UA / RU
Поддержать ZN.ua

НАДУЕТ ЛИ ВЕТЕР ПАРУСА «АТЛАНТИКА»

Третье место украинских яхтсменов на последней Олимпиаде напомнило миру, что Украина не только страна лучших черноземов, но и совсем неплохих моряков...

Автор: Наталия Георгиева

Третье место украинских яхтсменов на последней Олимпиаде напомнило миру, что Украина не только страна лучших черноземов, но и совсем неплохих моряков. И самое поразительное, что яхтсмены - чемпионы мира вырастают на берегу Днепра. Конечно, мы помним, что «редкая птица долетит до середины Днепра», но в реальной жизни есть места для строительства кораблей и гонок яхт получше, чем река, воспетая великим писателем. но сердцу не прикажешь - прикипело сердце киевлян к парусному спорту. Именно здесь, когда запретили строить корабли из стали, научились создавать яхты из… бетона. И добились в этом деле выдающихся успехов. Именно из Киева в морскую державу Италию выписали тренером Манкина - учить местных яхтсменов этому тонкому искусству. Именно в Киеве работает Клуб крейсерского яхтостроения, который может предложить яхты именитым мировым морским державам. И самое удивительное - заказы из-за кордона поступают! На этом фоне совсем уж естественной выглядит такая «точка» в этой истории о морском городе Киеве - здесь создана компания «Атлантик», которая готова переоборудовать моторные суда в парусно-моторные. За такими судами будущее - считает ее президент Валерий Тарасов.

биография кораблестроителя Валерия Тарасова началась еще в конце 60-х, когда в Киеве при Академии наук Украины образовалась «Океания» - одна из первых организаций, в которой можно было проявить свой предпринимательский талант и заняться тем, чем хочешь. Здесь, в «Океании», Валерий Витальевич занялся проектированием и строительством подводных лодок. Первая была «мокрой», то есть в ней исследователи перемещались под водой, сидя в легких скафандрах. Вторая претендовала на большее - она должна была погружаться до 500 метров с двумя членами команды. В ней были применены остроумные новинки - «подводка» была планерного типа, т. е., в отличие от традиционных лодок, она не была чем-то вроде подводного дирижабля, а скорее напоминала самолет. У подводной лодки были крылья, позволявшие ей даже с выключенным мотором долго планировать в морской глубине. Включение мотора или сбрасывание балласта давало ей возможность подниматься, но не вертикально вверх, а перемещаться под поверхностью, используя подъемную силу…

У членов «Океании» было много других заманчивых идей. Буквально за несколько лет они ухитрились догнать далеко ушедших в подобных исследованиях французов и американцев. Уже планировалось создание подводных исследовательских городов. Но увы! Кому-то очень не понравились успехи на этом направлении. Зачем развивать строительство крохотных подводных лодок, когда у нас есть атомные подводные крейсеры? - решили где-то наверху - и так лихо развернувшиеся исследования в «Океании» «прихлопнули».

Тарасов чудом отбился от смехотворных обвинений. Долго не мог найти себя в душных условиях «брежневской ночи», и когда началось послабление, учредил украинскую компанию «Атлантик». Цели у новой организации - добыча и переработка морепродуктов, подводно-технические работы. Энергетический кризис в Украине направил поиски в новом направлении - использовать силу ветра для передвижения морских судов.

В том, что это перспективное направление, убеждало многое. Ну, прежде всего то, что скорость современных судов, как правило, не превышает достигнутые когда-то чайными клипперами. Да, у парусников были серьезные недостатки - ненадежное парусное вооружение, огромная команда, неудобства при механизации погрузки. Но, как считает Валерий Тарасов, эти недостатки вполне преодолимы на нынешнем этапе развития техники. просто необходимо пересмотреть технические решения.

Собственно, здесь киевлянин шел уже по проторенному пути. К примеру, японцы построили огромный танкер под парусами. Он оказался весьма хорош в море. Японские судостроители не учли одного - неснимаемые металлические паруса танкера доставят немало хлопот в ветреную погоду при волнении в порту.

Тарасову пришлось сделать более 20 изобретений, прежде чем корабль стал удовлетворять все требования, которые разработчик ставил перед парусником. Прежде всего, радикальное изменение было внесено в конструкцию мачты. В крупных парусниках, построенных ранее, она достигала 150 метров! Остается только удивляться ловкости и героизму матросов, которые вынуждены были в бурю кувыркаться на такой высоте. Немудрено, что для обслуживания парусов на такой мачте требовалось… 150 км веревок. Конечно, ставить подобное оборудование на современный парусник просто бессмысленно.

И Тарасов изобрел специальную мачту-раму, которая решала сразу несколько задач. Во-первых, ее можно было прикрепить к бортам, а не занимать важного места в центре корабля. Это сразу же позволило избавиться от недостатка прежних парусников - такая мачта не мешала механизированной погрузке. Во-вторых, мачта-рама позволяла навесить на нее гораздо больше парусов. Ко всему, и в конструкцию парусов Тарасов внес важные изменения - они сами «ловили ветер».

Немало новинок пришлось внести и в конструкцию корпуса, где были установлены специальные «элероны», которые убирали крен парусника. Вообще, если проанализировать, сконструировать свой парусник Тарасову помогли достижения самолетостроителей. Именно используя их опыт, киевлянину удалось пересмотреть принципы строительства парусников и создать свой парусный корабль, который очень мало похож как на современные яхты, так и на высшее достижение больших кораблей - чайные клипперы. Это совершенно новая современная конструкция, где максимально использованы достижения гидро- и аэродинамики.

Чтобы оценить уровень достижений, достаточно привести данные корабля, который сейчас находится в работе у Тарасова. Его длина - 38 метров, площадь парусов - 1800 кв. метров, расчетная скорость под парусами - 16 - 20 узлов. Это судно за 250 дней эксплуатации способно сэкономить топлива на сумму 60 тысяч долларов США. Компания «Атлантик» готова взяться за переоборудование судов подобного класса. Те 55 тысяч долларов, которые потребуются на переоборудование, компания берется вернуть за год эксплуатации.

Судном уже заинтересовались на многих предприятиях. Украинские сейнеры стоят в портах. Рыбакам нет смысла выходить в море, так как выловленная раба не оправдает затраченное на переезд к месту лова горючее. Парусники способны внести в рыбный промысел Украины серьезные коррективы.

Не менее интересны такие суда и в качестве береговой охраны. Они могут под парусами нести вахту, а в случае обнаружения браконьеров включить двигатель и на полном ходу догнать нарушителя. Таким образом удалось бы предотвратить проникновение браконьеров в украинские воды Черного моря.

Прекрасные перспективы открываются при переоборудовании моторных судов в парусники при перевозке грузов. Бизнес-планы, рассчитанные на все эти случаи, красноречиво показывают выгоды. Остановка за малым - нужны средства, чтобы построить первый, экспериментальный парусник и воочию убедить скептиков в его преимуществах. Корпус уже есть. Он оборудуется для новых целей. Но нужен металл для дальнейших работ, нужны средства для парусов. Команда из четырех человек под руководством Тарасова буквально днюет и ночует на корабле. Работы ведутся каждый день. Пока что вложенные средства - это деньги, вырученные Тарасовым за продажу гаража, половины квартиры, садового участка. он убежден, что все это он вернет, лишь бы достроить парусник. А ведь для полного счастья нужно совсем немного - столько, сколько стоит один самый дешевенький «мерседесик».