UA / RU
Поддержать ZN.ua

НАВЕКИ ВМЕСТЕ

а там - посмотрим... Для меня всегда оставалось загадкой: что чувствуют космонавты, когда возвращаются на Землю?..

Автор: Юлия Мостовая

а там - посмотрим...

Для меня всегда оставалось загадкой: что чувствуют космонавты, когда возвращаются на Землю? Ведь жизнь «до» полна тренировок, обучений, борьбы, а главное - в ней присутствует нереализованная детская мечта: «слетать к звездам». И вот долгожданный миг прикосновения к недоступному позади. Мечта Великая свершилась. А что дальше? Пустота теплой земной реальности, невесомость стремлений, черная дыра мечты...

Безусловно, подписание большого договора между Украиной и Россией президентами и флотских соглашений - премьерами не было мечтой детства ни одного из действующих лиц, но обманчивым и ускользающим миражом - являлось. И для того, чтобы мираж стал реальностью, в течение пяти лет президенты, премьеры, вице-премьеры, министры и эксперты разных уровней провели около двухсот двух- и многосторонних встреч. Участникам переговоров как с той, так и с другой стороны вполне можно было бы зачислить эти годы в трудовой книжке как один за три. Но на это надеяться не стоит. Вряд ли кто-нибудь из участников переговоров получит хотя бы матпомощь для восстановления психологического равновесия. За словленным миражом следует реальная жизнь. Она начнется с понедельника. А что наполнит ее - вот в чем вопрос?

Как Соломон Иванович и Соломон Степанович решение принимали

О том, что раздел Черноморского флота - дело президентское, премьер России Виктор Черномырдин, а также вереница украинских премьеров твердили в течение пяти лет. Встречи президентов России и Украины по этому вопросу в Ялте, Дагомысе, Массандре, Москве, Завидово, Сочи - тому лишь подтверждение. Однако последнюю точку поставили премьер-министры двух стран. Работа у них такая.

Участие Павла Лазаренко в подписании подобных межгосударственных соглашений - вещь весьма странная и непривычная. Павел Иванович, знающий об экономике все, что о ней можно знать, не является авторитетом во внешней политике и благоразумно все это время держался от нее подальше, зная, что эта сфера - прерогатива Президента. Но в этой ситуации, когда речь шла о сложном решении со спорными последствиями, Лазаренко принял удар на себя. Почему он пошел на это, можно понять. Прежде всего, трудно представить, чтобы в сложившейся ситуации премьер Украины ослушался Президента, особенно после того, как не оправдал возложенного на него доверия по организации отставки Александра Мороза. Вместе с тем, беря на себя ответственность за подписанное с Россией соглашение по Черноморскому флоту, Павел Иванович знал, что рискует немногим. Во-первых, потому что в общественном мнении процесс раздела Черноморского флота четко ассоциируется с Президентом, и это неискоренимо. Во-вторых, премьер догадывался о том, что левые и центристы не будут особенно возражать против подписанного компромиссного решения, поскольку первые не могут быть в оппозиции сами к себе, а вторые - не понимать, что политика - это искусство возможного. В-третьих, премьер вправе был рассчитывать на пастельную реакцию Народного руха Украины, ибо лидер этой партии Вячеслав Черновил как бы дружит с Президентом, а сам Народный рух - с премьером. Посему, выставляя претензии к подписанному договору, умеренные правые, в силу своей информированности, не могут не понимать, что упреки придется направлять по двум адресатам: Леониду Кучме - за утерянные бухты, а Павлу Лазаренко - за символическую сумму аренды. Это предположение подтвердил Вячеслав Максимович Черновил, подарив миру абстрактное предложение демилитаризировать Черное море. Ну чем не пример внутриполитической дипломатии?

Что же касается реакции радикалов, то она в нынешней ситуации не принципиальна, хотя весьма любопытна как напоминание о том, что на самом деле является «идеальным решением»...

Однако, несмотря на все это, Павел Лазаренко решил заручиться поддержкой Кабинета министров. На закрытом заседании ключевые вопросы украино-российских соглашений были поставлены на голосование. Решение было принято единогласно за исключением одного воздержавшегося - министра юстиции Сергея Головатого. Само же заседание Кабинета министров напоминало скорее Совет национальной безопасности. Именно тот Совет национальной безопасности, который, по идее, и должен был состояться накануне визита в Киев Черномырдина и Ельцина. Нельзя отказать в логике тем, кто предлагал провести такое заседание. Правда, можно отказать в ней тем, кто от проведения его отказался, ибо непонятно, почему обновление авиапарка страны, газотрейдерские проблемы, проверка средств массовой информации являются поводом для проведения заседания Совета нацбезопасности и обороны Украины, а условия размещения на территории страны иностранных войск - нет?

Вместе с тем оптимисты считают, что, поставив свою подпись под черноморскими соглашениями, Павел Лазаренко может рассчитывать на симпатии сориентированной на Восток части украинского населения. Хотя рассчитывать на это Павлу Ивановичу вряд ли придется, поскольку подписанный Леонидом Кучмой украино-российский большой договор, безусловно, станет гораздо большим символом украино-российского единения и дивиденды достанутся Президенту. Не знаю, как объективные, а субъективные основания для улучшения взаимоотношений между верхушками Украины и России - налицо. Для Леонида Даниловича оттепель важна в связи с потенциальным влиянием России на предвыборный процесс в нашей стране. А Павлу Ивановичу необходимо отношения наладить пока чисто по экономическим причинам: долги, знаете ли...

Примечательно, что на фоне братания высших должностных лиц предшествовавший визитам переговорный процесс родил новое стыковочное звено между Москвой и Киевом. Такую миссию на себя взял вице-премьер по вопросам экономики Сергей Тигипко. Говорят, в Москве он был воспринят «на ура». Появление человека, способного замкнуть на себя диалог по существенным вопросам, для Украины было жизненно необходимым, ибо без скрежета зубовного с московской стороной у нас мало кто может говорить. Важно только, чтобы Сергей Леонидович в процессе решения двусторонних проблем не забыл, какую сторону он представляет.

Российский же премьер заявил о том, что не привык перекладывать сложные решения на плечи Президента. Пожалуй, ему в этой ситуации предстоит вынести шквал критики несравнимо больший, нежели Лазаренко. Нет сомнений в том, что Россия, сломленная за десять дней и согласившаяся на термин «аренда», так просто не простит Виктору Степановичу признание Крыма и Севастополя украинской территорией.

По некоторым сведениям, вечером, накануне вылета в Киев, мэр Москвы настоятельно просил премьера России не подписывать аренду. Возможно, критика исполнительной власти в адрес российского премьера не будет столь жесткой, как можно было бы предположить. Ведь, согласно заявлению президента России, Виктор Черномырдин подписал эти соглашения по его поручению. Другое дело - Госдума. Как известно, в конституциях Украины и России межгосударственные соглашения подлежат ратификации в парламентах. Есть весомые основания для того, чтобы предположить: нижняя палата российского парламента, всерьез заявлявшая о принадлежности Севастополя России, соглашение об аренде и статусе не ратифицирует. В украинском парламенте, по всей видимости, тоже найдутся противники подписанных документов, но здесь провести документ через законодательный орган будет намного легче, чем в Москве. По всей видимости, именно поэтому процесс ратификации будет начат с Госдумы. Однако провал этого процесса в украинском или российском парламенте, в принципе, не будет иметь серьезных юридических последствий, ибо в подписанных документах содержится формулировка: «Соглашение вступает в силу со дня подписания и является временно действующим до ратификации парламентами». А это означает в переводе на человеческий язык, что даже после триста пятьдесят восьмой неудачной попытки ратифицировать подписанные соглашения в парламентах они все равно будут действовать, аренда будет начисляться, а корабли - пришвартовываться в указанных местах.

На самом деле подписанные черноморские соглашения являются поистине серьезным компромиссом. Это необходимо признать, несмотря на то, что российский премьер заявил: «никаких компромиссов не было». Судя по всему, Виктор Степанович, в состоянии оголенного нерва ожидавший с первого момента обвинений в государственной измене, перепутал компромисс с предательством.

По всей видимости, подписание ряда исторических документов всерьез измотали Виктора Степановича и он основательно вышел за рамки программы визита, оставшись в Киеве на ночлег. В первой половине дня в четверг он вылетел из аэропорта Борисполь с тем, чтобы безотлагательно доложить президенту России о свершившемся историческом факте в подробностях, а на следующий день ушел в отпуск, в связи с чем в Киев не прибыл первый вице-премьер Анатолий Чубайс.

Теплый официоз

Визит самого президента России Бориса Ельцина в Киев, который начался вчера в четыре часа дня, кажется, не обещает никаких неожиданностей. Текст большого договора, а точнее - Межгосударственного договора о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Украиной и Россией, - парафирован в феврале 1995 года Евгением Марчуком и Олегом Сосковцом и будет в субботу подписан обоими президентами. Срок действия договора - 10 лет. В этом документе, за содержание которого долгое время ломали копья украинские и российские дипломаты, пытавшиеся внести или вынести за его рамки пункты о нерушимости границ или двойном гражданстве, заключены основные принципы, на которых два стратегических партнера должны строить свои взаимоотношения.

Среди них принципы: взаимного уважения; суверенного равенства; территориальной целостности; нерушимости границ; мирного урегулирования споров; неприменения силы или угрозы силой, включая экономические и иные способы давления; право народов свободно распоряжаться своей судьбой и невмешательство во внутренние дела; соблюдение прав и основных свобод человека; сотрудничество между государствами; добросовестное выполнение взятых международных обязательств, а также общепризнанных норм международного права. Договор предполагает проведение регулярных консультаций с целью дальнейшего углубления двусторонних отношений и обмена мнений по многосторонним проблемам, представляющим взаимный интерес.

Россия и Украина, согласно договору, при необходимости координируют свои позиции для осуществления согласованных действий. Министры иностранных дел встречаются не реже, чем два раза в год. Украина и Россия, согласно большому договору, обязуются не заключать с третьими странами каких-либо договоров, направленных против друг друга. В документе обе стороны обязуются гарантировать права и свободы гражданам другой страны, проживающим на их территории; развивают равноправные взаимоотношения в экономике и воздерживаются от действий, способных нанести экономический ущерб друг другу.

Ввиду того, что большой договор не отражает современных оттенков двусторонних отношений, президенты подпишут двустороннюю декларацию, в которой в основном сконцентрируют внимание на актуальных проблемах российско-украинских отношений, а также на роли двух стран в процессе построения европейской безопасности, взаимоотношениях с НАТО и, конечно же, ОБСЕ.

С двумя подписями увидит свет и совместное заявление Бориса Ельцина и Леонида Кучмы, посвященное подписанию черноморских соглашений. По всей видимости, лидеры приветствуют решение вопроса, в течение ряда лет осложнявшего российско-украинское сотрудничество.

Вместе с тем нельзя быть до конца уверенным, что Борис Николаевич не приготовил украинской стороне какой-нибудь сюрприз, вроде того, какой он преподнес при подписании договора Россия-НАТО, объявив о «снятии боеголовок с ядерных ракет, нацеленных на страны - члены альянса»... До 16.00 субботы мало ли что может случиться: лидер супердержавы непредсказуем...

«Я полагаю, что все это следует шить»

Любопытно, что за день до того, как российский президент наконец-то ступил на летное поле международного аэропорта Борисполь, министр иностранных дел Украины Геннадий Удовенко в Португалии парафировал хартию об отношениях между Украиной и НАТО. Именно этот факт должен собой символизировать политику баланса, которую, в силу своего геополитического положения призвана проводить, и пытается проводить, Украина.

В принципе, несмотря на массу недостатков и упущений, украинской дипломатии нужно отдать должное. Заслуга не парадных, а реальных дипломатов в том, что Украина - пожалуй, единственная из всех пятнадцати бывших советских республик (за исключением России - супердержавы не в счет) - имеет самую большую маржу между дипломатическими достижениями и экономическим весом. Экономические, правовые, демократические достижения внутри нашей страны отстали от дипломатических подобно тому, как полевая кухня отстает от частей, неожиданно брошенных в наступление. Вместе с тем балансировать без тыловой поддержки очень сложно. Подобная политика может оказаться балансированием между стульями... Возможно поэтому многие уже сегодня отдают себе отчет в том, что с этого времени политика уступает место экономике, концентрируясь на лоббизме в международных масштабах. По крайней мере так должно быть. И так будет, если внутренняя предвыборная конъюнктура не потребует создания внешнеполитического отвлекающего маневра.

Сейчас многие задаются вопросами: что же будет после подписания украино-российских соглашений и договоров? Что будет после устранения фетишизированного символа конфронтации, препирательств и спекуляций? Что будет после того, как исчезнут формальные поводы указывать на конкретного стратегического врага? Можно предположить, что оставшиеся за плечами двусторонние бои высвободят необходимые силы для более конкретных занятий проблемами Крыма и крымских татар, позволят укрепить европейское направление нашей политики, освободят специалистов для борьбы с «грязными руками», а также коварными весенними паводками.

Политическое значение большого договора между Киевом и Москвой нельзя недооценивать, но не стоит переоценивать его реальное значение. Тысячи проблем между Украиной и Россией большой договор не решит. Ими изо дня в день будут заниматься банкиры, директора заводов, газовики, нефтяники, аграрии, шабашники... Именно они, подобно пчелам, будут нарабатывать тот самый базис двусторонних отношений, о котором так много говорили президенты во время встречи. Базис, основательность которого в конечном итоге определит: кто будут те люди, которые встретятся через несколько лет и будут подписывать в ранге президентов новые исторические документы между Украиной и Россией. Может быть, даже коллективную заявку в НАТО?.. Чем не мираж? В погоню!