы вспомнить, что есть такая партия. Вторая - дабы в который раз задуматься: а собственно - кто за ней стоит и что уж такого в ней загадочного?

Центристы тоже умеют становиться в оппозицию

Теперь такого уже не будет. Не должно быть. Теперь все всем стало ясно. «Громада», возможно, разочаровала немногочисленный класс тех, кто смотрел на нее как на политическую панацею от церковных беспорядков и разборок. На подобные «мелочи», возможно, и отвлекаться не придется. «Громада» - мощно и широко предъявила свое право занять весьма любопытную нишу - партии сугубо экономических интересов, вернее - их защиты. Партии серьезных личностей. Лишь формально рядовых на сегодняшнем этапе. И, возможно, не только тех фигур, которых мы сегодня видели в президиуме партийной пресс-конференции. Партии, чьи прорыночные заявления, безусловно, заставляют отнести ее к разряду «рыночников-центристов», но «рынок» этот, видимо, в ее представлении будет подвержен существенной коррекции в пользу крупных монополий и лоббистской методологии отстаивания их интересов. А центризм вовсе не будет означать автоматической ориентации на Президента, что наглядно показала и недавняя пресс-конференция «Громады»; эта партия может стать, если уже не стала первой центристской и прорыночной партией, оппозиционной конкретно Президенту, а не просто исполнительной вертикали или «правительству» в широком смысле слова.

В этом смысле показательна резкая критика, которой на минувшей неделе подверглась «Громада» из уст главы президентской администрации и одного из столпов пропрезидентской НДП Евгения Кушнарева. Не особо стесняясь в определениях, Евгений Петрович увидел в попытке соединения усилий столь мощного капитала, как ЕЭСУ, с политической структурой, «не до конца ясно, имеющей ли что-нибудь в регионах», попытку, «потеряв административное прикрытие, найти новое политическое прикрытие». Г-н Кушнарев убежден, что «приличные люди приближаться к этой партии не будут».

Поговорим о приближающихся

Если появление Юлии Тимошенко в рядах «Громады» угадывалось, если фигуру Павла Лазаренко не так уж проблематично было увязывать с такой или подобной политической структурой с ореолом загадочности (не секрет ведь, что Павел Иванович причисляет себя к верующим да и на помощь церквам, слава Богу, не скупился никогда), то приход в «Громаду» Александра Ельяшкевича (читай - в скором будущем и многих его коллег, которых принято считать жесткими парламентскими прагматиками, если не циниками) пока сложно объяснить однозначно. Особенно тем, кто прекрасно помнит антипремьерско-антилазаренковские весьма язвительные уколы г-на Ельяшкевича и кто, пусть и по касательной, судит о нем как об активисте непримиримых верховнорадовских «Реформ». Кстати, о «Реформах»: последний пример с Ельяшкевичем - еще одно подтверждение разнополюсности, разнородности этой депутатской группы, которая, похоже, держит себя в рамках парламентского регламента из последних сил. Наверное, только титанические усилия Сергея Соболева позволяют не разбрестись по разным квартирам депутатам, которые когда-то договорились держаться одной стороны улицы. Возможно, резкая перемена настроения того же Ельяшкевича и его коллег вызвана разочарованием в политике Президента, проводимой по отношению к парламенту. Возможно, аргументы, предъявленные г-жой Тимошенко, оказались сильнее… В общем, не исключено, что двух оппозиционно настроенных в недавнем прошлом депутатов - Ельяшкевича и Лазаренко - можно будет увидеть в активе одной и той же партии. Если, конечно, они будут играть в эту партию. Или их по-серьезному возьмут туда играть.

Это уже проблемы… Если «Громаде» заявляться как явно оппозиционной Президенту аж вплоть до осеннего импичмента Леониду Кучме (а об этом шла речь на пресс-конференции), то тут вряд ли найдется лучший попутчик, чем отставной премьер. Но есть и другой сценарий событий. «Громада», возможно, просто слегка пугает Президента, имея целью доказать ему: без нас, Данилович, тебе будет нелегко или совсем тяжело в 1999-м… И тогда дистанцирование от фигуры Лазаренко - возможный маневр. Не случайно Юлия Владимировна сегодня оставляет для этого «запасной ход», рассуждая о несовпадении некоторых взглядов и позиций с отстраненным премьером. Возможно, происходит то, чего раньше себе г-жа Тимошенко не позволяла в рамках жестких договоренностей с премьером, которому только и было дозволено играть в политику. Она теперь тоже хочет в нее играть. Она вынуждена играть, ибо все складывается не в пользу укрепления экономической базы тех же ЕЭСУ.

Как по мне, так игра в политику у Юлии Владимировны пойдет с некоторым запозданием.

Что уж тут попишешь: народу нравится, если политик молодой и нахрапистый, циничный и целенаправленный, сильный, умеет хорошо выглядеть и говорить. Еще больше нравится, если богатый. Скачок рейтинговых показателей аж до отметки в треть симпатий всего электората российского вице-премьера Немцова - наглядный показатель. У нас отечественных немцовых-чубайсов-гусинских-березовских пока еще нет, но процесс намечается. И едва ли не первой такой наметкой было появление Юлии Тимошенко пред ясны журналистские очи сразу после избрания ее депутатом. Я помню тот ажиотаж. И я помню, что многие мои собратья по перу признали за

г-жой Тимошенко силу. Сейчас не будем углубляться в то, какой именно направленности и с каким знаком, но силу - политическую. Тогда эту силу можно было раскрутить. И вряд ли кто-то бы взялся предсказать последствия такой раскрутки. Но что-то не сложилось. И депутат Тимошенко не покинула строя рядовых. А может, ей просто не дали «добро» на занятия политикой. Или испугались ее политической самостоятельности.

Сейчас, похоже, она уже и не будет спрашивать разрешения. Осенью предстоит новый съезд «Громады». Но и сегодня ясно, что экономист Турчинов легко может согласиться на то, чтобы кресло председателя партии, наконец-то вышедшей из политической тени на турнир публичной политики, заняла улыбчивая депутат с растущей на наших глазах воистину железной политической хваткой.

Тогда в политической жизни украинских партий, а заодно и многих политиков не исключить новых приключений.