Счастливы страны, облагораживаемые мудрыми правителями. Пора демократизации и либерализации, экономических реформ и политических перемен - все меняется в них постепенно, по мере надобности или же необходимости, как времена года, неподвластные конституциям и резолюциям. Был у меня один знакомый президент - не Назарбаев, естественно, - так он искренне не понимал, чего это дурацкий Запад и ехидные журналисты сокрушаются разгоном в его солнечной стране оппозиции. «Я ж ее на свои деньги создал, понимаешь! - говорил он, дегустируя коньяк, - помещения им дал, типографии предоставил, зарплаты платил… Вот стабилизируется ситуация - создам новую, еще лучшую…».
Конечно же, Казахстан Назарбаева никогда не дотягивал до этих стандартов демократизации - у Нурсултана Абишевича всегда были и оппозиция, и местные противоречия, и даже критика в отдельных СМИ - а значит, было больше проблем, чем у соседей-президентов, никогда не желавших понимать, во что там такое Нурсултан играется… Но теперь президент Казахстана стал первым лидером, решившим совместить демократизацию с усилением собственной власти. 10 января 1999 года в Республике Казахстан пройдут выборы президента на альтернативной основе. Решение об этом было принято парламентом страны после острой дискуссии с президентом, чьи полномочия ранее были подтверждены не выборами, а безальтернативным референдумом. «Хотите демократизации - так избирайтесь сами! Иначе объявим вам импичмент!» - кричали депутаты изумленному их отвагою президенту страны. Назарбаев согласился. Демократия восторжествовала. Очень красиво.
Назарбаев не был бы Назарбаевым, если бы не стремился из всего сделать театральное представление. Политик, актер и ребенок встретились в этом удивительном человеке, умеющем наслаждаться даже и не атрибутами власти, а самой властью, как воздухом. С чего бы это вечно покорный президенту парламент - как известно, ради приведения его в такое состояние любви к президенту пришлось даже приостанавливать полномочия предыдущего депутатского корпуса и конституционным путем изменять саму сущность законодательной власти - вдруг стал набрасываться на доброго президента именно в тот момент, когда Назарбаев выступил с предложениями по демократизации общественной жизни? Почему требования проведения президентских выборов были сопряжены с требованиями продлить полномочия президента до 7 лет, а парламента - до 6 лет? Почему президент не согласился со всем этим немедленно, а сделал эффектную паузу - причем в эту паузу вошла и кратковременная работа парламентско-президентской согласительной комиссии - и лишь потом принял предложения законодателей?
Ответ прост: потому что победитель январских выборов известен, известен всем. Это Нурсултан Назарбаев, какие бы у него ни были конкуренты - а какие там у него конкуренты? Это Нурсултан Назарбаев будет руководить Казахстаном по меньшей мере 7 лет, это его победа, а не победа парламента. И за неожиданными на первый взгляд требованиями законодателей могла стоять только президентская администрация - никто другой. Так просто эти вечно послушные депутаты ни за что не набросились бы на президента страны с плохо отрепетированными нападками.
Другой вопрос - что Назарбаев оказывается первым центральноазиатским президентом, соглашающимся идти на выборы. Нельзя не согласиться со Збигневом Бжезинским, когда американский политолог, сравнивая ситуацию в бывших советских республиках, замечает, что в Украине легитимная передача власти уже происходила и стала как бы страховочным поясом для всей политической системы. А в таких странах, как Казахстан, Узбекистан, Туркменистан, Киргизия, та же Беларусь, все слишком уж зависит от Персоны. Я не стану обсуждать возможность военного переворота или что-то подобное - но в жизни ведь бывают и более естественные ситуации: президенты тоже люди, они болеют, попадают в катастрофы, и в результате вся политическая система оказывается подвешенной, завязанной на одном человеке, как в какой-нибудь далекой и жаркой Гвинее, где первый военный переворот, кстати, произошел на первый же день после смерти бессменного лидера этой внешне стабильной страны Ахмеда Секу Туре. Поэтому для Казахстана легитимная передача власти - пускай даже от Назарбаева Назарбаеву - это уже шаг.
К тому же предвыборная президентская кампания для главы государства - неплохая возможность проверить качество своего ближайшего окружения. Сегодня об однородности этого окружения говорить не приходится. Сложилось в казахстанской политике такое понятие, как «семья», - причем на эту семью ориентируется в основном дебютирующая, но уже занимающая неплохие должности молодежь. И осталось старое, проверенное окружение, представители которого проработали с Назарбаевым не один десяток лет. Трудно сказать, чтобы между этими группировками были добрые отношения. Выборы - возможность проверить их эффективность и несколько изменить состав элиты. Причем не исключено, что состав этот будет несколько компромиссным.
На сегодняшний день главный противник у Нурсултана Назарбаева один - Акежан Кажегельдин, бывший премьер-министр Казахстана, преуспевающий бизнесмен, считающийся одним из самых богатых людей в республике. После вынужденной отставки с поста главы правительства Кажегельдин уехал в Швейцарию, где создал центр, подготавливающий различные программы реформирования казахстанской политической жизни и экономики. Вернувшись в Казахстан, Кажегельдин возглавил союз промышленников и предпринимателей - знакомый сценарий! - но недавно ушел в отставку с этого поста. Кажегельдин у Назарбаева, конечно же, не выиграет, но, тем не менее, он способен внести некое смятение в умы избирателей, которые увидят в бюллетене рядом с фамилией президента фамилию еще одного хорошо знакомого им человека из «партии власти». Бывший премьер-министр уже заявил о своей готовности баллотироваться, причем сделал это в весьма жестких тонах, отметив в специальном заявлении, что вся казахстанская демократизация сводится к переносу срока выборов с 2000 года (когда заканчивались обозначенные референдумом полномочия Назарбаева) на 1999-й, что не даст оппонентам президента подготовиться к ним и служит лишь маскировкой для установления личной диктатуры Назарбаева. Кажегельдин также потребовал от парламента перенести выборы и ослабить контроль президента за СМИ, имея в виду, вероятно, прежде всего тот факт, что дочь президента Дарига Назарбаева руководит ведущей телекомпанией Казахстана. Но все эти слова и есть начало предвыборной кампании экс-премьера! Другое дело, доведет ли ее Кажегельдин до конца? В окружении Назарбаева немало сторонников компромисса с бывшим главой правительства: они предлагают, в частности, вернуться к посту вице-президента Казахстана, введя соответствующую поправку в Конституцию страны, и выдвинуть на выборы связку Назарбаев-Кажегельдин. Конечно, это не более чем первоначальные предположения, но они означают, что с Кажегельдином будут торговаться, что с ним хотят договориться, что в окружении Назарбаева хотят, чтобы выборы были ничем не омрачены, чтобы мечты Нурсултана Абишевича о демократии ничем не огорчили казахстанского президента!
От большинства политиков постсоветского пространства Назарбаева отличает постоянное стремление меняться. Я помню много разных Назарбаевых. Помню Назарбаева 90-91-го годов, только осознававшего себя главой нового государства, только нащупывавшего стиль и суть своей уже с ни с кем не согласуемой власти. Помню Назарбаева 92-94-го годов, демонстрировавшего странную по центральноазиатским канонам терпимость к самоуправству местных элит и нападкам оппозиции. Потом был Назарбаев образца 95-97-го годов, с помощью целого ряда, я бы сказал, специфических приемов консолидировавший власть, успокоивший парламент, рассеявший по посольствам оппозиционеров, приведший к полному повиновению региональных руководителей и устранивший новый центр власти в лице Кажегельдина. Теперь мы можем наблюдать появление еще одного Назарбаева, но каким он будет реально, станет понятно лишь после выборов января 1999 года. Ясно только, что это будет совсем другой Назарбаев…