Однажды, лет тридцать назад, в одну из знойных индийских ночей на корифея теории перенаселенности нашей планеты Поля Эрлиха снизошло прозрение. Позднее в своем бестселлере «Бомба перенаселенности» он это описывал так: «Мы оказались в районе перенаселенных трущоб. Была сорокаградусная жара, в воздухе висела дымка из пыли и копоти. Улицы были полны народу. Люди ели, люди мылись, люди спали. Люди ходили в гости, спорили, кричали. Люди отправляли свои естественные нужды. Люди висели на дверях переполненных автобусов. Люди гнали стада животных. Люди, люди, люди, люди. ... По правде говоря, мы тогда ощутили настоящий страх».
В середине 60-х годов нашего века, когда Эрлих писал свою книгу, на планете проживало 3,5 млрд. человек, но уже тогда прогнозы известного биолога казались ужасными. «Поиск возможностей прокормить все человечество бесперспективен. В 1970-х и 1980-х годах сотни миллионов человек будут умирать от голода, несмотря ни на какие принимаемые сейчас чрезвычайные программы», - писал он.
Хотя его предсказания и не сбылись, подобное апокалипсическое видение будущего перенаселенной планеты оказало серьезное влияние на некоторых высокопоставленных лиц и даже сегодня оно воспринимается ими как неопровержимая истина, несмотря на множество фактов, свидетельствующих об обратном.
Суть проблемы
Мысль о том, что, с одной стороны, на Земле живет слишком много людей, а с другой - на планете имеется ограниченное количество воды, пищи, крова и земли, укоренилась в умах многих людей, ответственных за проведение политики ограничения рождаемости. Свидетельством этого стала их недавняя встреча в Гааге, которая проходила в преддверии специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН, посвященной вопросам перенаселения, запланированной на лето этого года. Это мероприятие призвано оценить демографическую ситуацию в мире за период с 1994 года, когда 180 стран мира приняли решение бороться с неконтролируемым приростом населения.
Даже беглого обзора подготовленной к сессии литературы достаточно для того, чтобы понять ее цель - произвести своего рода шок у потенциальных читателей. Чего стоят такие пассажи - «Население увеличивается угрожающими темпами! Природные ресурсы на исходе! Состояние окружающей среды все время ухудшается! Уже сейчас может быть слишком поздно!»
Вместе с тем, за отчетный период ООН уже дважды (в 1996-м и в конце 1998 года) вносила изменения в свои прогнозы относительно роста населения Земли, уменьшив предполагаемый показатель на 1 млрд. человек. Развитыми странами мира не достигнут уровень рождаемости, достаточный для восстановления естественной убыли населения (двое детей на каждую пару родителей). Однако в африканских и азиатских странах уровень рождаемости, несмотря на отмеченный за последние годы резкий спад, в целом в 2-3 раза превышает значение, достаточное для восстановления населения. В то время как количество населения западных стран и Японии сохраняется на постоянном уровне или же уменьшается, в наиболее бедных государствах планеты оно постоянно растет.
Шесть миллиардов землян, и это
не предел
Если бы в странах Запада уровень рождаемости резко повысился и совпал с демографическим взрывом в Африке и Азии, такой процесс несомненно имел бы отрицательные социальные последствия в мировом масштабе. Перенаселенность Афро-Азиатского региона Земли привела к миграции их жителей в развитые страны, что породило там столкновения на этнической почве, социальную напряженность и протесты коренных жителей против расового «разбавления» западного общества. Однако эти процессы не всеми демографами и экономистами воспринимаются однозначно негативно. Некоторые из них рассматривают иммигрантов из развивающихся стран как восполнение недостаточного уровня рождаемости у жителей развитых государств.
На Земле вскоре будут жить 6 млрд. человек. И по прогнозам ООН этот стремительный рост будет продолжаться и дальше, и в ближайшем будущем при темпе прироста 80 млн. человек ежегодно достигнет к 2050 году цифры 9,4 млрд., а к 2100 году перевалит за 11 млрд.
Эти цифры вызывают ужас у многих организаций, выступающих против роста населения, таких, как «Нулевой прирост населения» Поля Эрлиха, «Уорлдвотч инститьют», а также «Институт населения». Все они едины в предсказаниях картины будущего, похожей на антураж знаменитого боевика «Безумный Макс». Многие из них являются сторонниками небезызвестной теории священника Томаса Мальтуса, который еще в XVIII веке впервые высказал точку зрения об опережающих темпах истощения природных ресурсов планеты в результате неконтролируемого роста ее населения.
Мир этим пугали не раз. В 1968 году тот же Эрлих обратился к Соединенным Штатам с призывом прекратить оказание помощи Индии и некоторым другим странам по причине их «безнадежности». Этот призыв мотивировался теорией «сортировки», то есть установления очередности оказания помощи развивающимся странам, и был обоснован в книге «Голод-1975».
Тем временем, население Индии с 1970 года почти что удвоилось, с 548 млн. до приблизительно 1 млрд. Однако несмотря на чрезмерную эксплуатацию природных ресурсов и вопреки ожиданиям, Индия сумела достичь значительного прогресса практически во всех аспектах жизни своего народа.
Детская смертность снизилась с 22 до 9 детей на каждую 1000, средняя продолжительность жизни повысилась с 46 до 63 лет, а ежегодный доход на душу населения за последние 30 лет удвоился. И несмотря на то, что население этой огромной страны также значительно увеличилось, в результате «зеленой революции» производство зерновых в стране удвоилось (с 108 млн. до почти 200 млн. тонн). И сегодня Индия в состоянии не только прокормить себя, но и экспортировать зерно.
Подобные обнадеживающие данные получены и из других уголков планеты. В целом такие показатели, как продолжительность жизни, детская смертность, грамотность населения, доход на душу населения, улучшились во всем мире, даже в традиционно бедных африканских государствах. Об этом свидетельствуют материалы, опубликованные историком Энгусом Мэддисоном в его обзоре мировых экономических показателей за 1995 год.
С начала нынешнего века население Земли увеличилось в три раза, но этот процесс сопровождался и поразительными достижениями в области науки, медицины и сельскохозяйственного производства. Люди стали жить дольше, дети стали умирать реже, а продукты питания имеют сейчас самую низкую цену за всю историю нашей планеты.
За и против
В 1984 году экономист Томас Сауэлл пошатнул позиции противников демографического взрыва своими выкладками о том, что все мировое население в количестве 4,4 млрд. человек может с удобством разместиться на территории, по площади равной американскому штату Техас. Он доказал, что при этом семья из четырех человек смогла бы иметь типичный для среднего класса дом с участком земли общей площадью 6,8 кв. футов. При населении Земли в 6 млрд. человек соотношение между количеством земли и количеством людей в среднем будет таким же, как в английском графстве Нью-Гемпшир.
Таким образом, главными проблемами человечества сегодня являются не отсутствие свободного пространства, а нищета, голод и отсутствие должного уровня здравоохранения, которые ведут в дальнейшем к социальным потрясениям и гуманитарным катастрофам.
В истории есть немало примеров, когда причиной голода во многих странах была политика их лидеров, а не отсутствие съестных припасов. Возьмите голод в Сомали, Судане, Эфиопии, Ирландии в период неурожая картофеля и ранее страшный голодомор в Украине и Китае. Среди этих стран нет ни одной, где лишь дефицит продуктов питания привел миллионы людей к голодной смерти. Голод, в основном, спровоцировали решения политического руководства об избирательном доступе к имеющимся продовольственным ресурсам.
Такие природные явления, как засуха или неурожай, несомненно, играют свою роль. Но люди, умирающие от голода, обычно являются заложниками либо ведущихся войн, либо политики враждебного по отношению к своему народу правительства.
Ученый-экономист из Гарвардского университета Амартиа Сен, автор основополагающей книги «Нищета и голод», увидевшей свет в 1981 году, считает, что голода никогда не было ни в одной демократической стране с относительно свободной прессой. В 1993 году в своем интервью журналу «Таймс» он продолжил эту мысль: «Мне неизвестны исключения (из этого правила). Оно применимо как к богатым, так и к бедным странам с демократической системой правления».
Да, существуют районы трущоб в городах Латинской Америки, унизительная нищета в некоторых регионах Африки и Азии, стремительно растущий процент смертности в России и убывающая из-за СПИДа продолжительность и снижающееся качество жизни в районе африканской Сахары. Однако оптимисты от демографии, в большинстве своем представители экономической науки, обосновывают свою веру в то, что достижения прогресса будут идти в ногу с ростом населения.
Примеров, подтверждающих такую точку зрения, предостаточно. Так, в начале нынешнего века потребность в древесном угле привела к вырубке леса во многих районах вдоль восточного побережья США. Это произошло до того, как было обнаружено, что нефть, ранее считавшаяся бесполезным веществом, с успехом может заменить уголь. И на сегодняшний день, даже при выпадающих кислотных дождях, состояние американских лесов улучшилось по сравнению с тем, что было сто лет назад, когда население США составляло лишь 100 млн. человек.
Еще один ранее невостребованный материал - песок сегодня превратился в сырье для кремниевых микросхем. А достижения сельскохозяйственной науки приводят к тому, что сегодня продукты питания стоят дешевле и имеются в большем изобилии, чем когда-либо ранее.
Однако подобные убеждения так и не смогли поколебать мнение сторонников теории Мальтуса из среды биологов и экологов.
Опасения по поводу слишком большого количества человеческих существ, жадно поглощающих малочисленные ресурсы, уходят своими корнями к Древней Элладе и Платону, который утверждал, что в идеале население города должно насчитывать около 5 тыс. жителей.
Один из последних трудов, разделяющих это мнение, под названием «Земля в равновесии» вышел в 1992 году из-под пера тогдашнего сенатора Альберта Гора. В нем будущий вице-президент США провозглашает правоту теории Мальтуса, а сам он становится ярым поборником развернувшейся по всему миру кампании регулирования рождаемости.
Теория Мальтуса получила развитие и в книге основателя «Уорлдвотч инститьют» Лестера Брауна, носящей название «Двадцать девятый день». Само заглавие было заимствовано из французской детской загадки о том, когда весь пруд будет покрыт листьями плавающих кувшинок, если один лист удваивается каждый день. Ответ: на тридцатый день.
Еще один излюбленный пример сторонников защиты окружающей среды - эксперимент с плодовыми мушками в бутылке. Две дрозофилы порождают множество себе подобных, те в свою очередь производят на свет еще более многочисленное потомство, и так они размножаются до 29 дня, когда происходит удвоение их числа, и цивилизация дрозофил, хотя еще вполне жизнеспособная, обречена на вымирание в течение 24 часов. Пример подобного перепроизводства и лежит в основе рассуждений о перенаселенности нашей планеты и о неясности ее дальнейшей участи.
Биологи против экономистов
По большому счету, спор ведется между пессимистически настроенными биологами и оптимистичными экономистами. Последние не согласны с тем, что биологи сравнивают людей с листьями кувшинок и плодовыми мушками. Ведь люди ведут себя совсем по-другому.
Их оппоненты обвиняют экономистов в непонимании сути дела, не веря в их аргументы по поводу того, что знания и опыт преодолеют любые проблемы, стоящие перед человечеством. По мнению биологов, сценарий конца света корректируется всего лишь раз.
В своей недавно вышедшей книге «После Мальтуса» Браун и его соавторы Хэлвил и Гарднер перечисляют 16 позиций - вода, продовольствие, рыболовство, климат, пахотные угодья, леса, энергетика и т.д., - подвергнутых так называемому «демографическому истощению». По их мнению, единственный выход из создавшегося положения - принятие международным сообществом конкретных мер в вопросах планирования семьи.
Авторы согласны с обнадеживающим фактом пересмотра ООН показателей прироста населения. Помнят они и то, что человечество всегда находило выход из противоречия «едоки против пищи». Но это, по их мнению, не относится к продолжающемуся истощению природных ресурсов. Возможно, благодаря «зеленой революции» Индия в настоящее время может прокормить себя. Однако они напоминают, что, согласно последним исследованиям, в индийской житнице Пенджаб водоносные пласты резко иссякают. Когда они достигнут предельно низкого уровня, то не смогут орошать поля, и «зеленая революция» может неожиданно завершиться. В Бангладеш в результате успехов в сельском хозяйстве уровень грунтовых вод уже достиг отметки, где в естественных условиях залегает мышьяк, который сейчас отравляет большую часть питьевой воды в стране.
В ответ на это экономисты напоминают, что в истории человечества всегда были проблемы, связанные с народонаселением, и оно их всегда решало. И в настоящее время для оптимизма есть много причин. Так что народам Земли остается только верить в этот оптимизм.
По материалам газеты
The Washington Times