UA / RU
Поддержать ZN.ua

НИЧТО НЕ ЧУЖДО ЛИБЕРАЛАМ, ДАЖЕ НАЦИОНАЛИЗМ

Удивительны порой политические превращения. Компартия УССР на исходе прошлого десятилетия вслед ...

Автор: Иван Рыбалко

Удивительны порой политические превращения. Компартия УССР на исходе прошлого десятилетия вслед за компартией бывшего СССР провозгласила политический курс на радикальные экономические реформы, а к концу текущего десятилетия правонаследница той же партии - партия с запрещенной тенью своего предка, - собирает митинги протеста против тех же реформ. Слово «реформа», как и слово «приватизация», стало ругательным раньше, чем массы поняли, что это такое. На главных магистралях украинской власти ныне совсем другие люди, а поклонники реформ (в том числе и радикальных), оппозиционируют на обочине.

Странно даже, что до сих пор находятся люди не только не стесняющиеся говорить о тех же радикальных экономических реформах, но и пытающиеся возглавить политическое движение в поддержку тех же реформ.

Например, Сергей Терехин, член партии «Реформы и порядок», заявил, что только его партия является политической силой действительно экономического национализма. Экономическим национализмом Терехин называет такое состояние общества, при котором власть экономические интересы государства отождествляет с экономическими интересами своих граждан. При этом экономический национализм, например, Народного руха Украины, по его мнению, недостаточно хорош, ибо Рух исповедует усиление государственного влияния в области экономики, а «РиП» - истинный протекционизм интересов свободно организованных граждан. Депутат убежден, что настоящий экономический национализм может быть лишь сплавом патриотизма и либерализма.

Впрочем, более естественно прозвучали из уст Сергея Терехина разоблачения власть предержащих. Так закон об инвестициях, предоставляющий до сих пор неестественные льготы для совместных предприятий, по словам Терехина, инициировал в 1992 году Сергей Погорелов, - в то время президент лиги предприятий с иностранным капиталом, а ныне член правления Украинского союза промышленников и предпринимателей, а также председатель Совета работодателей и товаропроизводителей при Президенте Украины. Поэтому, по свидетельству Терехина, достаточно странно выглядит ситуация, когда Леонид Кучма на заседании Кабмина негодует, что ряд совместных предприятий, последовательно выигрывая судебные разбирательства, добиваются продления тех самых льгот, а потом в торжественном свете телесофитов встречаются с собственной радой товаропроизводителей и работодателей, возглавляемой тем же Погореловым. Еще более двусмысленно выглядят протекционистские претензии УСПП, в руководстве которого - все тот же Сергей Погорелов. По заявлению Терехина, ежедневные поступления в украинскую госказну равны 17 миллионам гривен, а ежедневные льготы «совмещенным» предприятиям - 7 миллионам.

Этапы предательства национальной экономики «по Терехину» выглядят так:

1991 год. Закон об иностранных инвестициях, предоставивший преимущества неукраинским капиталам. Украинские капиталы мимикрируют и под видом иностранных инвестиций вкладываются в украинские же совместные предприятия.

1995 год. «Мы поставили всех на одну доску». Но суды, несмотря на то, что в перечне их функций содержится защита интересов общества(!), начали в массовом порядке освобождать совместные предприятия от налогов.

1997 год. Правительство Украины, желая расширять торговлю с РФ и Белоруссией, отменило импортные налоги на товары из этой страны. Но льгота получилась односторонней. Россия импортные налоги взимает по-прежнему. С.Терехин утверждает, что РФ таким образом получает в свой бюджет 1,5 млрд. долларов ежегодно.

Сомнительна, с точки зрения парламентария, также и практика продажи собственности из закромов ФГИ за иностранные деньги. Так, на некоммерческом конкурсе отдан в распоряжение совместного предприятия (эксперты агентства «Українські новини» считают, что речь идет о московской компании «Ирена») госпакет акций НГЗ.

Иллюстрируя двусмысленное поведение внешне протекционистского правительства Украины, Сергей Терехин рассказал о том, что премьер Пустовойтенко как-то признался ему, что любит сибирские пельмени запивать испанским вином. Молодой либерал, судя по всему, не считает такое признание экспансионистским, хотя признает, что одновременное движение в обе стороны приводит в результате к тому, что Украина остается «между здесь и между там».

Итог размышлений либерала своеобразен. Сергей Терехин считает, что Украина не должна вступать во Всемирную организацию торговли по крайней мере до 2004 года. Причина: нежелание представителей ВТО отменить квоты на ввоз украинского металла в Европу.

Интересна логика действий либерала, очутившегося в стане националистов. Утверждение, что «деньги не имеют национальности», по его мнению, неприменимо хотя бы потому, что представители власти, повторяющие эти либеральные сентенции, на самом деле безошибочно дискриминируют именно украинские деньги, т.е. капиталы. А на фоне стабильной гривни даже тезис о планетарной глобализации экономики выглядит не столь уж привлекательно...