Борис Березовский, обычно радующий журналистов исключительно нечастыми пресс-конференциями, на прошедшей неделе был на редкость разговорчив. Одно за другим выходили его интервью - то в газете «Время М Н», то на страницах пристально следящей за деятельностью Березовского газеты «Коммерсантъ-dayli». И с точки зрения происходящего сегодня в России, вернее, не только и не столько в России, сколько на рынке ее СМИ, стоит сравнить тексты двух этих интервью. Первое из них, несмотря на слишком большой для ежедневной газеты полосный формат, можно читать не отрываясь: известной московской журналистке Наталье Геворкян как бы удалось разговорить Березовского, представшего перед читателями увлекающимся, самоуверенным, раздражительным, властным, ненавидящим своих врагов - каким угодно, только не скучным. В «Коммерсанте» текст Березовского выглядит будто бы подготовленным пресс-службой, и вообще журналисты этого издания интересуются исключительно тем, как Березовский собирается проводить свою предвыборную кампанию (о готовности баллотироваться в Думу бизнесмен сообщил как раз в интервью «Времени», так что поясняющий текст «Коммерсанта» по сути вторичен).
Ничего удивительного. В беседе с журналисткой «Времени» Борис Березовский стремился не столько даже понравиться, сколько объясниться. «Коммерсанту» давал интервью новый хозяин - сколько бы не называл себя Борис Березовский младшим акционером, а даже не заинтересованным лицам понятно, что издательский дом купил именно он.
В интервью «Времени» Борис Березовский обрушился с неожиданно острыми упреками на Владимира Гусинского - человека, с которым он ещё недавно блокировался против Анатолия Чубайса и Бориса Немцова. У этой критики есть своё рациональное зерно. Гусинский действительно поставил на московского мэра Лужкова, а это не может понравиться никому, кто близок к Кремлю. Но есть и иррациональное зерно в этой критике Березовским Гусинского. Обыкновенная человеческая зависть. Березовского всегда смущало то, что Гусинскому удалось стать настоящим медиа-магнатом. Березовский был лишён в последнее время этих возможностей, холдинга у него не было, а контролируемые Борисом Абрамовичем СМИ существовали как бы сами по себе - их объединяли только деньги Березовского, но не общая информационная политика.
Теперь всё может быть по-другому. К первому каналу ОРТ Березовский прибавил контроль над ТВ-6, к малочитаемым и пользующихся в приличном обществе репутацией подмётных листков Бориса Абрамовича «Независимой газете» и «Огоньку» прибавляет издательский дом «Коммерсантъ» и, как говорят, используя трудности ОНЭКСИМбанка, приценивается к «Известиям» и «Комсомольской правде». Это уже не просто холдинг. Это суперхолдинг. Это контроль над большей частью ведущих российских СМИ. Это не просто смерть свободной прессы в России. Это конец качественной политической прессы.
Как раз в связи с Березовским очень хочется вспомнить, что традиция этой новой качественной прессы была положена именно «Независимой газетой» в первые годы перестройки и продолжена газетой «Сегодня» ещё до того, как Березовский превратил название «Независимая» в насмешку над отредактированными идеалами некогда популярного издания. Когда Владимир Гусинский решил, что в борьбе с оппонентами ему нужен молоток, а не скальпель, место газеты «Сегодня» через какое-то время занял «Русский телеграф», закрытый своим спонсором ОНЭКСИМбанком вскоре после августовского кризиса прошлого года.
«Коммерсантъ» всё это время стоял как бы особняком. У его руководства были свои модели финансирования газеты и других изданий холдинга, о кадровой политике и взаимоотношениях с верхами. «Коммерсантъ» изначально был гигантским информационным цехом, где мало интересовались личностными оценками, но довольно усиленно самой информацией. И тем не менее издательский дом стал жертвой тех же процессов, что и перечисленная выше группа качественных изданий - нежелания «олигархов», чтобы кто-то читал о них «не то». Не случайно Борис Березовский, уверяющий, что с уважением относится к свободе прессы, на полном серьезе объяснял в газете «Время», что материалы об обысках в связанных с ним фирмах - «запредел швейцарских властей» - не должны появляться на первой полосе «Коммерсанта». И хотя Борис Абрамович считает себя всего лишь «младшим акционером» издательского дома, он больше такого не допустит.
Предупреждение воспринято. На второй странице вчерашнего номера «Коммерсанта» интервью с Борисом Березовским, на третьей странице - статья о восстановлении на рабочем месте в руководстве «Аэрофлота» одного из ближайших соратников Березовского Александра Красненкера... Собственно, это уже не ново: «Независимая газета» практически не писала о известных неприятностях Березовского в те дни, когда вся остальная пресса была переполнена сенсационными новостями о ссоре Бориса Абрамовича и Евгения Максимовича. Потому что у Березовского свое собственное видение приоритетных новостей и он не стесняется доводить его до ведома уважаемых главных редакторов.
А кто стесняется? Просто Борис Абрамович единственный, кто не боится говорить об этом вслух - впрочем, как и о многом другом. Владимир Гусинский всегда стремился производить более цивилизованное впечатление, хотя Березовский явно лукавит, когда говорит, что для Гусинского СМИ - в первую очередь бизнес, а для него - политика. Не совсем так или даже совсем не так. Для каждого из владельцев российской прессы - будь то Березовский, Гусинский, Потанин, Лужков, Вяхирев или Алекперов - СМИ прежде всего политика, а затем уже бизнес. Что может произойти - так это когда возможности бизнеса мешают заниматься политикой. С Владимиром Гусинским происходит именно это - финансовые проблемы, всегда бывшие реальностью печатных изданий «Медиа-Моста», теперь распространились и на НТВ и этим не замедлили воспользоваться конкуренты, рассказывающие о трудностях телевидения Гусинского своим телезрителям и читателям.
Между тем место Владимира Гусинского на рынке СМИ все более уверенно занимает Борис Березовский. Остальные хозяева журналистики вряд ли могут вмешаться в эту битву хорошего с еще более лучшим. По крайней мере, именно это соперничество будет определять облик российских масс-медиа в ближайшие годы. И этот облик вряд ли порадует потребителей их продукции. Популярность целого ряда качественных изданий и аналитических телепрограмм во времена, когда «олигархи» не осуществляли еще тотального контроля над их деятельностью, доказала, что в России немало людей, стремящихся думать и интересующихся тем, что же на самом деле происходит в политической жизни и экономике их страны. Но общество, в котором немало таких людей, опасно для новых «хозяев жизни» не меньше, чем для их предшественников. Просто олигархам удается упаковать свой товар в куда более презентабельную обертку, чем партийной номенклатуре прошлых лет. А журналисты, либо привыкшие к сожительству с «внутренним цензором», либо почувствовавшие или предчувствующие вкус больших денег - в большинстве своем легко смиряются с любым новым хозяином. Так что массовых протестов - если не считать попыток перейти на работу от «злого следователя» к «доброму» - ждать не следует.
Спокойной ночи, российская пресса! До встречи после выборов? Или уж не свидимся?