UA / RU
Поддержать ZN.ua

НЕ ДАДИМ СЕБЯ «ОТТУЗЛИТЬ»

Сообщение российского Департамента правительственной информации, сделанное в минувшую среду, до...

Автор: Татьяна Силина

Сообщение российского Департамента правительственной информации, сделанное в минувшую среду, должно было развеять последние иллюзии даже у самых доверчивых украинцев по поводу истинных намерений России при строительстве дамбы в Керченском проливе. Бесславно скончалась и хилая надежда на то, что, может, и в самом деле россияне проводят всего лишь «комплекс природоохранных мероприятий».

«Кость в горле» можно выплюнуть

Сообщение ДПИ четко дало понять, что одна из основных целей РФ — решение всего спектра азовско-керченской проблемы: «Премьер-министр РФ Михаил Касьянов в связи с готовностью украинской стороны незамедлительно начать полномасштабные переговоры по проблеме азовско-керченской акватории предложил руководству Краснодарского края и Темрюкского района приостановить на несколько дней завершение работ по восстановлению коренной части Тузлинской косы». То есть, во-первых, строительство напрямую увязали с переговорами, во-вторых, завершение работ только приостановлено, в-третьих, это работы по восстановлению коренной части косы, то есть по соединению Таманского полуострова с островом Коса Тузла.

Вчера делегация Украины во главе с премьер-министром Виктором Януковичем провела в Москве переговоры с российской стороной. На момент подготовки номера их итоги еще не были известны. Тем не менее можно смело утверждать, что разговор был весьма жестким. Поскольку накануне, оглашая украинскую позицию, был удивительно тверд даже такой открытый в последнее время для «заманчивых» российских предложений Леонид Кучма.

Итак, Президент Украины заявил, что, во-первых, «мы исходим из международного права (а не «братских чувств» или исторических экскурсов. — Т.С.) и не собираемся ни в коем случае от него отклоняться». Во-вторых, Президент, предлагая взглянуть на карту, подчеркнул, что линия границы между Украиной и Россией в Керченском проливе должна проходить в соответствии с границами, обозначенными во времена СССР между РСФСР и УССР. «А если кто-то делает попытки изменить эту ситуацию, то я это отбрасываю однозначно. Я думаю, что россияне убедились, что мы не собираемся вести переговоры по тем вопросам, которые для Украины являются решенными». Соответственно, в-третьих, Л.Кучма подтвердил, что Керчь-Еникальский канал «абсолютно точно» остается украинским.

В-четвертых, глава государства, по сути, отверг российское предложение провести границу в Азовском море и Керченском проливе только по дну. Однако нужно заметить, что тем, кто брифингует Президента перед публичными выступлениями, и, тем более, переговорами, необходимо четче пояснять главе государства сложные нюансы, в данном случае — морского права, дабы Леонид Данилович не делал досадных ошибок в столь важных вопросах. Например, не заявлял больше, что границу нужно проводить «не по дну, а по поверхности». Поскольку, украинская позиция заключается в том, что кордон должен размежевывать и дно, и поверхность.

В-пятых, Президент заявил: мы «готовы согласиться» (то есть еще не согласились? — Т.С.) на то, что «Азовское море — это внутреннее море двух стран — Украины и России». И тут снова следует очень четко пояснить, что на самом деле украинская позиция звучит несколько иначе: Украина может согласиться с приданием Азову и Керченскому проливу статуса внутренних вод Украины и внутренних вод России, которые должны быть размежеваны линией государственной границы согласно нормам международного права. То есть украинская позиция предполагает раздел Азовского моря и Керченского пролива на украинскую и российскую части. Россияне же настаивают на статусе внутренних вод России и Украины, то есть ведут речь об установлении территории общего пользования.

В-шестых, весьма интересно было услышать, что Л.Кучма видит проблему в том, что в договоре о сухопутной границе между Украиной и РФ Азов и Керченский пролив объявлены внутренними водами, и в связи с этим Президент рекомендует Верховной Раде не спешить с ратификацией этого документа, а сделать это синхронно с российской Госдумой. Пикантность такого президентского откровения в том, что именно Леонид Кучма в январе нынешнего года подписал договор о сухопутной границе с пресловутой 5-й статьей, определяющей Азовское море и Керченский пролив внутренними водами двух государств, и сравнить которую можно разве что с костью в горле для наших переговорщиков. Эта статья была жестко навязана российской стороной, и украинские эксперты до последнего момента были против ее включения в текст договора. Однако, как утверждают наши источники, во время визита Владимира Путина в Киев, украинской стороной было принято «волевое решение» на самом высоком уровне. Конечно, теперь это проблема.

Что же касается рекомендации не ратифицировать пока договор о сухопутной границе, то тут мнения экспертов, с которыми консультировалось «ЗН», расходятся. Одни считают это разумным предложением, поскольку, по их мнению, при нератифицированном, следовательно, не вступившем в силу договоре и наличии определенной политической воли у высшего руководства страны, украинская сторона еще может все «отыграть назад» и объявить соответствующую акваторию Азовского моря и Керченского пролива территориальным морем Украины. Кроме того, понятно, что в ближайшее время не ратифицирует договор и парламент РФ, о чем россияне сами уже и заявили. У них на носу выборы, так что просто даже технически руки до украино-российского договора у российских депутатов могут дойти не раньше апреля—мая. А если учесть некоторые политические аспекты, то могут и вообще не дойти. Дело в том, что, как утверждают парламентские источники «ЗН», российская сторона ставит в зависимость ратификацию «пограничного» договора от ратификации Верховной Радой, во-первых, «нулевого варианта», а во-вторых, соглашения о формировании ЕЭП без каких-либо оговорок.

Другие же опытные эксперты в области международного права уверены, что ратифицировать договор о сухопутной границе Верховной Раде нужно обязательно, причем без какой-либо привязки к действиям российского парламента. И пресловутая 5-я статья этих специалистов не пугает, поскольку, по их мнению, она позволяет каждой из договаривающихся сторон отстаивать свою позицию. Из первой части этой статьи следует, что Украина не считает решенными азовско-керченские проблемы, и собирается урегулировать их в соответствии с международным правом. В прошлом номере «ЗН» подробно поясняло, что в этом случае, прежде всего, может быть использована Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. В соответствии с ней, само государство своим собственным актом устанавливает территориальное море, исключительную экономическую зону и континентальный шельф. Другими словами, 5-я статья вполне позволяет Украине решить азово-керченские вопросы в одностороннем порядке. Кроме того, обращают внимание наши эксперты, в принятом на этой неделе постановлении об устранении угрозы территориальной целостности Украины Верховная Рада, которая согласно Конституции определяет основы внешней политики, предлагает решать все спорные вопросы делимитации границ в рамках международного права и Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. Это положение и должно стать путеводной звездой для украинской стороны на переговорах с россиянами.

Отдельного замечания заслуживают прозрачные намеки российской стороны, тиражируемые российской же прессой, по поводу якобы нежелания украинцев решать проблемы азово-керченской акватории и затягивания ими переговоров. Стоит напомнить, что именно украинская сторона вплоть до 1998 г. пыталась усадить сопротивляющихся россиян за стол переговоров, именно Украина инициировала начало этих переговоров. Россияне же и по сей день не создали полноценную делегацию на переговорах с Украиной по азово-керченской проблематике, а вместо нее работает некая «переговорная группа» с не вполне понятными для украинской стороны полномочиями.

Украинцы готовы к переговорам, более того, по свидетельству наших дипломатических источников, Украина готова заключить с РФ целый ряд двусторонних соглашений по азово-керченской проблематике в сфере судоходства, экологии, рыбной ловли и т.д. — после заключения договора о размежевании Азовского моря и Керченского пролива.

Но что, если в ближайшее время стороны не согласуют позиции? Что если приостановленное строительство не сегодня — завтра продолжится? А ведь, скорее всего, так и будет: и Касьянов, и Путин говорили лишь о приостановке возведения дамбы. И вчера, и позавчера не замолкали призывы различных российских политиков продолжить строительство дамбы. По информации источников «ЗН», в планы российских «зодчих» входит не только довести дамбу до украинской Тузлы, но и насыпать еще 79 метров по территории острова (для укрепления его уходящего в море конца). А российские СМИ поговаривают о том, что делегация РФ на переговорах с Украиной будет добиваться совместного использования острова.

Губернатор Краснодарского края Александр Ткачев уже окончательно перестал себя сдерживать. В четверг, уже после остановки строительства, он во всеуслышание заявил, что Коса Тузла является частью РФ, частью Краснодарского края: «Мы подняли все архивные документы, подняли историю, вся эта правовая законодательная база сегодня представлена правительству РФ и в МИД. И, по большому счету, я считаю, что это земля, политая кровью кубанских казаков, — для нас священная земля. И мы будем, безусловно, отстаивать интересы края. И, безусловно, просить и правительство РФ, просить президента о том, чтобы вопрос был урегулирован именно в пользу Краснодарского края».

Конечно, можно было бы допустить, что российский губернатор в пылу предвыборных страстей совсем забыл о том, что министр иностранных дел РФ неоднократно официально подтверждал принадлежность Тузлы Украине, например, во время ратификации в Госдуме украино-российского «большого» договора, в переписке с депутатами. Но есть все основания полагать, что дело здесь не только и не столько в выборах. По информации наших парламентских источников, где-то полтора года назад на заседании Совета безопасности РФ был принят закрытый документ о сотрудничестве федеральных и местных властей в реализации национальных интересов России, в том числе и в решении территориальных вопросов. Кроме того, напомним, что в середине сентября этого года Путин утвердил закрытый «План взаимодействия министерств и ведомств по решению дипломатических и военных задач в Азовско-Черноморском регионе». А в конце сентября, примечательно, что уже после подписания соглашения о формировании ЕЭП, состоялось заседание российского Совбеза по теме «О мерах по обеспечению национальной безопасности РФ в пограничной сфере», на котором, по информации наших источников, и был разработан план «освоения» россиянами Тузлы, включающий в том числе и строительство дамбы.

Так что иллюзий по поводу намерений России не должно быть никаких. А должна быть исключительная твердость в отстаивании национальных интересов Украины. Необходимые документы для этого уже приняты — по итогам понедельничного заседания СНБОУ был подписан указ Президента о мерах по обеспечению неприкосновенности государственной границы Украины и постановление Верховной Рады об устранении угрозы территориальной целостности Украины, возникшей в результате строительства Российской Федерацией дамбы в Керченском проливе. Документы включают достаточно широкий инструментарий защиты национальных интересов Украины — от обращений к Совету Безопасности и Генеральной ассамблее ООН до проведения консультаций с НАТО, от прекращения участия нашей страны в формировании ЕЭП до обращения в Международный суд ООН, чего так опасаются россияне. Содержание упомянутых документов уже подробно обсуждалось в СМИ, поэтому обратим внимание лишь на один любопытный момент. Как-то так получилось, что текстов президентского указа оказалось два. Собственно оригинал, на котором стоят подписи Президента и членов СНБО, и другой, без подписей, разосланный администрацией Президента для исполнения в министерства и ведомства. Так вот этот второй документ, над которым, видимо, кто-то немного поработал, текстуально несколько отличается от оригинала более мягкими формулировками некоторых пунктов (автор этих строк могла убедиться в этом воочию). Чтобы не быть голословными, приведем хотя бы один пример. Так, в отправленном исполнителям варианте Кабинету министров поручается «срочно проработать вопрос о провозглашении соответствующей акватории Азовского моря и Керченского пролива территориальным морем Украины в соответствии с постановлением КМ от 16 ноября 2002 г. №1755». Оригинал же указа предполагал прямое введение в действие правительственного постановления, то есть провозглашение территориального моря, что означало бы распространение на соответствующие акватории Азовского моря и Керченского пролива юрисдикции Украины. А «вопрос» можно «прорабатывать» неопределенно долго. Ведь он и так уже не без стараний некоторых кризисных менеджеров «прорабатывается», судя по дате кабминовского постановления, почти год…

Как «Укатали» Казахстан

В некоторых вопросах азовско-керченской проблематики Украина могла бы вдохновляться примером Азербайджана, который в свое время первым выступил за раздел Каспийского моря (дна, воды, воздушного пространства со всеми природными богатствами) на национальные сектора под полным суверенитетом каждого соответствующего прибрежного государства. Более того, РА провозгласила азербайджанский сектор Каспийского моря частью своей территории и закрепила это в Конституции страны.

А вот с кого брать пример не следует, так это с Казахстана…

Тузлинский кризис в Украине часто сравнивают с советско-китайским конфликтом вокруг острова Даманский. Однако, на наш взгляд, украинским политикам и экспертам было бы весьма полезно глубоко ознакомиться с гораздо более свежим и, главное, куда более похожим на тузлинский, примером российско-казахской «дружбы».

Официальную информацию о том, как несколько казахских островов в Каспийском море стали в прошлом году российскими, собрать достаточно трудно. Казахи не любят вспоминать историю островов Укатного и Жесткого, о чем свидетельствует хотя бы комментарий, который дал «ЗН» советник посольства РК в Украине Каиртай Жанбатыров, сообщивший нам, что никакой проблемы по поводу каспийских островов у Казахстана с Россией не было, во всяком случае ему об этом неизвестно.

Тем не менее весной прошлого года российские СМИ достаточно активно писали о победе РФ и взятии ею под свою юрисдикцию нескольких островов в Каспийском море, возле которых есть несколько богатых нефтегазовых месторождений и водится много осетровых. Острова находятся в казахском секторе Каспийского моря, и после распада Союза казахи, естественно, считали их своими. Но острова очень нравились и россиянам, которые под руководством решительного губернатора Астраханской области взяли и освоили эти кусочки казахской суши. В значительной степени им помог тот факт, что, в отличие от украинской Тузлы, казахские острова были необитаемыми. Кроме того, опять же в отличие от украинской, казахская общественность безмолвствовала, и даже оппозиционные СМИ почти ничего не писали о споре по поводу островов. А из провластных масс-медиа можно было узнать, что у Астаны и Москвы намного больше общих интересов в регионе и взаимовыгодных каспийских проектов, поэтому погранспоры вполне можно урегулировать.

Тем не менее переговоры, по свидетельству заместителя начальника управления международной безопасности Совета Безопасности РФ Александра Стоппе («Известия» — «Волга-Каспий», 14 июня 2002г.), были «очень сложными, эмоциональными, доходило до казусов: вторая сторона (казахская. — Т.С.) сначала ставила вопрос, что этих островов вообще не существует, а потом вдруг заявляла, что они принадлежат ей». Но в конце концов острова Укатный и Жесткий таки стали российскими, что и было закреплено в прошлом году в соглашении о разделе Каспийского моря. В результате чего месторождения Хвалынское и Центральное попали под юрисдикцию России, а Курмангазы — под юрисдикцию Казахстана. Все они будут разрабатываться на паритетных началах, а налоги будет получать то государство, в чьей юрисдикции находится месторождение. Кроме того, россиянам удалось провести так называемую «модифицированную срединную линию», чье прохождение зависело от того, кому принадлежат Укатный и Жесткий. А теперь внимание! Любопытная деталь для юристов-международников: как поясняет все тот же
А.Стоппе, «линия потому названа модифицированной, что помимо географических учитывает и другие факторы — исторические, затратные (кто сколько вложил денег в разведывательные работы) и другие». Ну как тут не вспомнить об исторических экскурсах главы госдумовского комитета по международным делам Дмитрия Рогозина и краснодарского губернатора Александра Ткачева.

Кстати о губернаторах. Г-н Стоппе в своем прошлогоднем интервью «Известиям» особо отмечал роль в решении вопроса спорных каспийских островов местных властей Астраханской области. По его словам, Укатный и Жесткий стали российскими «во многом благодаря тем очень качественным материалам (в том числе картографическим), которые подготовили специалисты в Астрахани». Ну-ка, ну-ка, а что там позавчера говорил о собранных краснодарцами и переданных правительству РФ и в МИД документах краснодарский губернатор Ткачев? Похоже, в самом деле российские федеральные и местные власти в соответствии с решением Совбеза всерьез взялись за «спорные территории». Но Казахстан проявил слабость и потерял часть своей территории вместе со значительными природными ресурсами.

И тут необходимо сказать еще об одном факторе, сыгравшем едва ли не решающую роль в проигрыше Казахстана в споре за острова. Вот что писал «Центральноазиатский бюллетень» еще 12 мая 2000-го, то есть за два года до сдачи островов и «модификации» границы между Казахстаном и РФ: «С уходом Бориса Николаевича маятник качнулся в другую сторону. Эксперты из президентской команды слишком долго подавляли раздражение и теперь дали ему выход. Эпоха всепрощенчества для Назарбаева кончилась. Команда Путина имеет серьезные претензии к президенту РК и оценивает его без беловежской ностальгии. Отсюда — ряд шагов, которые при Ельцине наверняка вызвали бы возмущенную реакцию Астаны, а сейчас провоцируют что-то среднее между готовностью к компромиссу и «глухой обороной». Москва разрешила провести несколько пикетов около казахского посольства, российская пресса пишет о «позорном» судебном процессе над российскими гражданами в Усть-Каменогорске, «ЛУКойл» намерен «модернизировать» границу на Каспии в свою пользу, пограничники отказываются отдавать Казахстану остров Укатный… Следующим шагом Москвы, которого очень опасаются в Астане, может стать демонстративно приветственный жест в адрес казахстанской оппозиции: дескать, ничего не бойтесь, с вами не только Запад, но и демократическая Россия. Проведение в Москве очередных демократических конгрессов, брифинги лидеров оппозиции, издание соответствующей печатной продукции, — страшный сон Назарбаева, который и без того чувствует себя все менее устойчиво в президентском кресле.

Астана сегодня готова многим поступиться ради сохранения жесткой позиции Кремля по отношению к политическим оппонентам Назарбаева. …> Возможно, Назарбаев попытается опередить события и задобрить Кремль щедрыми степными дарами: отдаст богатое нефтяное месторождение в пограничной зоне Каспия, отпустит из усть-каменогорского СИЗО российских граждан, обвиненных в попытке вооруженного мятежа, откажется от острова Укатный, а может, даже продаст ЛУКойлу еще пять процентов в «Тенгизшевройле».

Большинство прогнозов издания, как мы видим сегодня, сбылось…

А «казахстанский» сценарий переносится в Украину. Очень хочется верить, что его финал все же будет иным, и если Казахстан россиянам удалось «Укатать», то украинцы «отТузлить» себя не дадут.