UA / RU
Поддержать ZN.ua

НЕКОТОРЫЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ УРОКИ СТАМБУЛЬСКОГО «НЕФТЕГАЗОВОГО» САММИТА ОБСЕ

Подписанные в Стамбуле соглашения по строительству нефтепровода Баку-Джейхан и Транскаспийского газопровода имеют не только энергетическую направленность...

Автор: Влад Сафронов

Подписанные в Стамбуле соглашения по строительству нефтепровода Баку-Джейхан и Транскаспийского газопровода имеют не только энергетическую направленность. Они станут катализатором политической жизни как в России, так и во всем Черноморско-Каспийском регионе. Да, выбор сделан - «большая» нефть и газ пойдут через Турцию. Но проблемы остаются у победителей, есть надежды у «проигравших». Будущее украинского проекта Одесса-Броды зависит не от заверений о поддержке проекта, а от подписания конкретных международных соглашений.

Немного истории

с психоанализом

Завершается ХХ столетие, жизнь людей в котором в значительной степени зависела от нефти. Если поведенческую сторону деятельности человека З.Фрейд объяснил сексуальным влечением (либидо), то в ХХ веке «поступки» государств можно объяснить нефтяным влечением - нефтеинклинацией. Грядущее столетие не грозит дефицитом углеводородного сырья, но проблемы энергетической безопасности будут оказывать еще большее влияние на мировые экономические процессы. Как начало, так и конец ХХ века характеризуются жесточайшим противостоянием России и Запада в вопросах контроля над каспийскими энергоносителями. Весь период до первой мировой войны на юге Российской империи (Апшеронский полуостров) шло ожесточенное противостояние между российским и западным нефтяным бизнесом, которое оказывало существенное влияние на внешнеполитическую обстановку. Одна противоборствующая сторона была представлена группой российских компаний во главе с «Товариществом нефтяного производства Бр. Нобель», другая - рокфеллеровской «Standart Oil Co.», парижским банкирским домом Ротшильдов и целым рядом британских фирм.

Немало денег и бумаги ушло на обоснование десятков проектов транспортировки каспийской нефти и газа. Но главным источником, а заодно и могильщиком этих надежд были и остаются Соединенные Штаты. Департамент энергетики США оценил объемы извлекаемых запасов нефти Каспия в 27 млрд. тонн, считая регион нефтяной альтернативой Персидскому заливу. Сегодня уже ясно - это диктовалось политическими соображениями и излишним оптимизмом. В политике Запада преобладали не экономические, а политические интересы, прежде всего недопущение доминирующей роли России и изоляция Ирана. Последние оптимистические прогнозы ресурсов каспийской нефти - более скромные: 5-6 млрд. тонн или около 3% мировых запасов. Они сравнимы с запасами Северного моря.

Основной участник «проекта века» - Азербайджан на сегодня обладает экспортным потенциалом нефти менее одной десятой от запланированного в соглашениях по проекту Баку-Джейхан объема - 50 млн. тонн нефти ежегодно. Рентабельность проекта невозможна без привлечения казахской, а возможно, и туркменской нефти. Требуемая планка для Казахстана составляет около 20 млн. тонн, что пока нереально, как нереальны и крупные поставки нефти из Туркменистана. Говорить о реализации других маршрутов (включая украинский) в условиях нехватки нефти для основного экспортного маршрута (Баку-Джейхан) сегодня преждевременно.

Другой причиной пессимизма, в т.ч. и у потенциальных инвесторов проекта Баку-Джейхан, стала низкая ожидаемая рентабельность проекта. Ее уровень определяют высокая стоимость добычи каспийской нефти (в 2-3 раза дороже иракской), гигантская стоимость строительства трубопровода ($2,4 млрд.), жесткие экологические требования, безопасность маршрута и некоторые другие факторы.

Американский мыльный пузырь гигантских запасов нефти и многовариантности направленности маршрутов трубопроводов на Каспии, официально исключающий лишь иранское направление, лопнул. Тем не менее, сегодня ни у кого не возникают вопросы о наличии или целесообразности добычи нефти и газа в Каспийском регионе.

Идея строительства нефтепровода Баку-Джейхан, инициированная турецкой компанией «Botas» семь лет тому назад и получившая поддержку администрации Клинтона в 1995 г., после беспрецедентного лоббирования начала обретать реальные контуры.

Важным моментом стамбульского саммита является подписание декларации о Транскаспийском газопроводе для поставок туркменского газа через Грузию, Азербайджан в Турцию и Европу. По этому трубопроводу стоимостью $2,5-3 млрд. будет прокачиваться до 30 млрд. куб. м газа и он может стать конкурентом российскому трансчерноморскому проекту «Голубой поток». Пока Транскаспий значительно отстает от соперника, подготовительная работа по которому практически завершена. По мнению экспертов, реализация двух газопроводов нецелесообразна.

Подписанные в Стамбуле документы создают рамочную основу для строительства нефтепровода Баку-Джейхан и Транскаспийского газопровода, т.е. требуют подтверждения коммерческой жизнеспособности этих проектов. Таким образом, завершен политический этап оформления энергомоста Каспий-Турция-Европа и в этом смысле подписан документ исторической важности. Будут ли построены трубопроводы или нет, но зафиксированные президентами государств направления сотрудничества останутся неизменными.

Украина - единственная страна среди основных кандидатов «второго плана», борющихся за получение части «большой» каспийской нефти (есть еще Румыния и Болгария, которая начала свой путь к диверсификации поставок нефти с практических дел). В 1993 г. правительством Л.Кучмы было принято постановление о строительстве нового терминала близ Одессы. Позже началось строительство всей инфраструктуры, которое с переменным успехом продолжалось все эти годы. Сегодня, в условиях практического непротивления основных каспийских «игроков» (США, Азербайджана и др.) украинскому стратегическому проекту Одесса-Броды, решается его судьба. Удастся ли реализовать украинский проект, зависит от активности и верных решений руководителей Украины.

История всегда оценивает вклад государственных деятелей в решение крупных проблем. Кого выберет она в восточнославянских государствах? Найдутся ли в Украине государственные деятели, вклад которых можно оценить не только суммами в зарубежных банках.

О безопасности трубы и о ГУУАМ

Безопасность трубопроводов определяется степенью их удаленности от потенциальных конфликтогенных зон. При общем сокращении численности вооруженных сил России, Казахстана и Туркменистана общая численность группировки войск этих стран в зоне Каспия увеличилась более чем в два раза.

Транспортировка энергоносителей по намеченным в Стамбуле маршрутам не имеет высокой степени безопасности, и при известных обстоятельствах их строительству и эксплуатации угрожают конфликты, которые могут перерасти в серьезные локальные войны в Черноморско-Каспийском регионе.

Во-первых, не проведена делимитация Каспийского моря. Не решен спор между Азербайджаном и Туркменистаном относительно принадлежности месторождений нефти.

Во-вторых, не локализованы конфликты в Чечне, в Нагорном Карабахе, Абхазии, курдская проблема в Турции.

Отдельно следует отметить стабильный процесс разрушения СНГ, частично переходящий в развитие объединения стран под названием ГУУАМ (Грузия, Украина, Узбекистан, Азербайджан и Молдова), что также может стать причиной конфликтов.

Ключевой идеей создания ГУАМ (тогда еще без Узбекистана) была транспортировка каспийских энергоносителей на европейский рынок. Последние события как в Стамбуле, так и в странах-членах ГУУАМ, свидетельствуют о постепенном переносе этим альянсом акцента с экономических вопросов, т.е. создания транспортных коридоров, на военно-политические. ГУУАМ был создан при поддержке США, и сейчас страны, входящие в это объединение, развивают тесное сотрудничество со странами НАТО в рамках программы «Партнерство ради мира» и все больше отдаляются от России. Чеченская война резко обострила отношения РФ с Азербайджаном и Грузией, которые заняли открыто пронатовские позиции и в принципе не против делегировать свои оборонительные функции НАТО. Так, азербайджанские представители не раз предлагали осуществлять охрану еще не построенного нефтепровода Баку-Джейхан силами НАТО. Э.Шеварднадзе прямо заявил о намерении Грузии вступить в НАТО. Хватит ли у НАТО сегодня сил решить весь спектр проблем в Черноморско-Каспийском регионе в условиях, когда Россия будет делать все возможное для воспрепятствования вхождению НАТО в регион?

Украина углубляет военные контакты со странами объединения ГУААМ. В декабре текущего года намечено проведение консультаций заместителей начальников генштабов стран ГУУАМ, встреча министров обороны предполагается в январе 2000 г. Необходимо отметить, что сотрудничество в этой сфере имеет пока весьма формальный характер. Участие Украины в рамках этого объединения вызывает явно негативную реакцию со стороны России, а возможная постепенная трансформация ГУУАМ в блоковую региональную структуру в виде системы коллективной безопасности может стать фактором усложнения двухсторонних отношений между Украиной и Россией. Каковы шансы Украины решить свои энергетические проблемы за счет сотрудничества в рамках ГУУАМ и ухудшении при этом отношений с Россией?

Уроки

на следующий век

Реализация соглашений по указанным трубопроводам создаст каспийский энергетический транспортный коридор Восток-Запад, что повлечет за собой серьезные последствия для мировых рынков энергоресурсов, для региональной безопасности на восточном фланге НАТО и Европы, для энергетической безопасности Черноморско-Каспийского региона. Турция может стать одним из центров мировой энергетики.

Урок для России

Стамбульский саммит ОБСЕ - это политическое поражение России в схватке с США. Главными политическими последствиями подписанных нефтегазовых соглашений является то, что молодые государства Каспийского региона выйдут из-под влияния России, а США, наоборот, значительно укрепят свои позиции. Потеря Россией влияния распространится не только на Кавказ, но и на Среднюю Азию. Стамбульский саммит ОБСЕ принесет России и значительные экономические потери в нефтегазовой сфере. Учитывая то, что США и Турция пока еще не стали главными партнерами прикаспийских стран в вопросе транспортировки энергоносителей и главным партнером пока еще остается Россия, высока вероятность политического и экономического давления вплоть до прерывания экспортных потоков из этих стран. С учетом запланированного на том же стамбульском саммите существенного сокращения военного присутствия РФ в Грузии и полного вывода российских войск из Приднестровья, Россия не сможет себе позволить инициирование конфликтов в Черноморско-Каспийском регионе. Однако некоторые западные эксперты прогнозируют обратное.

Реализация Транскаспийского газопровода делает США важным игроком на европейском газовом рынке, где американцы пока что не играли никакой роли. Кроме того, этот проект рассматривается как фактор, который будет способствовать дальнейшему отходу Туркменистана от РФ и ослаблению позиций последней и на евразийском газовом рынке.

Урок для США

Для политической и энергетической безопасности США стамбульские соглашения означают стратегическую победу в Каспийском регионе - успешное завершение сложного первого этапа переговоров. Но Вашингтону еще нужно довести полученную победу до логического конца - реализовать нефтепровод Баку-Джейхан и Транскаспийский газопровод. Цена «окончательной» победы еще не определена и может не оправдать поставленную цель: она может оказаться слишком высокой.

Урок для НАТО

Стамбульский саммит может заметно изменить расстановку сил на постсоветском пространстве, и не в пользу России. Для НАТО - это тотальное наступление на южнокавказском направлении, поскольку большинство южных республик СНГ может оказаться под контролем альянса. Необходимость обеспечения безопасности строительства и эксплуатации трубопроводов ускорит приход НАТО в Закавказье. Позиции как США, так и НАТО сегодня в регионе очень слабые, смогут ли они противостоять России, если она пойдет на открытую конфронтацию? Малейшие непродуманные шаги НАТО в Каспийском регионе могут спровоцировать неадекватную реакцию России.

Урок для ГУУАМ

Большинство важных для Украины политических и экономических вопросов решалось не в рамках ГУУАМ, а на двусторонней основе. Саммит ОБСЕ поставил под сомнение исходную идею создания ГУУАМ - транспортировка нефти под большим вопросом. Что же остается - союз обиженных Россией? Потеря ГУУАМ нефтяной составляющей вряд ли трансформирует его в военный альянс, но может привести к развалу. Может, на этом «острове» оппозиции не хватает Казахстана и Туркменистана? ГУТУКАМ? Как бы там ни было, а ГУУАМ уже давно находится на «искусственном дыхании» и непринятие срочных мер обречет его на быстрое умирание.

Уроки для Украины

Стамбульские нефтегазовые соглашения должны стать политическим и экономическим уроком для руководства страны.

Урок первый. Пока мы показали лишь неумение проводить эффективную политику сотрудничества со странами СНГ - владельцами больших запасов нефти и газа. Пока налицо достаточно активное политическое взаимодействие со странами СНГ, но без наполнения его конкретными экономическими мероприятиями (международными соглашениями о разведке, добыче и транспортировке углеводородов).

Урок второй. Подписание соглашения по строительству трубопровода Баку-Джейхан уменьшило и так не очень высокие шансы Украины на реализацию собственного проекта Одесса-Броды и в случае его провала принесет стране огромные экономические убытки. Украина начала строительство нефтепровода и нефтяного терминала, не подписав даже рамочных международных договоров со странами-собственниками нефти.

Урок третий. Реализация «туркменского» Транскаспийского газопровода может привести к потере Украиной единственного альтернативного российскому источника поставок газа, и она останется один на один с «Газпромом», который будет монопольно диктовать условия поставок.

Урок четвертый. Украина еще может реализовать проект Одесса-Броды за счет привлечения нефти из нескольких трубопроводных маршрутов, которые выходят на побережье Черного моря, в т.ч. и российских.

Урок пятый и главный. Время иллюзий и «стратегических» обещаний от стратегических партнеров прошло. Нужны перемены - качественно новые подходы в политике и экономике, новые руководители. Придут ли они? Это через короткое время должен сказать новый старый Президент.