UA / RU
Поддержать ZN.ua

«НАЦИСТСКОЕ ЗОЛОТО» ЖДЕТ СВОИХ ВЛАДЕЛЬЦЕВ

Запутанная и противоречивая проблема так называемого «нацистского золота» не дает покоя заинтересованным странам, организациям и просто отдельным людям уже на протяжении более полувека...

Автор: Максим Череда

Запутанная и противоречивая проблема так называемого «нацистского золота» не дает покоя заинтересованным странам, организациям и просто отдельным людям уже на протяжении более полувека. Сразу после второй мировой войны, в 1946 году, Великобританией, США и Францией была создана специальная организация, получившая позже название Трехсторонней комиссии, которая призвана была решать вопросы возвращения законным владельцам золота, награбленного нацистами в годы войны. До этих пор комиссия рассматривает претензии со стороны 15 стран, потерявших за время оккупации нацистами свой золотой запас. Сразу отметим, что СССР (а значит, и его правопреемница Россия) в их число не входит. Согласно данным британского министерства иностранных дел, общая стоимость «нацистского золота», изъятого Германией с 1939 года, в апреле 1945 года оценивалась в 540-550 млн. долларов. На сегодня сумма вроде бы и небольшая, однако нельзя забывать, что и «вес» доллара пятьдесят лет назад был несколько иным. Кроме того, эти данные основываются, в основном, на информации о правительственных архивах, а не частных вкладах, поэтому они явно занижены.

По мнению экспертов Трехсторонней комиссии, большая часть «нацистского золота», которое находилось в ее распоряжении, уже передана законным владельцам, однако у нее по-прежнему остается еще пять с половиной тонн «желтого металла», который был экспроприирован Германией из центральных банков оккупированных стран. Вопрос о дальнейшей судьбе этого оставшегося золота и стал основным на открывшейся в минувший вторник представительной международной конференции в Лондоне. Участие в ней приняли более 200 делегатов из 41 страны, в том числе Украины и России. Несмотря на отсутствие материальных претензий, участие в конференции стран бывшего СССР было необходимо прежде хотя бы из-за того, что на ней в той или иной мере затрагивались аспекты результатов второй мировой войны.

Главным претендентом на остатки золота являются еврейские организации, утверждающие, что значительная их часть принадлежит частным лицам, ставшим жертвами репрессий, проводимых нацистами. В то же время, позиция стран, под эгидой которых работает Трехсторонняя комиссия, несколько иная. Британский министр иностранных дел Робин Кук, например, уже неоднократно заявлял, что Лондон склоняется к созданию из оставшегося «нацистского золота» специального фонда для оказания помощи жертвам Холокоста и их потомкам.

Еще одной серьезной проблемой является продажа фашистской Германией золота в нейтральные страны - Португалию, Испанию, Швецию и Швейцарию. К последней стране у еврейских организаций больше всего претензий. Накануне открытия лондонской конференции созданная швейцарскими властями специальная комиссия опубликовала данные, согласно которым коммерческие банки приобрели у гитлеровской Германии золота на 61,2 млн. долларов, то есть в три раза больше, чем считалось до сих пор. Однако эта сумма не является окончательной, и полный доклад комиссия планирует обнародовать в январе следующего года.

На сегодня комиссия имеет данные о продаже немецким Рейхсбанком до 1945 года золота на 36,6 млн. долларов швейцарскому банку «Сосьете де банк сюисс», 30 млн. - «Банку Леу» и 8,5 млн. - в «Юнион де банк суисс». В то же время, золото на сумму в 389,2 млн. долларов ушло из Германии в швейцарский Национальный банк. Крупные его партии были приобретены также Национальным банком Румынии (54,2 млн.), отделениями Рейхсбанка (51,5 млн.) и немецкими банками (14,2 млн.).

Швейцарская комиссия считает, что «золото Германии» происходило из пяти источников - из довоенных резервов Рейхсбанка, из резервов оккупированных стран, было отобрано у жертв нацизма, украдено или приобретено принудительным путем в других странах. При этом у частных лиц, по оценкам, было похищено золота на 146 млн. долларов.

Как бы то ни было, Швейцария на лондонской конференции подверглась жесткому давлению со стороны Всемирного еврейского конгресса (ВЕК) как страна, активно торговавшая с Германией во время войны. По данным президента ВЕК Эдгара Бронфмана, эта страна до сих пор удерживает от двух до трех миллиардов долларов, несмотря на четкие указания союзников об их возвращении законным владельцам. Глава швейцарской делегации Томас Борер отверг эти утверждения. Кроме того, он заявил, что Швейцария не присоединится к создаваемому Великобританией и США новому добровольному фонду для компенсации жертвам фашистских репрессий (тому самому, о котором говорил Робин Кук), поскольку его страна еще раньше заявила о создании собственного фонда с аналогичными целями, который уже начал действовать. С деньгами никто расставаться не хочет, и конфликта, похоже, не избежать. Подтверждением этому могут быть слова Томаса Берера о том, что он готов к конфронтации с еврейскими организациями, если те ее захотят.

Еще одним примечательным моментом работы конференции в Лондоне стало требование полного рассекречивания всех документов, связанных с проблемой «нацистского золота». Причем, оно прозвучало из уст делегатов, представляющих страны, воевавшие во второй мировой войне друг против друга, - Германию и США. В то же время Великобритания и Франция полагают, что архивы Трехсторонней комиссии могут быть рассекречены только по завершении ее работы. Их понять можно - обнародование полных файлов, связанных с «нацистским золотом», означало бы открытие доступа к документации частных банков и архивов, не только швейцарских, но и других нейтральных стран, а также союзников Германии. Кто знает, на кого сегодня работает гитлеровское золото, поэтому любое неосторожное движение в этой сфере может привести к непредсказуемым последствиям, затрагивающим интересы множества стран, в том числе абсолютно не замешанных в торговле с фашистской Германией, тем более в ее поддержке.

В любом случае, от Лондонской конференции не стоит ждать серьезных результатов, так как она не обладает полномочиями для принятия обязательных к выполнению решений. Они же будут зависеть от позиции тех 15 стран, которые сотрудничают с Трехсторонней комиссией.