UA / RU
Поддержать ZN.ua

Нераспустившиеся гвоздики революции

Сегодня уже можно однозначно утверждать, что революция оранжевых гвоздик, которой так опасались власть предержащие Азербайджана, не состоится...

Автор: Владимир Кравченко

Сегодня уже можно однозначно утверждать, что революция оранжевых гвоздик, которой так опасались власть предержащие Азербайджана, не состоится. Режим президента Ильхама Алиева выстоял: парламентские выборы закончились мирно и без всяких неприятных неожиданностей для властей. По предварительным данным, пропрезидентская партия «Ени Азербайджан» («Новый Азербайджан») получила в милли меджлисе (местном парламенте) большинство — 63 из 125 мест. Еще около сорока мандатов у независимых кандидатов, многих из которых поддерживает власть. От ведущего оппозиционного блока «Азадлыг» («Свобода») в парламент прошло всего лишь шесть человек. Впрочем, дела оппозиции могут несколько улучшиться: по неофициальной информации, Центризбирком готов пересмотреть итоги голосования в двадцати округах. В результате оппозиция в милли меджлисе может прирасти еще энным количеством мандатов. Но на большее ей рассчитывать не приходится. Противникам режима Ильхама Алиева, декларирующим конституционный путь получения власти, придется дожидаться следующих выборов, чтобы осуществить задуманное…

Сила искушения админресурсом

В Азербайджане, стране с президентской формой правления, парламент не имеет серьезного веса в политической жизни. Но международное сообщество внимательно наблюдало за перипетиями избирательной кампании и голосования. Интерес был связан не только с демократическими революциями на постсоветском пространстве. Отсутствие или наличие в милли меджлисе значительного числа представителей оппозиции показало бы, по какому пути движется эта страна: становится на путь либерализации или же окончательно превращается в нефтяную олигархическую республику. В мире, как и в самом Азербайджане, демократические силы прежде всего ожидали, что эти выборы продемонстрируют готовность президента Ильхама Алиева и его команды сотрудничать с оппозицией и отказаться от практики политических преследований. Напомним, что в предыдущем созыве парламента, избранном еще во времена Гейдара Алиева, оппозицию представляло всего лишь четыре человека. А выборы тогда прошли с большими нарушениями.

Надежды не были лишены основания. Ильхам Алиев в последнее время предпринимал много усилий по улучшению собственного имиджа в глазах мирового сообщества. Достаточно сказать, что без проблем прошла регистрация кандидатов в парламент. Были зарегистрированы даже такие оппоненты алиевского режима, как экс-спикер парламента Расул Гулиев и первый президент независимого Азербайджана Аяз Муталибов, вот уже который год живущие в эмиграции. Властями были дозволены митинги и демонстрации. Вняв рекомендациям ОБСЕ, Баку принял решение помечать невидимыми чернилами пальцы избирателей, чтобы предотвратить махинации в процессе голосования. Наконец, был снят запрет на допуск к мониторингу выборов неправительственных организаций, финансируемых из-за рубежа. А сам Алиев не раз клятвенно обещал, что выборы в стране будут свободными и прозрачными.

К тому же сама ситуация складывалась для властей достаточно благоприятно. Так, большинство опросов общественного мнения демонстрировали, что симпатии большинства азербайджанцев на стороне партии власти. При том, что уровень жизни в стране не удовлетворяет население, традиционно настроенные избиратели готовы были и дальше поддерживать Ильхама Алиева, который олицетворяет «Ени Азербайджан». Популярность же представителей оппозиции у азербайджанцев не столь высока. Во многом из-за того, что немало их дискредитировали себя, когда в начале девяностых были у власти. Именно тогда Азербайджан проиграл войну Армении за Нагорный Карабах…

Рейтинг партии власти поднял и арест нескольких высокопоставленных чиновников, которых обвинили в связях с опальным оппозиционером Расулом Гулиевым и подготовке государственного переворота. Был ли это действительно заговор или банальная борьба внутри правящей элиты за перераспределение национальных богатств, но арест коррумпированных чиновников послужил неплохой рекламой для «Ени Азербайджан». Так что партия власти победила бы на парламентских выборах и без фальсификаций.

И все же власть не смогла избежать искушения. Возможно, потому, что в ее недрах преобладал страх потерять контроль над ситуацией в стране, где готовность к диалогу могут расценить как слабость лидера. Представители блока «Азадлыг», в который входят такие оппозиционные партии, как «Мусават», Народный фронт и Демократическая партия, во время голосования зафиксировали более 27 тысяч нарушений. Были зарегистрированы случаи, когда избирателям не ставили специальными чернилами маркировку на пальцы, подкупали граждан, а также отмечены более тысячи фактов массового вброса бюллетеней. Оппозиция утверждает, что нарушения носят системный характер и оказали влияние на результаты выборов.

«Блок «Азадлыг» заявляет, что не признает итоги парламентских выборов и выступает за проведение повторного голосования. С этой целью блок проведет мирную и решительную борьбу», — говорит лидер партии «Мусават» Иса Гамбар. К этим протестам решил присоединиться и блок «Ени сиясет» («Новая политика»), в который входят Партия национальной независимости, социал-демократы, а также Партия национального движения.

В своем пресс-релизе Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) ОБСЕ отмечает, что выборы в Азербайджане не соответствовали демократическим стандартам. «Мне и моим коллегам горько сообщать, что отмеченный прогресс был подорван существенными недостатками при подсчете бюллетеней», — заявил Элси Хастингс, президент Парламентской ассамблеи ОБСЕ и координатор миссии краткосрочных наблюдателей. Подобная оценка евроатлантической организации в глазах международного сообщества подтверждает обвинения оппозиции и подрывает доверие к заявлениям властей. Не случайно российская дипломатия, поддерживающая существующие недемократические режимы на постсоветском пространстве, вновь подвергла критике ОБСЕ и принципы деятельности ее миссий наблюдения за выборами. Но даже с учетом такого козыря, как оценка ОБСЕ, маловероятно, что оппозиция добьется своей заявленной цели — аннулирования результатов голосования и проведения повторных выборов. И тому есть множество причин.

Выборы с привкусом черного золота

Азербайджанские власти также не сидели сложа руки, и задолго до дня голосования предприняли достаточно эффективные упреждающие меры: оппозиции запретили перед выборами проводить митинги на центральных площадях столицы, а такой популярный политик, как лидер Демократической партии Расул Гулиев, так и не смог прилететь в Азербайджан из-за угрозы ареста. Да и власть ныне не та, что была в 2003 году, когда Ильхам Алиев принимал у своего умирающего отца бразды правления: несмотря ни на что сегодня президент контролирует ситуацию, а силы безопасности лояльны к нему. Свидетельство тому — арест высокопоставленных чиновников правительства, среди которых оказался бывший министр экономического развития Фархад Алиев, один из наиболее богатых людей страны. Кстати, эти аресты представителей правящей элиты оказали еще и устрашающее воздействие на тех, кто мог и хотел поддержать оппозицию на выборах.

PR-акции вокруг запуска нефтепровода Баку—Тбилиси—Джейхан дали властям серьезный козырь в предвыборной агитации: с его вводом команда Алиева связывает экономическое процветание Азербайджана. Оппозиция же кроме лозунгов так ничего и не смогла предложить избирателям. В минувшую среду после полученного от властей разрешения на площади Гэлэбэ (Победы) прошел первый митинг в знак протеста против фальсификации результатов выборов. По разным данным, на площади, окруженной полицией, было около 10—15 тысяч сторонников оппозиции. И это в политически активном Баку, где по неофициальным данным проживает около 40% населения страны! Очевидно, не совсем на это рассчитывали лидеры оппозиции. Цифры свидетельствуют о том, что азербайджанцы сегодня пассивны в политической жизни страны. И не стоит забывать, что в нынешних выборах приняло участие всего 46,8% населения. Так что маловероятно, что следующий митинг, назначенный на сегодня, соберет большее число сторонников оппозиции.

Это внутренние причины, по которым оппозиции не удалось добиться поставленной цели. С другой стороны, надо иметь в виду, что у правительств стран Европейского Союза и Соединенных Штатов отсутствует желание идти на конфронтацию с Баку. А ведь именно действия трансатлантического сообщества оказали серьезную помощь оппозиции в Украине и Грузии при отстаивании права на свободные и честные выборы.

Азербайджан имеет для Вашингтона стратегическое значение. Во-первых, из-за того, что эта южно-кавказская страна обладает нефтью, и американские нефтяные компании участвуют в разработке каспийских месторождений. Эти компании заинтересованы в ее стабильности. Даже если у власти в Азербайджане будут люди, фальсифицирующие выборы. Равно как устраивает такая ситуация и страны Европейского Союза — основных потребителей черного золота, которое, как планируется, пойдет по нефтепроводу Баку—Тбилиси—Джейхан в начале следующего года. Немаловажную роль играет также и то, что Азербайджан граничит с теократическим Ираном, с которым у Соединенных Штатов не складываются отношения вот уже четверть века.

Кроме того, Азербайджан — активный участник кампании по борьбе с международным терроризмом. Власти не только послали азербайджанский контингент в Ирак. В Баку также создан командный пункт для слежения и перехвата подозрительных судов, на борту которых может находиться оружие массового поражения. Планируется создание на территории Азербайджана и американской военной базы. Помимо этого существует и российский фактор: жесткая позиция Запада может привести к тому, что Ильхам Алиев начнет политику сближения с Россией, как это, например, произошло в случае с Узбекистаном. А это усилит позиции Москвы в стратегическом регионе.

Это серьезные аргументы для Запада, желающего сохранить с Баку добрые отношения даже с учетом массовых нарушений во время голосования. Поэтому не случайно Вашингтон был достаточно мягок. «США разделяют оценку ОБСЕ, что выборы не соответствовали международным нормам», — заявил заместитель официального представителя госдепа Адам Эрели. Но далее он призвал власти и оппозицию Азербайджана проявить сдержанность и не допустить насильственных действий, а также провести тщательное расследование всех отмеченных международными наблюдателями «нарушений и махинаций». К этому же призывает Баку и генсек НАТО Яап де Хооп Схеффер.

В свою очередь Евросоюз назвал прошедшие в Азербайджане парламентские выборы более совершенными, чем выборы президента в 2003 году. Правда, одновременно с этим в сообщении посольства Великобритании в Баку, распространенном во вторник от имени Евросоюза, отмечается обеспокоенность ЕС данными о наличии проблем с подсчетом голосов в ряде избирательных округов, а также вмешательством властей в пользу определенных кандидатов. «Европейский Союз считает необходимым проведение скорейшего и прозрачного расследования жалоб на фальсификации и нарушения, имевших место в округах. ЕС будет пристально следить за ходом того, как идет рассмотрение этих жалоб», — отмечается в сообщении.

Примечательно и другое. Мы специально не анализируем комментарии миссии наблюдателей от СНГ: оценки господина Рушайло традиционно благоприятны для властей. Равно как заявления тех американских наблюдателей, которые прибыли в Азербайджан по приглашению правительства. Но вот оценка ряда наблюдателей из миссии ОБСЕ не столь однозначна, как в пресс-релизе БДИПЧ. Причем не только российской группы наблюдателей из краткосрочной миссии ОБСЕ. «Никаких проблем в ходе выборов мы не заметили, поэтому официально заявляю, что в Азербайджане состоялись демократические парламентские выборы», — сообщил, например, на пресс-конференции депутат словенского парламента Элиниз Змаго.

И в этой связи стоит обратить внимание на заявление главы миссии долгосрочных наблюдателей ОБСЕ Герта Аренса: Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе не будет занимать позицию непризнания парламентских выборов в Азербайджане, несмотря на зафиксированные нарушения. Эти заявления ОБСЕ, равно как и официальная позиция США, ЕС, НАТО, оставляют для официального Баку лазейки, которыми он намерен воспользоваться. Речь идет о пересмотре результатов голосования в тех округах, где власти, в соответствии со своей давнишней тактикой умиротворения, признали, что результаты сомнительны. Пересмотрев результаты, команда Ильхама Алиева удовлетворит западное общественное мнение, требующее расследования нарушений, и подсластит горечь поражения оппозиции. Уже сейчас при посредничестве западных дипломатов идут закулисные консультации между представителями власти и оппозицией. И, вероятнее всего, они завершатся успешно. Во всяком случае, власти пошли на определенные уступки: правительство объявило о том, что двое губернаторов были отправлены в отставку за вмешательство в процесс подсчета голосов, пять прошедших в парламент кандидатов уже лишились своих мест, несколько членов избирательной комиссии были уволены, и против них ведется расследование.

Между демократией и нефтью

Как и Запад, Украина, поддерживающая демократические процессы на постсоветском пространстве, формирует свою позицию по отношению к Азербайджану с учетом фактора каспийской нефти. Но нельзя сказать, чтобы эта политика носила системный и последовательный характер. И хотя у Украины имеются национальные интересы в Азербайджане, официальный Киев делает очень мало для того, чтобы их реализовать. В противном случае проблема каспийской нефти не стояла бы так остро, а товарооборот был бы куда больше имеющихся 189 млн. долл. Стратегическое партнерство, о котором так любят говорить дипломаты и политики, по большому счету оказывалось дружескими отношениями президентов Кучмы и Алиева, часто использовавших друг друга в своих внутри- и внешнеполитических комбинациях. Сегодня же отношения Киева и Баку омрачены подозрительностью.

Это стало особенно заметно в последние месяцы: в преддверии парламентских выборов Баку испытывал страх перед возможной революцией гвоздик. А нынешняя украинская власть олицетворяла успех помаранчевой революции. Надо заметить, что, начиная с мая, азербайджанские дипломаты активно обсуждали с украинскими возможность визита в страну Виктора Ющенко. В визите украинского президента Азербайджан особенно был заинтересован именно перед парламентскими выборами. Таким образом власти хотели показать своим гражданам, что Киев поддерживает официальный Баку. Перенос визита на неопределенное время оставил у азербайджанских властей неприятный осадок. И усилил подозрительность.

Потом была история с активистом «Поры» Сергеем Евтушенко, который был выслан из Азербайджана. Эффект от этого инцидента усиливал тот факт, что Евтушенко является также нештатным советником министра иностранных дел Украины. (История с высылкой имела свое продолжение: за день до выборов из страны также были «вежливо попрошены» член политсовета «Поры» Евгений Золотарев и директор Международного института демократии Сергей Таран, направлявшиеся для участия в выборах в качестве наблюдателей. По словам посла Азербайджана в Украине Талята Алиева, у них не было соответствующих документов и они не подавали заявку в Центризбирком. Позже посол задал вопрос украинским журналистам: «Имеет ли право гражданин везти с собой в страну на выборы студентов с майками, флагами и другой атрибутикой?». «Общественная организация «Пора» не имеет права вмешиваться во внутренние дела Азербайджана», – отметил далее азербайджанский дипломат.)

И, конечно же, не способствовал потеплению отношений инцидент с лидером Демократической партии Расулом Гулиевым, которого на родине обвиняют в хищениях в особо крупных размерах. По этой причине он объявлен в международный розыск, что не помешало ему получить в Соединенных Штатах статус беженца. Напомним, что в середине октября азербайджанский оппозиционер отправился в Баку. Однако власти страны не дали его самолету разрешение совершить посадку. И в результате Гулиев оказался в Симферополе, где он был задержан по решению украинской Генпрокуратуры. «ЗН» стали известны некоторые новые подробности этого конфуза.

Так, консульство Украины в Великобритании предоставило визу Гулиеву несмотря на то, что он находился в международном розыске. Значит, центральный аппарат МИДа априори обязан был знать о его возможном прибытии в Украину и уже заранее подготовиться к предполагаемым осложнениям. Но, как показали события, украинская дипломатия оказалась не готова к дальнейшему развитию событий. Показательно, что руководитель внешнеполитического ведомства Борис Тарасюк, как утверждают наши источники, несмотря на настоятельные просьбы главы МВД Юрия Луценко проконсультироваться по ситуации, так и не поговорил с ним на эту тему. В результате Министерство внутренних дел оказалось наедине с этой проблемой, поскольку устранились от ее разрешения и в секретариате президента, и в СНБОУ. Вследствие несогласованности действий украинских органов власти, отсутствия механизма координации различных министерств в подобных ситуациях, сложилось унизительное для нашей страны положение. Правда, после трехдневной отсидки в «кутузке» лидер Демпартии был освобожден судом, поскольку он в Азербайджане преследуется по политическим мотивам. Через сутки Гулиев уже был за пределами Украины, в то время как Генпрокуратура уже готовила повторное распоряжение на его задержание.

Решение суда позволило официальному Киеву сохранить лицо в глазах мировой общественности. Но не в глазах Баку. «Подобные факты не служат делу укрепления двусторонних связей между нашими странами, их сотрудничества в рамках международных организаций, в том числе в рамках ГУАМ, авторитет которой на международной арене растет», – так, по информации пресс-службы азербайджанского президента, сказал Ильхам Алиев в телефонном разговоре с Виктором Ющенко.

Подобные инциденты, которые происходят в контексте похолодания двусторонних отношений, осложняют решение Киевом задачи по диверсификации источников энергоносителей. Потому Украина занимает достаточно осторожную позицию, комментируя парламентские выборы в Азербайджане: присоединившись к оценкам ОБСЕ, участником которой является наша страна, Киев в то же время выступил за мирное, неконфронтационное развитие политической ситуации, соблюдение прав и свобод человека, решение спорных вопросов правовыми средствами. Крайне осторожное заявление, сделанное в духе политики соблюдения прав человека и принципов демократии. В то же время оно позволяет, не поступившись принципами, продолжить сотрудничество в энергетической сфере.

Но каким будет следующий шаг Киева? Как можно сделать вывод из слов Талята Алиева, в Азербайджане ждут, что это будет визит Виктора Ющенко, во время которого, как планируется, будет подписано рамочное соглашение о сотрудничестве в нефтегазовой отрасли, которое позволит использовать нефтепровод Одесса—Броды для транспортировки части азербайджанской нефти на европейский рынок. Этот документ позволит перевести сотрудничество двух стран в нефтяной сфере из плоскости политических деклараций в правовой формат. Но вот пойдут ли на это в Киеве? По информации «ЗН», решение о поездке Виктора Ющенко в Баку в конце ноября еще не принято. Возможно, по той причине, что государственный визит в страну сразу же после выборов в условиях, когда азербайджанские власти обвиняются в фальсификации результатов голосования, может больно ударить по имиджу украинского президента в глазах демократической общественности. С другой стороны, на кону стоят интересы Украины в Азербайджане как энергетическом и транзитном партнере. И Киеву когда-то придется делать этот выбор.