Формально бюджетный процесс завершился. Общественности сообщили о торжестве здоровых сил в законодательном органе власти. Руководители правительства и Верховной Рады обменялись через прессу полагающимися в таких случаях комплиментами. Остановка за небольшим — главный финансовый документ на будущий год должен скрепить своей подписью Президент. И скрепит, хотя, возможно, и скрепя сердце. Ведь ничего другого не остается: ветировать документ уже после Нового года (а раньше на подпись гаранту его наверняка не подадут), в дни, когда будет раскручиваться маховик избирательной кампании, — нет, такого даже враг не присоветует, не то что преданные президентские помощники и консультанты.
Вот так и будем жить. При бюджете, скрытый дефицит которого точному определению не поддается, — навскидку теперь можно говорить о 5—8 млрд. грн., то есть примерно от 2 до 3,2% ВВП (дополнительно к 1,7%, которые утверждены ВР). При еще более ручном, чем это было в последние годы, управлении госфинансами. При катастрофическом — с точки зрения буквы закона — недофинансировании социальных льгот, которое может положить на лопатки не только коммунальную сферу и транспорт, но и местные бюджеты, если те попытаются действовать в законодательном поле и как-то совладать с ситуацией.
Как это состыковывается с заботой о «рядовом украинце», автору этих строк, честно говоря, непонятно. Зато точно известно, что без Виктора Андреевича Ющенко третье чтение бюджетного закона было бы почти столь же плодотворным, как и несколько раз проваливавшееся второе: ресурса Кабмина и его сателлитов из блока «За единую Украину» несколько раз подряд оказывалось недостаточно. Вероятно, не желая огорчать Президента неконструктивным поведением «своих» (или точнее — «наших»?) фракций, бывший премьер направил все свое красноречие, дабы убедить депутатов пойти на компромисс и голосовать «за». Хоть и не на всех, но подействовало.
Под давлением обстоятельств волю к компромиссу вынуждены были проявить не только отдельные депутаты. Как не хотелось Нацбанку раскошеливаться на пару сотен миллионов в пользу бюджета, а пришлось. Правда, по минимуму — всего на 200 млн., как того просил председатель НБУ Владимир Стельмах, а не 364,9, как предлагал председатель совета НБУ Анатолий Гальчинский. Как ни мечталось председателю бюджетного комитета ВР Александру Турчинову «пообщипать» расходы на госуправление, но когда появилась возможность получить деньги на социалку из новых налоговых источников, сдался и он. В итоге финансирование урезали — и то лишь на 30 млн. — лишь органам налоговой администрации. Конечно, мелочь на фоне одного миллиарда, но все равно неприятно.
На этом сюрпризы для налоговой не закончились. То, что не удавалось несколько лет подряд депутату Ельяшкевичу, удалось ситуативному тандему Терехин—Бродский: зал проголосовал за ликвидацию с 2002 года «хозрасчета» для наших «органов взыскания» (ГНАУ плюс таможенный комитет). Из года в год за определенный процент наполнения казны эти органы «стимулировались» определенным процентом «премиальных» (в порядке, определенном Кабмином, но злые языки утверждают, что никак не меньше 30). Теперь эта традиция, похоже, может прерваться.
И вторая неприятность. Как ни противились правительственные чиновники, а парламент все-таки проголосовал за предоставление Счетной палате права контроля над возмещением из бюджета сумм налога на добавленную стоимость… В былые времена, помнится, малейшая попытка усилить действенность этого контролирующего органа натыкалась на президентское вето, дело доходило даже до Конституционного суда, но не ветировать же теперь бюджет из-за одной статьи?
Ситуация создается весьма и весьма пикантная. Вокруг возмещения НДС ходят самые разные слухи, с упоминанием процента «отката» за предоставление подобных «услуг». Правительственные идеи реструктуризации и списания бюджетных долгов по НДС в сессионном зале зарублены, стало быть, по крайней мере в ближайшие месяцы возмещение будет проводиться — или проводиться весьма избирательно — по прежним правилам. Так что коль «чужаки» из Счетной палаты вознамерятся всерьез покопаться на этом «поле чудес», то, в принципе, страна может узнать немало подробностей из числа тех, о которых не принято говорить публично. Хотя… Трудно сказать, будет ли воспринята эта критика (не говоря уж о ее результате). Налоговики всегда смогут перевести стрелки на «различие методик», как это с успехом делал Минфин, комментируя итоги очередной проверки Счетной палаты.
А теперь от важных, но деталей, перейдем к хиту нынешнего бюджетного закона. Да, г-н Турчинов и его единомышленники из левых и даже из нелевых фракций могут гордиться собой: «вселенское зло», сосредоточившееся в 48-й статье документа, побеждено, и им теперь будет о чем порассказать своим потенциальным избирателям в феврале-марте. Зло это — естественно, от правительства, которое вот уже третий год подряд пыталось приостановить действие целого ряда социальных льгот разным категориям наших сограждан (бесплатный ремонт жилья, бесплатный проезд в городском и междугородном транспорте, бесплатная или льготная установка, а также пользование телефоном, бесплатное санаторно-курортное лечение, бесплатное или льготное предоставление коммунальных услуг, льготы по приобретению газа, твердого топлива, в оплате за электроэнергию). Два года подряд наступление на права трудящихся удавалось, но больше — никогда! В том смысле, что благодаря нашим героическим депутатам ( 261 чел.) все, что положено бесплатно, — будет.
Готовя документ к третьему чтению, Минфин постарался практически не ущемить такие чувствительные категории, как ветераны, пенсионеры, инвалиды, и, по крайней мере, декларировал неухудшение ситуации для чернобыльцев. Но бюджетный комитет оставался непреклонен — льготы должны действовать для всех. В том числе и по профессиональному признаку.
Сколько это стоит — лишь одному Богу известно. Собирая материал к публикации на «льготную» тему еще в апреле 1997 года, автор этих строк столкнулась с тем, что категории льготников пересекаются, никто не может сказать точно, сколько, к примеру, наезживают бесплатно в общественном транспорте участники войны или инвалиды, а цифрам «заинтересованных» министерств и ведомств верить нельзя — там на льготников готовы списать и потери в сетях, и покупку иномарок. Но в апреле 1997-го общая цифра, выдаваемая Кабмином, выглядела как 17 млрд. грн. Во сколько раз с тех пор подорожали энергоносители и электричество, насколько ослабела гривня и т.д. — желающие могут взять карандашик и посчитать. Количество же льготников существенно не изменилось.
Что произойдет после «победы» над 48-й статьей? Президентского вето ожидать не приходится, потому что если депутаты всей душой радеют за трудовой народ, то Леонид Данилович — и подавно. Однако действовать в законодательном поле наши власти не собираются тоже: не прошло и нескольких часов после принятия бюджетного закона, как премьер Анатолий Кинах уже заявил прессе, что льготы в полном объеме финансироваться не будут. Минфин примется со вкусом решать — какие из льгот, исходя из имеющихся ресурсов, финансировать, а с какими — повременить. В министерство снова будут стекаться группы «ходоков», ведь первыми цену нынешним депутатским щедротам узнают местные бюджеты. Таким образом, если парламентарии стремились усилить ручной режим управления госфинансами, то наши им поздравления — цель достигнута блестяще!
Каков на вкус сыр в предвыборной мышеловке, рядовые граждане пробовали не раз. Если помните, перед президентскими выборами 1999 года внезапно подешевел газ для населения. «Был баллон за 40 грн., но вчера, сегодня по 10 — но купить невозможно» — так описывало ситуацию «Зеркало недели». Конечно же, селяне газ добывали, но разница между реальной ценой и декларируемой, как и во времена тотального дефицита, шла в карманы наиболее предприимчивых или сидящих у распределительного «краника».
Дикие нравы? Да, дикие. Словно мы не в ХXI веке, а в ХIХ, во времена Салтыкова-Щедрина, когда строгость законов компенсируется необязательностью их выполнения...
А в заключение, как говаривают в одной все еще популярной телепередаче, хочется передать привет нашему родному правительству. А также руководителям и прошлого Кабмина, и позапрошлого. Сколько лет, господа хорошие, вы будете рассказывать нам замечательные истории о пользе предоставления адресной помощи населению, палец о палец не ударяя для ее внедрения в повседневную жизнь? Впрочем, на счет пальцев мы чуток погорячились: вот уже который год чиновничья рука добросовестно выводит словосочетание «адресная помощь» в очередной программе (или программе первоочередных действий) Кабмина. И программам несть числа. Как и самым разным дутым обещаниям.