UA / RU
Поддержать ZN.ua

НЕЗАВИСИМОСТЬ УКРАИНЫ И НАТО:

поиск новых гарантий общеевропейской безопасности От редакции. В дружественных украино-российских отношениях существует немало сложностей...

Автор: Константин Грищенко

поиск новых гарантий общеевропейской безопасности

От редакции. В дружественных украино-российских отношениях существует немало сложностей. А если быть честным до конца, то этих сложностей очень много. Легче перечислить решенные в двустороннем порядке вопросы, нежели нерешенные. Каждая из сторон имеет по всем проблемам свое сформировавшееся мнение, которое отстаивает и параллельно пытается в его правильности убедить противоположную сторону. Процесс этот идет вяло и, как следствие, не особенно результативно. Поэтому каждая из предпринятых попыток объясниться в украино-российских отношениях должна расцениваться на вес золота (газа или нефти).

Ознакомить более широкий круг российской политической элиты со взглядами Украины на вопросы системы построения общеевропейской безопасности предпринял в конце прошлого месяца заместитель министра иностранных дел Украины Константин Грищенко. 23 августа в московской «Независимой газете» была напечатана как бы его статья под заголовком «Поиск новых гарантий безопасности». Надо сказать, украинский дипломат был немало удивлен, когда обнаружил, что материал, выражающий официальную точку зрения Киева, претерпел серьезные смысловые правки. Измененным оказался даже заголовок. Весьма существенные моменты в этой статье были вырезаны, из-за чего серьезно исказился смысл опубликованного материала, что, безусловно, не прошло незамеченным как в Украине, так и в московских диппредставительствах различных государств. По просьбе Министерства иностранных дел Украины мы публикуем некупированный текст статьи первого заместителя министра. Надеемся, что статья будет весьма интересна для читательской аудитории «Зеркала недели», - во-первых, а также для сотрудников российского посольства в Украине, - во-вторых. (Изъятые в публикации «НГ» моменты статьи в предлагаемом тексте выделены курсивом).

К счастью, мы постепенно стали забывать, что еще каких-то десять лет назад мир в Европе всецело зависел от шаткого равновесия сил в тревожно системном противостоянии СССР - Запад, Варшавский Договор - НАТО. Однако теперь, после стремительного для истории развития событий, когда в одночасье канула в Лету «мировая система социализма», когда безболезненно лопнул Варшавский Договор, пала Берлинская стена, тихо скончался СССР, а народы, его населявшие, по праву возродили свою государственность, перед Старым Светом возникла далеко не простая проблема строительства нового европейского порядка, который, с одной стороны, прочно гарантировал бы континентальную безопасность, а с другой - защитил бы государственную независимость и свободу эволюционного развития самоопределившихся народов Центральной и Восточной Европы.

Сложность нынешней ситуации формирует целый комплекс обстоятельств, переплетающихся, как правило, в тугие узлы причинно-следственной взаимосвязи.

Во-первых, все еще отсутствуют всеохватывающие, а главное - прочные политические и правовые гарантии европейской безопасности. Гарантии, которые бы опирались на реальные и действенные механизмы, способные оперативно предотвращать возникновение конфликтов, справедливо и радикально разрешать кризисные ситуации, поддерживать стабильность во всей Европе.

Во-вторых, объективно необходимый и уже начавшийся процесс трансформации существующих международных структур и институтов европейского сотрудничества и безопасности (ОБСЕ, ЕС, НАТО, ЗЕС, Совет Европы и др.), их попытки найти свое гармоничное место в новой системе международных отношений еще достаточно далеки от своего логического завершения. К сожалению, эта трансформация происходит на фоне некоторой консервативности Запада в оценках и подходах к новым европейским реалиям, инерции долговременного недоверия к политическим силам, создавшим и определяющим сегодня новое лицо суверенных государств Центрально-Восточной Европы.

В-третьих, возрождение национальных государств в результате распада СССР, с появлением у них своих собственных жизненно важных интересов, делают европейский континент еще более взаимозависимым, когда любые изменения, особенно в сфере безопасности, в одной стране вызывают синхронные, а порой и непредвиденные изменения в других. Тут необходимо учитывать, что эти страны переживают непростой этап своей истории: переход от тоталитаризма к демократии, от административно-командной экономики к рыночной, а главное - от колониально-провинциального статуса к самостоятельности и реальной независимости.

В-четвертых, определенные тенденции внутриполитического развития России, связанные с ее поисками новой роли в качестве великой национальной державы, часто заставляют ее рассматривать потенциал стран Центральной и Восточной Европы, их сотрудничество с Западной Европой, в том числе экономическое, через призму своей - российской - геополитической системы координат. Такая позиция России серьезно беспокоит народы, выстрадавшие свое право на самостоятельность. А эта пусть и смутная тревога, может быть, не до конца обоснованная неуверенность в завтрашнем дне подталкивает государства Центральной и Восточной Европы, страны Балтии к все более настойчивым усилиям, направленным на сближение с Западной Европой в сфере безопасности, заставляет их искать надежную политическую и военную опору в Евроатлантических институтах, рождает все более упорное стремление присоединиться к НАТО. В свою очередь возможное решение о расширении НАТО на Восток вызывает принципиальные и непримиримые возражения со стороны России. И тут трудно не заметить угрозу реанимации межблокового противостояния и «холодного мира».

История распорядилась так, что Украина восстановила независимость в период перехода от геополитического противостояния в формате СССР - Запад к во многом схожим процессам в формате Россия - Запад. В этих условиях политические силы, олицетворяющие независимое Украинское государство, и его внешнеполитические институты столкнулись с весьма сложной проблемой определения тщательно выверенной и сбалансированной политики в построении принципиально нового здания евробезопасности. Политики, отвечающей национальным интересам, гарантирующей стабильность развития украинской государственности и исключающей кризисы и конфликты, сама возможность возникновения которых не может не беспокоить обитателей европейского дома, когда речь идет о масштабах такой страны, как Украина.

Сегодня не только руководители государства, но и вся политическая элита Украины прекрасно осознают национальные интересы своего народа и, конечно же, свою ответственность перед ним за поддержание общеевропейской стабильности. Более того, несмотря на достаточно оживленную ситуацию внутри страны, политические силы Украины практически всех ориентаций и окрасок достигли системного консенсуса в понимании национальной безопасности и внешнеполитической стратегии нашей страны, нацеленной на будущее новой Европы.

В Украине твердо убеждены, что процесс строительства нового порядка на континенте должен:

во-первых, охватывать все страны евроатлантического пространства без каких-либо исключений;

во-вторых, базироваться на уже существующих международных структурах и институтах: ОБСЕ, ЕС, НАТО, ЗЕС, Совет Европы, Совет североатлантического сотрудничества, программа «Партнерство во имя мира». Одновременно необходимо усилить роль субрегиональных организаций, в т.ч. Северного совета, Совета стран Балтийского моря, Черноморское экономическое сотрудничество и др.;

в-третьих, предполагать адаптацию этих институтов к современным реалиям, поиск эффективных механизмов их взаимодействия и взаимодополнения, разумное распределение функций.

Особо важную роль в военно-политическом обеспечении евроатлантической безопасности играет НАТО, и вполне объяснимо то, что вокруг вопроса о расширении альянса за счет государств Центрально-Восточной Европы ведутся острые дискуссии.

Украина рассматривает НАТО как союз демократических государств. При этом необходимо признать, что историческая роль альянса, который своим потенциалом сдерживал экспорт «мировой революции» в Западную Европу, еще не всеми до конца осознается и по достоинству оценивается. А ведь, пожалуй, именно НАТО мы обязаны тем, что не вся Европа от Урала до Гибралтара сейчас пытается выкарабкаться из пропасти экономического кризиса, тоталитаризма и духовной депрессии, в которой оказались страны, попавшие под каток «социальных экспериментаторов». Возможно, без НАТО у нас не было бы живого примера эффективной экономики, правовой демократии и стандартов современного уровня жизни большинства обыкновенных людей, населяющих Западную Европу. Не было бы той руки западноевропейских народов, которая теперь поддерживает нас и помогает выкарабкаться из наших непростых проблем.

Поэтому Украина позитивно оценивает и поддерживает курс НАТО на сближение со странами Центральной и Восточной Европы, другими участниками ОБСЕ. Мы видим в этом не только залог улучшения климата доверия на континенте, но и реальную перспективу разработки общих для стран региона подходов к проблемам безопасности.

Сегодня сотрудничество между Украиной и НАТО осуществляется по трем главным направлениям:

- Совета североатлантического сотрудничества;

- программы «Партнерство во имя мира» (ПРМ);

- расширенных и углубленных отношений, выходящих за рамки деятельности ССАС и программы ПРМ;

- участие в операциях многонациональных сил по выполнению мирного соглашения в Боснии и Герцеговине.

С января 1992 года Украина активно участвует в работе Совета североатлантического сотрудничества, который является механизмом регулярных консультаций по широкому кругу вопросов общеевропейской и региональной безопасности. Совет на практике доказал свою роль важнейшего инструмента взаимодействия НАТО со странами-партнерами. Именно ССАС содействует наведению военно-политических мостов между Западом и Востоком и тем существенно дополняет институты европейской безопасности.

В самой идее программы «Партнерство во имя мира» Украина сразу распознала не только желание НАТО отойти от стереотипов прошлого, но и готовность на новой основе трансформировать оборонный альянс в важную составную часть системы европейской безопасности, стремление западных стран развивать с новыми независимыми государствами Европы «партнерство во имя будущего».

Не случайно Украина первая из стран СНГ присоединилась к ПРМ. 8 февраля 1994 года министр иностранных дел Украины подписал рамочный документ ПРМ, а уже 25 мая 1994 года министр обороны Украины передал секретариату НАТО презентационный документ Украины, в котором очерчены практические аспекты нашего участия в ПРМ.

В сентябре 1995 года были заложены «расширенные и углубленные» отношения между альянсом и Украиной в формате «16+1». Это произошло в ходе визита делегации Украины во главе с министром иностранных дел Украины Г.Удовенко в брюссельскую штаб-квартиру НАТО. Такой формат отношений отражает закономерное признание особой и существенной роли нашего государства в организации нового европейского порядка, а расширение и углубление сотрудничества между Украиной и НАТО становится незыблемой опорой нового здания европейской безопасности.

В то же время Украина достаточно осторожно относится к процессу расширения НАТО. Не отрицая, в принципе, естественное и неотъемлемое право любого государства обеспечивать свои собственные интересы в области безопасности, наше государство выступает за эволюционный путь возможного расширения альянса.

Поэтому мы считаем, что воплощать это решение в жизнь можно лишь при соблюдении определенных принципов.

Во-первых, неделимости общеевропейской безопасности, исключающую создание новых «линий раздела» в Европе.

во-вторых, необходимости учета интересов всех стран и, в частности, Украины (в противном случае серьезных противоречий не избежать).

в-третьих, признания за каждым государством права самостоятельно выбирать методы и средства, обеспечивающие его безопасность.

В-четвертых, понимания того, что нельзя рассчитывать на укрепление собственной безопасности за счет безопасности других.

В-пятых, любые решения в сфере безопасности (в том числе о эвентуальном расширении НАТО) должны укреплять, а не ослаблять общеевропейскую стабильность.

И последнее - самое главное, при возможном расширении НАТО на Восток категорически нельзя допустить размещение ядерного оружия на территории новых членов НАТО. Ответная реакция России, о которой достаточно откровенно заявляют некоторые политики в Москве, может быть весьма серьезной: выход России из Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности, подтягивание ядерного оружия к западным границам России. С таким развитием событий Украина принципиально не может согласиться: после того, как наше государство добровольно и окончательно вывело со своей территории ядерное оружие, мы окажемся в самом центре нового стратегического ядерного противостояния, да к тому же без твердых гарантий собственной безопасности.

Именно поэтому Украина стала инициатором создания в Центрально-Восточной Европе зоны, свободной от ядерного оружия. Президент Украины Л.Д.Кучма, выступая в апреле текущего года на сессии Парламентской ассамблеи Совета Европы, впервые сформулировал и обосновал необходимость такой зоны не только для континентальной безопасности, но и для ослабления мирового ядерного противостояния в целом. С тех пор Украина неоднократно предлагала заинтересованным сторонам перейти к двусторонним и многосторонним консультациям по этому вопросу. Мы уверены, что это предложение обязательно станет предметом конкретных переговоров, ведь если исходить из здравого смысла и доброй воли, нельзя не признать, что эта инициатива Украины имеет широчайшую перспективу в строительстве нового европейского порядка.

Теперь о перспективе присоединения к НАТО самой Украины, вокруг чего все чаще появляются спекуляции в некоторых средствах массовой информации.

Несмотря на то, что недавно принятая Конституция Украины не ставит барьеров для вхождения нашей страны в политические, военные и другие союзы, Украина не собирается поднимать вопрос о своем непосредственном вступлении в НАТО, равно как и в другие военно-политические блоки.

И вот почему.

Судьба Украины предопределена ее геополитическим положением: Украина может реально рассчитывать на обеспечение своей безопасности только в контексте партнерских отношений как с Россией, так и с Западом. Явный перекос в ту или иную сторону чреват для нас риском серьезных осложнений.

Поэтому, чтобы не оказаться в роли одеяла, которое тянут друг у друга неуживчивые соседи по континенту, Украина просто обречена на поиски договоренности и согласия между Западом и Россией, исключающие даже намек на конфронтацию. Такое согласие является жизненно важным интересом Украины, тождественным по своему содержанию желанию всех европейских государств интегрировать Европу и освободить ее от межблоковых противоречий.

Отсюда вытекает стремление Украины не рассматривать оборонное измерение как доминирующий фактор, определяющий отношения Украина-Россия, Украина-НАТО. Напротив, эти связи должны базироваться на развитии широчайшего спектра военно-политических мер доверия, которые превратят межблоковые пересечения в параллели сотрудничества. Только такой подход позволит нам переосмыслить и критически оценить устаревшие стереотипы «мирного сосуществования» и выжить в ХХI столетии.

В этой связи давайте вспомним, что Украина с самого начала активно выступала за полноценность участия России в программе «Партнерство во имя мира». И теперь мы приветствуем углубление сотрудничества России со странами НАТО, о котором свидетельствуют недавние учения военно-воздушных сил России и США в районе Нижнего Новгорода. Эти учения Украина расценивает как практический шаг в поисках модели глобальной безопасности. Хотелось бы, чтобы точно так же и выполнение Украиной программы «Партнерство во имя мира», конкретные учения в ее рамках, которые проходят на нашей территории или с нашим участием, оценивались и освещались в России как элементы сотрудничества, где Украина и Российская Федерация - партнеры.

Та же геополитическая философия сближения Востока с Западом определяет активную позицию Украины в СНГ, основанную на неучастии нашей страны в военных структурах Содружества (речь идет прежде всего о Ташкентском договоре). Украина рассматривает весь регион СНГ как неотъемлемое пространство ОБСЕ и ООН, где действуют единые для всех нормы и принципы безопасности и сотрудничества, миротворческой деятельности и разрешения конфликтов. А раз так, наше государство выступает против тенденции создания оборонных структур, нацеленных на возобновление межблокового противостояния.

Столь же последовательный и принципиальный подход к решению проблем безопасности Украина демонстрирует и в своих двусторонних отношениях с Россией. При этом нельзя забывать, что такие вопросы, как раздел Черноморского флота, «ядерного наследия бывшего СССР», выходят далеко за рамки двусторонних отношений, а раз так, от эффективности региональной политики Украины во многом зависит стабилизация новых принципов общеевропейской безопасности.

Таким образом, в тесном сочетании двух основных векторов украинской внешней политики - расширения и углубления сотрудничества Украины с евроатлантическими и европейскими структурами безопасности, с одной стороны, и развития сотрудничества с Россией и странами СНГ, с другой - происходит постепенная выкристаллизация роли нашего государства в построении нового европейского порядка. Такая позиция Украины, когда она оказывается своеобразным «мостиком» между Западом и Россией, позволяет значительно расширить сферу компромисса для сторон, которые во многом по инерции ищут друг в друге черты потенциального врага, забывая порой о безальтернативности для человечества мирной эволюции.

Стабильный и предсказуемый внешнеполитический курс Украины как демократического внеблокового государства, скрупулезно соблюдающего взятые на себя международные обязательства, последовательная политика в области ядерного разоружения, нераспространения оружия массового уничтожения и контроля над вооружениями, прагматическая и сбалансированная позиция в рамках СНГ находят все большее понимание и поддержку европейского и международного сообщества. Теперь уже трудно вести речь о безопасности на нашем континенте без учета роли Украины - это все четче и глубже осознают в Европе и мире.

Сегодня только предвзятый слепец не видит, что внешнеполитические усилия нашей державы не подвержены зависимости от внутриполитических, а тем более конъюнктурных колебаний, что вся наша внешняя политика является закономерным следствием целостной и последовательной системы национального мироощущения украинского народа.

Народа, который пять лет назад, сплотившись вокруг национальной идеи, окончательно и радикально определил свою суверенную судьбу.

Народа, которому хватило мудрости, терпимости и предвидения так возродить свое государство, что оно цивилизованно, абсолютно легитимно и юридически безупречно записало его властную волю в Конституцию Украины, гарантирующую прямым действием защиту прав человека и отвечающую всем принципам демократии ХХ века.

Народа, который убежден, что его безопасность и процветание возможны только тогда, когда, с одной стороны, у ближайших соседей демократические преобразования станут необратимы, а с другой - Украине будут гостеприимно и искренне открыты все двери мирового сообщества.