Недавно в Минске произошло рядовое событие. 26 апреля 2005 года в центре города омоновцы разогнали немногочисленную демонстрацию, приуроченную к
19-й годовщине Чернобыльской трагедии. Все было обычно для белорусской ситуации: неоправданная агрессия милицейских сил против безоружных демонстрантов, скорый заказной суд, лжесвидетельства омоновцев под копирку, безжалостные приговоры «на сутки» в карцере по ул. Окрестина. Для белорусов – привычная картина. Необычной ее сделало участие в акции украинских и российских демократов, их аресты, тюремные сроки, реакция СМИ и поведение официальных лиц трех государств в связи с инцидентом.
В тюрьму попали 13 белорусов, 5 украинцев и 14 россиян. Белорусские официальные СМИ тут же привычно представили мирную демонстрацию чуть ли не попыткой вооруженного захвата власти, проплаченную Западом. Осудил поведение своих сограждан и посол России. Однако в самой России тут же начались публичные протесты против беззакония белорусских властей. Прошли пикеты у белорусского посольства в Москве и консульства в Санкт-Петербурге. Официальная Москва никак не реагировала. Только Украина повела себя так, как и должно вести себя нормальное государство: мгновенная реакция министра иностранных дел, осудившего действия белорусской власти, протесты общественности и работа украинского посольства в Минске по защите своих граждан. Российских арестантов все же быстро выпустили, несмотря на то что посол РФ еще раз повторил, что они законы Беларуси нарушили. Украинцев, видимо, чтобы неповадно было, решили додержать до конца срока.
Этот небольшой эпизод новейшей истории позволяет сделать достаточно серьезные заключения о том, что происходит в регионе, который ортодоксальные аналитики называют «славянским треугольником».
События 26 апреля в Минске продемонстрировали, как далеко разошлись три бывшие советские республики, до сих пор формально остающиеся в СНГ.
Наиболее сложная ситуация сегодня в Беларуси. Здесь установилась реальная диктатура, что уже констатирует не только белорусская оппозиция, но и официальные лица США и Евросоюза. Созданный в Беларуси режим направлен на укрепление личной власти Лукашенко, исключает существование политического, информационного, экономического инакомыслия. В республике грубо попран принцип разделения власти. Исполнительная, законодательная и судебная ветви контролируются и управляются администрацией Лукашенко. Система фальсификации любых выборов или референдумов отлажена и не дает сбоев. Появление в законодательных структурах диссидентов, что было еще возможно в прошлой «палате представителей», сегодня полностью исключено. Независимая пресса практически уничтожена, и чудом сохраняющиеся издания с их мизерными тиражами на ситуацию не влияют. Неправительственные организации лишаются регистрации и подвергаются всевозможным формам давления. Электронные СМИ полностью закрыты для альтернативных точек зрения. Политические лидеры, реально способные получить поддержку народа и изменить ситуацию, умирают при загадочных обстоятельствах, как было с безусловным лидером оппозиции Геннадием Карпенко; исчезают бесследно, как Виктор Гончар и Юрий Захаренко, которые могли бы стать альтернативой Лукашенко; получают тюремные сроки по надуманным обвинениям, как Михаил Маринич, или исключаются из политической жизни бесконечными судебными преследованиями, как Николай Статкевич.
В отличие от Украины, где все же не произошло преобразования авторитарного режима в диктатуру, в Беларуси властям удалось это сделать. Поэтому к тамошней ситуации, к действиям оппозиции следует подходить именно с точки зрения жесткого ограничения любых демократических возможностей для изменения положения. В этом основные причины неудач, а не в слабости или разобщенности оппозиции. Беларусь сегодня можно сравнить с Чехословакией или Венгрией начала 80-х, в которых реальные перемены произошли только после того, как под воздействием внешнего фактора началась трансформация всего социалистического лагеря. В этих странах были скорее диссиденты, лишенные всяких возможностей, а не оппозиция в современном понимании этого слова. Безусловно, есть субъективные факторы, мешающие объединению демократических сил Беларуси, но не это главное, если говорить о возможности демократических преобразований. И последние сегодня, после революций в Грузии, Киргизии и, особенно в Украине, становятся все более реальными.
Режим в Беларуси будет до последнего цепляться за сохранение политической системы, пусть даже путем все большей самоизоляции. Однако начавшиеся на постсоветском пространстве процессы замены посткоммунистических режимов на демократические не могут обойти Беларусь стороной.
С этой точки зрения значение оранжевой революции в Украине, так же, как и революций в Грузии и Киргизии, для Беларуси, и не только для нее, трудно переоценить. Однако именно Украина может стать новым лидером на постсоветском пространстве. Лидером современных процессов и прогресса. Такой лидер крайне необходим сегодня.
До сих пор главенствующую роль в бывшем СССР играла Россия. Она предлагала выстраивать с ней отношения по принципу признания своей исключительности и обслуживания собственных интересов. Взамен на дешевые энергоносители бывшим советским республикам предлагалось безоговорочно поддерживать искания российской души на пути восстановления статуса сверхдержавы. Новых идей, способных действительно повлиять на развитие государств региона, Россия не выносила на обсуждение ни в каких создаваемых ей образованиях: ни в СНГ, ни в таможенных союзах, ни в союзе с Беларусью, ни в ЕЭП, ни, тем более, в рамках Договора о коллективной безопасности. Что касается Беларуси, то нынешний режим здесь существует в значительной степени благодаря поддержке России.
Украина в силу своей геостратегической значительности смогла совершить прорыв СНГовской рутины и может обеспечить новый вектор развития в регионе.
Поэтому в Беларуси так пристально следят за развитием ситуации в Украине, за внутренними процессами и за поведением Украины на международной арене. Для нас главным здесь является отношение новой Украины к базовым принципам демократии. В большинстве государств СНГ существует простое и удобное правило: излишняя демократия вредит экономическому развитию страны. Грузия, Украина и, возможно, Киргизия сделали весомую заявку на то, чтобы от такого правила отказаться. От успеха их действий зависит будущее всего постсоветского пространства.
Отношение к принципам демократии не терпит мелочей. Нельзя быть демократом в одном и не замечать, скажем, частных случаев нарушений прав человека. Если брать Беларусь, то здесь новым демократиям в сфере межгосударственных отношений придется столкнуться с изощренной системой шантажа со стороны белорусского режима с целью собственной легитимации. Например, в последнее время Лукашенко на любых встречах с высокими должностными лицами постсоветских стран усаживает рядом с собой своих чиновников, подозреваемых международным сообществом в похищениях и возможных убийствах лидеров оппозиции. Мол, если хотите решать свои практические вопросы, миритесь со всем, что у нас происходит. В этом и кроется опасность. Исходя из своих национальных интересов, государственные деятели зачастую считают, что с диктаторами можно договариваться, если не раздражать их разговорами о демократии. Не получится. Можно со всей определенностью прогнозировать, например, что Лукашенко никогда не подпишет договор о границах с Украиной, как его ни ублажай. Слишком удобный инструмент для шантажа придется выпустить из рук. Не стоит рассчитывать, что при непредсказуемом и своенравном диктаторе можно действительно выстроить взаимовыгодные торгово-экономические отношения. Поэтому не стоит закрывать глаза на творящееся в Беларуси беззаконие и нарушения прав человека. Не стоит стесняться поддержки демократических сил в Беларуси. Именно Украина может сделать для этой поддержки очень много. И это будет отвечать национальным интересам Украины, которая самим фактом демократической европейской революции заявила о себе как о державе, способной влиять на динамику развития в Европе. Похоже, что Украина становится на этот путь.
На сессии Комиссии ООН по правам человека Украина проголосовала за резолюцию, осуждающую нарушение прав человека в Беларуси, несмотря на уговоры и угрозы со стороны российской и белорусской делегаций. Впервые бывшая советская республика, отбросив соображения практической целесообразности и возможных последствий, открыто поддержала принципы демократии. Это было мужественное решение, лучше любых заявлений доказавшее серьезность намерений Украины стать влиятельным европейским государством.
МИД Украины сегодня оперативно реагирует на хамские высказывания белорусского руководства, что также отличается от установившегося в СНГ удобного принципа «не трогать своих». Уважающее себя государство не имеет права допускать неуважительное к себе отношение.
Много значит, что не только внешнеполитическое ведомство, но и общественные движения, такие как ПОРА, адекватно оценивают ситуацию в Беларуси, говорят о необходимости ее изменения и о своей ответственности за демократизацию Беларуси. Это свидетельствует о зрелости молодежного движения и о понимании украинской молодежью роли Украины в регионе.
26 апреля 2005 года демонстрацию в Минске разогнали, но на этот раз вместе с белорусскими демократами была российская молодежь с лозунгом «За нашу и вашу свободу!» и украинцы, которые уже изменили свою страну.