Есть несколько вещей, в которых специалисты - все. Все знают, как надо играть в футбол, например, и делать телепередачи. Все также прекрасно знают, как писать статьи в газете. Или проще говоря - все специалисты в области информации, во всяком случае - массовой.
Автор, как и все читатели, крупный специалист в этой сфере. Впрочем, как и все участники недавнего Совета национальной безопасности и обороны, посвященного именно этому вопросу.
Заседание, повторившее во многом судьбу аналогичного мероприятия по нефти и газу в том смысле, что и того, и другого ждали долго, к нему долго готовились, а провели неожиданно. Первый, нефтегазовый СНБО после себя не оставил практически ничего кроме чувства глубокой и всеобъемлющей озабоченности. Похоже, второй не оставит даже этого.
О говоримся сразу -
речь пойдет о мас-
совой информации, а не о других аспектах, как, например, защита информации или ее теоретические основы. К защите есть только одно пожелание - защищать только то, что нужно защищать, а не то, что хочется. А то у нас совсем не останется массовой информации.
Все технические вопросы типа прокладки экранированных кабелей или противопрослушки мало интересуют неспециалистов, а специалисты все равно не имеют права говорить о них вне служебных помещений. Будем свято чтить государственную тайну.
Мимо внимания масс, правда, проходит деятельность отдельных господразделений, относительно которых возникают подозрения. Вот, например, Агентство по информатизации. Если за этой вывеской скрыто что-то глубоко таинственное и секретное - ладно. Вот только вывеска слишком бросается в глаза. Информатизация, собственно чего? Если нашей с вами жизни, то этим, видимо, занимаются многочисленные фирмы по поставке, установке и наладке компьютерной техники последнего поколения. Если информатизируется связь - то это к коммерческим же провайдерам Интернета.
Возможно, агентство это со своим штатом и бюджетом призвано руководить этим процессом? Но это сегодня затруднительно, поскольку на совещания директоров фирм не затащишь. А если информатизируются государственные органы - так с этим просто беда и это очень нужное кому-то агентство надо гнать. Непонятно. Поясните.
Поскольку решения Совета до сих пор дорабатываются, автору приходится ориентироваться на информацию, выданную после него его участниками.
О пространстве. Выс-
казывалась глубо-
кая озабоченность тем, что никто не знает, что такое национальное информационное пространство и как его защищать от покушений на него. Украина, знаете, страна молодая и пространство у нее молодое и беззащитное.
Все давно известно. Просто надо было кому-то около года назад внимательно изучить все, что делается в этом смысле в мире - и в космополитичных США, и в гордой непокоренной Франции, и в сбросивших ярмо странах Восточной Европы, и в странах СНГ.
Весь мир давно знает, как и что делать с пространством. Вам нужен опыт борьбы с засилием американской культуры - обратитесь к Франции, с советской - к Восточной Европе. Вам нужно его сформировать заново - в странах Балтии его сформировали. Там люди не злые, спросите - расскажут.
Ссылки на мировой опыт еще будут повторяться, потому что стремление изобрести велосипед, неоднократно наблюдаемое в нашей стране, наводит на одну крамольную мысль - может быть, изобретение велосипедов оплачивается из госбюджета? И деньги честных налогоплательщиков уходят на разработку того, что давно разработано? И это вопрос риторический; поверьте - так оно и есть.
В то время, как весь мир объединяется в единое мировое информационое пространство, когда спутники транслируют что угодно и куда угодно, по Интернету не гуляет только ленивый, а антенны реквизируют только в Иране - одна часть нашего истеблишмента озабочена борьбой с российской информацией, а вторая - с западными фильмами и телекомпаниями.
Самое интересное, что занимались все они этим давно и профессионально - все или почти все прошли идеологические отделы обкомов или ЦК и знают, что «в борьбе обретаешь ты право свое» (эсеровский, правда, лозунг).
Коммунистическую ненависть к врагам и те, и другие сочетают с советским принципом: проще не дать работать другим, чем сделать что-то самому.
Борьба с ненавистным ОРТ, которое, конечно, ягненком не назовешь, заканчивается его отключением от сети. Конечно, просто. Труднее сделать конкурентное телевидение. Те же, кто его пытается делать, тоже во многом враги, поскольку делают это на иностранные деньги.
И не надо подбрасывать нам идейки типа того, что иностранный инвестор заинтересован прежде всего в прибыли и ведет так, как ему позволяют. Не надо. Вы пытаетесь переносить логику промышленности в тонкую сферу идеологии.
Вы же имеете дело с профессионалами. Когда министр информации говорит, что свобода слова (безусловно, это наше достижение, конечно) показала и свои негативные стороны... Когда звучат слова о том, что государство потеряло рычаги и не может справиться с аморальной продукцией...
Так и встает рядом во весь рост третий секретарь обкома партии провинциальной области времен начала перестройки. «Многие воспринимают свободу прежде всего как вседозволенность. Так вот, товарищи, мы этого не допустим. Свобода - это прежде всего ответственность. Потому что все должны понимать значение слова, брошенного в массы...»
И тогда они делали все это по-советски и проиграли. И позднее, в первые годы независимости они делали это так же и снова проиграли. Они снова руководят и снова проиграют, на этот раз с треском, потому что времена все же другие, из партии оппонента не выгонишь, а реакция народа на идеологические эксперименты с ним ожидается аналогичная - народ плевал на дубовую пропаганду и будет смотреть, что ему хочется независимо от национальной или партийной принадлежности телевидения.
И когда они втолковывают президенту, премьеру и еще кому-нибудь относительно рычагов и великой роли государства, забывают сказать, что роль государства только тогда становится значительной, когда на него (или с ним) работают таланты, а не бездарности. Бездарность же рычагом, данным ей в руки, лупит по голове прежде всего своего руководителя.
Приготовились. В период выборов отчитываться они будут за погонные километры видеопленки, спущенной на паркетные съемки руководителей, сутки, отведенные говорящим головам - и в студии, и на трибуне. Поражение спишут на не оценивший это все народ, с которым им не повезло.
Есть конструктивный выход? Есть. Взять самые популярные телекомпании, газеты, радиостанции. Холить их и лелеять, вступив в тесный взаимовыгодный контакт с их иностранными учредителями, если это, конечно, не ФСБ и не ЦРУ.
Поскольку там работа самая высокооплачиваемая и почти все профессиональные кадры уже ушли туда, предложить им конкретную задачу и заплатить большие деньги за ее выполнение. Эти люди способны придумать гораздо более полезное и яркое, чем грандиозная и бессмысленная афера «Голосуй, а то я проиграю».
А профессиональных пропагандистов отправить читать лекции в ЖЭКах пенсионерам. Для такой аудитории их лексика близка и понятна - глядишь, кого и сагитируют.
Ссылки на то, что это дорого и бюджет не потянет, несерьезны. Во-первых, скупой платит дважды и остается в итоге нищим, во-вторых, и источники финансирования на это можно найти, предоставив инвесторам положенные законами льготы.
И еще у нас есть пло-
хие газеты. Они пи-
шут черт знает что, потому что 80% из них - частные. Вот раньше, когда 100% были государственными, а партийный выговор действовал на психику редактора, было хорошо. Раньше, как известно, лучше было все. Даже «Правда Украины».
Газеты покупали и будут покупать, и вывести их на самоокупаемость на современном этапе вряд ли возможно.
Мало кто знает, что в маленькой Литве только где-то на четвертом году рынка газета «Республика» стала окупаемой, купила типографию и плевала на всех. Ответ простой - газета печатает много полос рекламы, но не только продавцов итальянской мебели, которых мало, а мелких производителей и торговцев всякой всячины, которых много. Что стало естественным следствием победившего в стране рынка.
Следовательно, и у нас, отличающихся от Литвы в этом смысле только отставанием на пути рыночных реформ, наиболее популярные газеты начнут окупать себя только после этого - после размножения частных ремонтных мастерских, столярных, кафе, химчисток - то есть когда весь рынок, а не только «Чупа-Чупс», доберется до массового гражданина.
Пока что с хозяевами газет придется мириться, и управа на них одна - суд. Только суд справедливый и не сдирающий за невинную в общем-то шутку полмиллиона долларов, чтобы другим неповадно было.
Полезно было бы, кроме того, застраховаться от наступления времен, когда все издания в стране скупит одно физическое или юридическое лицо. В принципе, у нас в стране есть лица, которые на это способны, а кое-какие, ныне, к сожалению, приболевшие, уже начали это делать.
А вот тут не грех было бы применить антимонопольное законодательство, причем во всей его строгости и при самом внимательном разбирательстве, кто за кем и за чем стоит.
Впереди, правда, времена, способные вывести часть газет из транса, - предвыборные кампании. В том только случае, если рекламодатели начнут покупать именно площади, а не издания, которые, впрочем, читать будут только они и их однопартийцы. С итогом, аналогичным приведенному выше в части материала об идеологических солдатах партии.
Мировое пространство и Украина, которую там не знают, не ценят, не поддерживают ее инвестиционный имидж, а перед визитом куда-то руководителя норовят отпечатать очередную клевету.
По мировым агентствам Украину знают как страну, где буйствует холера, сальмонеллез, туберкулез, дифтерия, сибирская язва, взрываются шахты и ЧАЭС, а один из крупнейших городов затоплен фекалиями.
Тут давайте различать две стороны одной медали. То, что есть, от мира не скроешь. Если «Моторола» уходит из страны, об этом узнает весь мир и сделает выводы. Если Лисичанский НПЗ сидит в безвозвратных долгах по кредитам, то бедная страховая компания от злости выльет желчь на весь мир.
Другое дело, что даже этот объективный негатив можно самортизировать. Можно вдогонку объяснить всему миру о том, что «Моторола» уходит только из сотовой связи, а остается как поставщик оборудования. Что НПЗ и вся Украина непрерывно решают задачу возврата кредита. Что, напротив, «Кока-Кола» очень довольна и все зависит от честности и порядочности инвестора.
Многие в это поверят и попытаются внести в страну пару-тройку долларов. Только объяснять надо убедительно.
Кроме того. Страну надо подавать, ее надо рекламировать, ролики о ней показывать по CNN, днепровские пляжи выдавать за пляжи Копакабаны, Крым - за Пиренеи и Лазурный Берег, АвтоЗАЗ - за Форд. Все знают, что реклама - двигатель торговли, но никто не знает, что она также двигатель международных экономических отношений.
Немногочисленной украинской делегации на двух последних Давосских форумах должно было быть стыдно, когда об Украине как таковой никто практически не вспоминал, исключая российских журналистов с их Черноморским флотом.
А, в то же время, президент Узбекистана в 1996 году удостоился высшего внимания - только потому, что подписание контракта с какой-то фирмой произошло не в тени ташкентской резиденции, а в Давосе, при свете юпитеров. Маленький, казалось бы, восточный фокус, а обеспечил всемирное внимание и статьи о великой привлекательности страны.
Для того чтобы это все было, это должен кто-то делать. Страной должна заниматься рublic relations comрany наподобие USIA, которая озабочена исключительно рекламой всего американского за границей.
На это дело можно было бы пустить могучий интеллектуальный потенциал Укринформа, который бросил бы тогда безнадежно проигранную гонку за коммерческими агентствами новостей за государственный счет.
Сам Укринформ никогда бы с этим не справился и завалил бы все дело, но нанял бы на субподряд пару компаний за границей, специализирующихся на PR. И они бы тогда отслеживали публикации, рекомендовали, что где разместить, куда кинуть материал о каком заводе.
Снова надо платить деньги, которых нет в бюджете. У газового трейдера на это деньги есть, а у страны нет. Тогда договаривайтесь с газовым трейдером, раз такое дело.