UA / RU
Поддержать ZN.ua

НОЧЬ ПЕРЕД РОЖДЕСТВОМ

Прорвало. Наконец-то прорвало небо — долгожданный снег сделал одинаково белыми «враждующие» пала...

Автор: Сергей Рахманин

Прорвало. Наконец-то прорвало небо - долгожданный снег сделал одинаково белыми «враждующие» палатки на майдане Независимости, остудил пыл добровольных и наемных демонстрантов (заботливо отряхивавших снег с анти- и прокучмовских транспарантов), укрыл саваном могилу в Таращанском районе.

В отнюдь не празднично настроенную страну пришло ощущение Нового года. После того как Верховная Рада с некоторой натугой, но все же приняла новую редакцию закона о временных следственных и специальных комиссиях, а Президент дал понять, что в ближайшее время рассмотрит вопрос о снятии (отстранении) силовиков, стороны могут себе позволить на какое-то время перевести дух. Или все-таки не могут?

Каждый на определенном этапе добился того, чего хотел. Министр внутренних дел и глава СБУ избежали отставки. Оппозиционно настроенные депутаты избежали поражения в борьбе за закон о спецкомиссиях. Парламент избежал роспуска. Большинство - раскола. Михаил Потебенько избежал необходимости выступать с отчетом перед Верховной Радой, который вполне мог окончиться выражением вотума недоверия генеральному прокурору. Премьер избежал приказа снимать силовиков. Президент избежал побоища перед Банковой. Киев избежал беспорядков. Страна избежала анархии с последующим закручиванием гаек.

Все сказанное выше верно. Но в каждое из перечисленных предложений просится слово «пока». Ибо никто не даст гарантии, что Леонид Деркач не будет снят с должности еще перед Новым годом, а Юрий Кравченко не окажется (как минимум) отстраненным от исполнения служебных обязанностей, к примеру, после Рождества. Что новый закон о временных следственных и специальных комиссиях (по сути, открывающий путь к началу процедуры импичмента Президента) не споткнется о новое вето Леонида Кучмы. Что коммунисты, до сих пор грудью защищавшие Михаила Потебенько, не изменят своей позиции в связи с изменившейся политической ситуацией. Что Виктора Ющенко не заставят наконец определиться. Что у главы государства либо у его наиболее непримиримых оппонентов (либо у всех сразу) не иссякнет запас миролюбия.

Наиболее распространенная версия дальнейшего развития событий вокруг «дела Гонгадзе» такова. До 9 января - окончания политических каникул - наступит относительное затишье. Будет объявлено временное прекращение огня, которое устраивает противоборствующие стороны, так как позволяет перевести дух и собраться с мыслями. Даже самые завзятые бойцы не против спокойно выпить бокал шампанского в новогоднюю ночь и опрокинуть рюмку водки - в рождественскую.

Вот почему даже парламентарии-оппозиционеры считают целесообразным сворачивание «антикучмовского» палаточного городка («прокучмовский» в этом случае свернется автоматически) и утверждают, что после праздников в случае необходимости его можно будет развернуть снова. И даже не один. И не только в Киеве. Тем более, что новые палаточные городки уже развернуты во Львове, Черновцах и Черкассах.

Свою точку зрения собеседники корреспондента «ЗН» обосновывали не только «дедморозовской» заботой об участниках акции, но и необходимостью избежать ненужных столкновений с блюстителями порядка. Как известно, вчера Старокиевский суд столицы предложил протестантам убраться с площади подобру-поздорову и не омрачать киевлянам праздник.

Кроме того, многие в парламенте убеждены, что уже через несколько дней будет объявлено о снятии Леонида Деркача, а примерно за сутки до наступления нового тысячелетия общественности могут сообщить о результатах экспертизы трупа, найденного в Таращанском районе. Если, не дай Бог, окажется, что это тело Гонгадзе (мы искренно надеемся, что Георгий жив, и заранее приносим свои извинения его родным и близким за ту боль, которую мы невольно причинили им этой фразой), то это может привести к эмоциональному всплеску в обществе. Но в канун Нового года вести активные боевые действия будет несколько затруднительно и власть получит небольшую передышку.

Завершение перемирия запланировано на 9 января. Именно в этот день возобновит свою работу Верховная Рада, именно в этот день парламент будет заслушивать премьера, которому никак не избежать вопросов о «деле Гонгадзе». 10 января главу Кабмина на парламентской трибуне сменит руководитель Генпрокуратуры. Ожидается, что к тому времени на свет божий может появиться еще одна кассета или (что более вероятно) сертификат о проведении зарубежной экспертизы аудиопленок - по непроверенной информации, такая экспертиза проводится сразу в нескольких местах. До тех пор, пока не скажут свое слово эксперты, новые компрометирующие материалы (если предположить, что таковые есть) едва ли способны претендовать на роль эффективного оружия.

Словом, есть основания полагать, что у противников Президента после праздников будут не только дополнительные силы, но и дополнительные возможности для успешной атаки Банковой. Еще одна деталь - к тому времени истечет срок, который отводится Президенту для того чтобы наложить вето на закон о временных следственных и специальных комиссиях (либо подписать его). Если не будет сделано ни того, ни другого, закон, в соответствии с 94-й статьей Конституции «считается одобренным Президентом». А значит, парламентское обсуждение «дела Гонгадзе» может принять иной правовой характер. Никто не верит в возможность импичмента, но само начало его процедуры противники Президента рассматривают как серьезный инструмент давления на главу государства, на его окружение, а также на общественное мнение, в том числе и на зарубежное. Ожидается также, что Александра Лавриновича на посту председателя временной следственной комиссии по делу Гонгадзе может сменить лицо, гораздо более радикально настроенное по отношению к нынешнему гаранту Конституции…

Но есть несколько но. Во-первых, кто сказал, что все участники акции на майдане согласятся сегодня покинуть поле боя без боя и выполнить принятое вчера руководителями акции соответствующее решение?

Во-вторых, кто поручится, что в одном из противоборствующих лагерей не найдется группа чрезмерно инициативных граждан, которые по собственной доброй воле (или в соответствии с чужой злой волей) не захотят излишне активно проявить активную гражданскую позицию уже в ближайшие дни?

Погоду делают в Москве?

Нас учили сверять часы по Москве. Украинская власть «списывает» у соседей названия госучреждений и законодательных актов. Олигархи «выписывают» имиджмейкеров, технологов и разномастных масс-медийщиков, зачастую списанных в России ввиду профнепригодности. Украинские небожители копируют у россиян манеру одеваться, привычки, повадки, а также политические сценарии. Очень многие отечественные мастера искусства возможного практически любую кризисную ситуацию примеряют к российскому шаблону. И не только они - подавляющее большинство дипломатов, сосланных в Киев из Москвы, изначально отрабатывают возможные варианты развития событий в Украине, преимущественно опираясь на специфические познания, приобретенные в России. Постижение местных нюансов приходит со временем.

Одним словом, если в Петропавловске-Камчатском - полночь, то у нас с ужасом ожидают наступления глубокой полярной ночи.

Стоит ли удивляться тому, что гадая, чем обернется для страны кризис, связанный с «делом Гонгадзе», украинские политики невольно обращались к опыту соседей. В кулуарах живо обсуждали и силовой разгон парламента, и передачу власти преемнику. Записные остряки позволяли себе предположить, что в преддверии нового тысячелетия, в ходе праздничного обращения к народу, Президент сообщит имя счастливчика, которому он передаст скипетр и державу вкупе с неблагодарным народом. Согласно свежему новогоднему анекдоту, избранник будет невелик ростом, связан со спецслужбами и мало кому известен.

Шутки шутками, но рука Кремля мерещилась не только политическим мистикам и русофобам. Невольный повод поверить в «русскую версию» дал сам Леонид Кучма. Кто не помнит предположение главы Украинского государства о том, что за скандалом с кассетами стоят иностранные спецслужбы? Характерная деталь - эта фраза была произнесена Леонидом Даниловичем на пресс-конференции в Минске, которую он проводил совместно с грузинским президентом. И господин Шеварднадзе позволил себе прокомментировать слова украинского коллеги, заметив, что о государственной принадлежности таинственных спецслужб можно догадаться.

Сопоставив цитаты двух президентов, многие наблюдатели позволили себе «догадаться». На спецслужбы какой страны мог намекать Эдуард Шеварднадзе в период «визового скандала», в разгар информационной войны между Москвой и Тбилиси? Может быть, речь шла о ЦРУ или КГБ гостеприимной Белоруссии?

Косвенным подтверждением стала и позиция Москвы. Российские масс-медиа, не упускающие повода «макнуть» соседа по любому поводу, некоторое время довольно сдержанно, вроде бы даже с неохотой комментировали перипетии «тэйпгейта». Это не могло не удивлять одних, и не настораживать других. Независимо от того, причастны или непричастны определенные российские круги к происходящему в Украине, именно РФ, в первую очередь, была на руку политическая дестабилизация в соседнем государстве в тот момент, когда решалась судьба газовых долгов, судьба украинской ГТС. А еще - судьба выборов в США.

Кремль был на редкость корректен. Высокопоставленные московские чиновники как бы между прочим замечали, что приватизация украинской газотранспортной системы для них не самоцель и заученно говорили о стратегическом партнерстве.

И лишь после того, как в Киеве несколько улеглись эмоции, а главный очаг сопротивления - парламент, начал терять кураж, московские СМИ «проснулись». Российские аналитики наперебой начали предлагать читающей и смотрящей публике свои версии, которые отличались техническими деталями, но сходились в одном. Точнее, на одном - Викторе Ющенко, давнем «друге» Кремля и, кстати, откровенном противнике передачи ГТС России. Версию моментально подхватили в Украине. Ее изложение «холдинговыми» телеканалами и политическими структурами со специфической репутацией отличалось тональностью, но сходилось в одном: единственный, кому выгоден «тэйпгейт», - Виктор Ющенко. Цель - президентское кресло.

Заслуживает отдельного упоминания заявление лидера Славянской партии, экс-кандидата в президенты Александра Базилюка (в ходе выборов-99 замеченного в, мягко говоря, не слишком лояльном отношении к Леониду Кучме). Позволим себе процитировать известного донецкого русофила: «Гонгадзе не так уж велик, чтобы Президент снизошел до него. Даже если «пленка Мороза» аутентична, она ничего не доказывает… Кучма разворачивается лицом к новой реальности, а это никак не устраивает национал-политиков, сделавших карьеру на русофобии…» Далее г-н Базилюк описывает следующую версию - националисты, опасающиеся отставки «развалившего экономику» Ющенко, используют подпольно добытую информацию для того, что заставить Кучму добровольно уйти со своего поста и добиться новых выборов, «на которых с помощью административного ресурса и грязных технологий президентом станет Ющенко».

И еще один пассаж от лидера Славянской партии: «Как известно, власти объявили о денежном вознаграждении за информацию об исчезнувшем Гонгадзе. Но лучше было бы эти деньги направить на поиск тех, кто просочился в окружение Кучмы и организовал эту криминальную кампанию под условным названием «Гонгадзе». Их особая примета - ослиные уши национализма».

Приносим извинения читателям за столь обильное цитирование. Просто, предоставив вам возможность в полной мере ознакомиться с творчеством уважаемого славянофила, мы избавили себя от необходимости его комментировать. А кроме того - предоставили вам возможность оценить специфику политического момента.

Пока в Донецке раздавались призывы не искать «руку Москвы» и переключиться на поиски «ослиных ушей национализма», в Киеве демонстрировали очередного заезжего эксперта, на этот раз - «психоакустика». Московский гость позабавил зевак аудикассетой с записью голоса Мороза, извиняющегося перед Кучмой. И как бы между прочим заметил, что в свое время «работал» с лидером СПУ.

А в Москве в это время готовились к встрече высокого киевского гостя. В Белокаменной посланцу Матери городов русских были оказаны царские почести - Владимир Владимирович принимал Леонида Даниловича не где-нибудь, а в официальной резиденции на Воробьевых горах (эту немаловажную деталь российские СМИ подчеркивали неоднократно и тщательно). Акцентировали внимание и на том, что с московской прессой Кучма общался долго и охотно.

Разумеется, все ждали свежих «новостей аудиорынка». Дождались - украинский Президент вновь объявил, что за скандалом стоят профессионалы. Но на этот раз отчего-то он предположил, что профессионалы - «доморощенные», таким образом дезавуировав сказанное в Минске. Что заставило Леонида Кучму поменять точку зрения? Теплый прием? Или ему раскрыли глаза российские аналитики?

В киевских кругах «московские сценарии» трактовали по-своему. Чем настойчивее Кремль указывает на Ющенко, тем меньше представители украинского политикума верят в его причастность к скандалу. Причем ряды скептиков пополняют отнюдь не поклонники Виктора Андреевича. Кстати, некоторые сторонники украинского премьера признавались автору этих строк, что поддерживают Ющенко не оттого, что он - идеальная альтернатива Кучме, а потому что другой альтернативы не видят. И в парламенте, и вне его есть силы, готовые поддержать нынешнего главу Кабмина. Но никак не могут до него достучаться.

К сожалению для себя, пропремьерски настроенные политики вынуждены были констатировать, что Ющенко во всей этой истории проявил себя не с лучшей стороны (по мнению одних) либо никак не проявил (с точки зрения других)…

После московских откровений главы украинского государства поубавилось и число тех, кто считал «дело Гонгадзе» и «дело о кассетах» операцией СБУ. Прозрачный намек Кучмы на «доморощенных профессионалов» отчасти подтвердил готовность Леонида Даниловича «сдать» главу Службы безопасности. С одной стороны, появление «кассет от Мороза» могло стать поводом для своеобразной амнистии для всех без исключения силовиков. С другой - топорная работа «доморощенных профессионалов» в Борисполе оставила Леониду Деркачу мало шансов долго задержаться на своем посту.

Так что сегодня в Киеве мало кто верит в то, что Леонид Васильевич останется. И еще меньше тех, кто верит в то, что Леонид Данилович уйдет. Насколько нереально то, что Запад (если бы он этого вдруг захотел) заставил бы Леонида Кучму добровольно расстаться с должностью верховного арбитра нации, настолько же реально то, что Москва никогда не позволит Кучме (если бы он вдруг этого захотел) добровольно покинуть кабинет на Банковой.

И последнее. Если сценарий с преемником (по крайней мере, пока) выглядит, как милая рождественская шутка, то вариант с разгоном высшего законодательного органа выглядит уж не столь анекдотично. Почин ряда региональных руководителей, призывавших к введению чрезвычайного положения, на днях поддержала Сумская облрада, чьи представители предложили Президенту «в случае необходимости распустить Верховную Раду.

Интересно, как отзовутся на эту инициативу российские СМИ?

А знаешь, все еще будет?

Кого ни возьми - все задаются одним и тем же вопросом: «Что дальше?». Кого ни спроси - никто не знает ответа. Мы же попытаемся ответить на другой вопрос - может ли скандал заглохнуть? И что (или кто) может выступить в роли глушителя? Частично на эти вопросы «ЗН» уже отвечало.

Причина первая - отсутствие формального лидера. Несогласованность между различными политиками и политическими силами, вынужденно ставшими под одни знамена, налицо. Отсутствие общего координационного центра ощущалось не только в парламенте и не только во время голосования по отчету генерального прокурора. Хаотичность чувствовалась и во вторник, когда разнокалиберным политическим лидерам с большим трудом удалось удержать толпу противников Президента, собравшуюся перед Верховной Радой, от столкновений со сторонниками главы государства и представителями правоохранительных органов.

Мороз таким лидером по объективным и субъективным причинам быть не может. Ющенко, в силу объективных и субъективных причин не хочет. Других кандидатур пока не видно.

Причина вторая - самоуспокоенность. В первую очередь, эта болезнь может поразить олигархов, которые осторожно и в то же время добросовестно подогревали парламентские страсти в течение последних недель. Если силовиков отдадут на заклание, лидеры финансово-политических группировок, скорее всего, выйдут из игры. Думаю, не без участия некоторых руководителей некоторых кланов Президенту подкинули версию о том, что за скандалом стоит некий инициативный и изобретательный персонаж, обладающий заграничным паспортом и связями с руководством одного из силовых ведомств.

Олигархам почти наверняка покажется, что цель выполнена - Президент ослаблен, появился простор для неограниченного влияния и безнаказанного лоббирования. Это может им дорого стоить.

Пролоббированные ими на «силовые» посты «свои люди» незаметно и неизбежно превратятся в нового Кравченко и нового Деркача. Не говоря уже о том, что временная слабость Президента еще не означает его бессилия: кто только не пытался «руководить» Леонидом Кучмой - и где они все теперь, начиная от Лобова и Маркулова и заканчивая Табачником и Волковым? В лучшем случае - в парламенте.

Сама же мысль о замене Президента кажется лидерам лоббистских групп бессмысленной, во- первых, и бесперспективной, во-вторых.

Третий «фактор сдерживания» - неопределенность. И не только правовая, хотя до сих пор никто не знает, каким образом в этой стране можно законно отстранить от власти всенародно избранного. Импичмент же возможен только в теории.

Сегодня, пожалуй, все отечественные политики, кроме Кучмы и Мороза, вольно или невольно чувствуют себя пешками в чужой игре. Поскольку не знают, кто стоит за Морозом и каким еще компроматом он обладает. И не ведают, что именно предпримет Президент. Потому что, кажется, он сам еще этого не ведает. То, что каждый при этом пытается использовать ситуацию для решения своих проблем, утешает слабо. А неопределенность порождает нерешительность. И в каком из лагерей нерешительность достигнет критической отметки раньше, у кого скорее сдадут нервы - еще один вопрос.

Вот почему так осторожны не только Плющ, Медведчук и Пинчук, но и Пинзеник, и Симоненко, и Костенко, и Удовенко. Никто не имеет права на ошибку, потому что все ходят по минному полю. Все ждут - и не только результатов экспертизы, не только новой порции убойного компромата, и реакции Совета Европы и ОБСЕ, Москвы и Вашингтона. Все ждут, кто подорвется первый. Никто не хочет быть сапером, потому что никто не знает, кто минер.

Наступила пауза. Если она затянется, она может превратиться в вечность. Но как минимум новогодняя пауза нам, похоже, все же гарантирована.

Страна затаилась в ожидании взрыва. Хотя не исключено, что она услышит только хлопок пробки от шампанского.