UA / RU
Поддержать ZN.ua

НА ЗАПАДЕ ЗАКАТЫВАЕТСЯ НЕ ТОЛЬКО СОЛНЦЕ

побывав советником Президента, а после советником премьер-министра Евгения Марчука, сейчас перешел на вольные политические и экономические хлеба...

Автор: Дмитрий Выдрин

побывав советником Президента, а после советником премьер-министра Евгения Марчука, сейчас перешел на вольные политические и экономические хлеба. Его неординарное видение процессов, происходящих в Украине, излагалось в статьях, ставших украшением нескольких номеров «ЗН». В этот раз человек, свободно чувствующий себя как в Москве, так и в Вашингтоне, подводит итог пятилетки Украина-Запад

Дурная примета нашего места (в мире) и нашего времени - полное отсутствие самоидентификации. Все пытаются выдать себя за других, и все считают себя не собой, а другими. Мелкие лавочники считают себя бизнесменами. Бизнесмены считают себя государственными деятелями. А государственные деятели думают, что они бизнесмены.

Но в данном случае интересно то, что наша дипломатия считает себя политикой. Отсюда и все, так сказать, нюансы внешних отношений, особенно с Западом, последних пяти лет.

Если б наша дипломатия знала, что она дипломатия, то все обязательные ритуалы, присущие только этому профессиональному цеху, только этому жанру Большой мировой игры, никогда не выдавались бы за внешнеполитические достижения и заслуги.

Это ведь только в паркетно-приторной атмосфере дипприемов посол какой-нибудь Албазии имеет такой же ранг и статус, как посол Соединенных Штатов.

Это только в парадно-притворной атмосфере госвизитов министра иностранных дел какой-нибудь Окраины принимают с таким же почетом, как министра иностранных дел Германии.

Все в мире вроде бы уже давно понимают, что мерить политику критериями дипломатии так же смешно, как, скажем, восторгаться блеском бижутерии, делая вид, что это фамильные драгоценности. Все, но не мы.

Последние годы не только не утихает, но и все громче звучит трескотня о равноправном нашем вхождении в Европу, о всемирном признании и уважении, о геополитической значимости, об ошеломляющих успехах и прорывах во внешних отношениях.

Вот уж где хочется голосом Елены Соловей из фильма «Раба любви» воскликнуть: «Господи, вы - дипломаты, господа!»

Если же перейти на нелицеприятный язык политики, внешней политики, картинка мира и нашего в нем положения предстанет несколько иная.

Неравенство (экономическое, политическое, культурное и т.д.) в мировых отношениях - вещь такая же естественная, вечная и прискорбная, как и неравенство внутри любого общества.

Всегда были и в обозримом будущем будут страны бедные и богатые, слабые и сильные, сытые и голодные. Соответственно всегда были и будут разные типы отношений между этими странами.

Не сложно выделить по крайней мере три базовых этапа таких отношений:

1. Партнерские

2. Сателлитные

3. Колониальные

Партнерские отношения могут быть между странами со сравнимым экономическим, военным, финансовым, технологическим, гуманитарным потенциалом.

При этом экстенсивные факторы, например размер территории, количество населения, природные ресурсы и т.д., второстепенны по отношению к интенсивным факторам - динамике развития, восприимчивости к инновациям и пр. Соответственно маленький, высокотехнологический Израиль может быть равноправным партнером громадной ЮАР. Но громадная Нигерия не тянет на равноправного партнера маленькой Швейцарии.

Сателлитные отношения типичны между передовыми странами и их потенциальными «подмастерьями». Страна-сателлит отдает себе отчет, что, смиренно обслуживая чужую экономику, она приобретает опыт, навыки, ресурсы для скорейшего поднятия своей. По этому пути пошли в основном страны Центральной Европы.

Колониальные отношения складываются, как правило, между странами с принципиально несопоставимыми возможностями и потенциалами их развития.

Существуют страны, которые, как бы цинично это ни звучало, в обозримом будущем не имеют никаких шансов, так сказать, «выбиться в люди». Что поделаешь - видимо, не карма. Такие страны даже при самом демократичном мироустройстве обречены быть в основном поставщиками элементарных видов сырья, простейших видов продукции и сверхдешевой рабочей силы для более удачливых и благополучных соседей.

Украина с самого момента обретения своей независимости, взяв, в лице своего руководства, ориентацию на Запад, но спутав при этом дипломатию и политику, не смогла реалистично определить ни возможный тип отношений с ведущими западными странами, ни оптимальные приоритеты данных отношений.

Впав в эйфорию партнерства, наши высшие чиновники фактически оттолкнули, обескуражили, ошарашили своих возможных контрагентов своей абсурдной нереалистичностью.

Никто из нашего внешнеполитического и внешнеэкономического истеблишмента даже не задумался, какие реальные равноправные партнерские экономические отношения могут быть, например, между нашей страной и Соединенными Штатами, у которых любой средний город имеет бюджет больше, чем у всей нашей страны. (Да что там город, любой из первой десятки богатых людей Америки имеет личный доход опять-таки больше нашего национального бюджета.)

Какое реальное военное партнерство может быть, скажем, с бундесвером, если финансово-техническое снабжение одной немецкой дивизии превосходит снабжение всей нашей армии? Завышенные амбиции могут привести к тому, что вместо партнерских отношений мы будет опущены до самых колониальных.

Как ни обидно констатировать, более оптимально было бы, на наш взгляд, сразу строить отношения сателлитного типа. То, что малые по своей массе экономики, как правило, вращаются вокруг экономик значительно более массивных, нисколько не унижает первых, как Землю не унижает то, что она сателлитно вращается вокруг Солнца.

В частности, у Украины был шанс построить не унизительные, но рационально-почтительные отношения с Соединенными Штатами. При которых вместо демагогических деклараций о неком стратегическом партнерстве были бы реально закреплены отношения, как бы помягче сказать, чтобы не обидеть ультрапатриотов, скажем, сервисного типа. Эти отношения предусматривали бы оптимально полную открытость для американского капитала, предоставления ему всех льгот, которые возможны по нашему законодательству, а при необходимости коррекции самого законодательства, интеграцию на уровне политических и экономических элит, не говоря уже о снятии любых затруднений для посещения и работы американских бизнесменов в Украине.

Да, возможно, что при таких отношениях наш МИД не испытывал бы «кайф», оттягиваясь на американских бизнесменах при получении ими украинских виз. Зато мы бы имели менеджерами для нашего автомобилестроения не мировых аутсайдеров, а мировых лидеров. Зато наш металл не прессовали бы на Американском континенте антидемпинговыми процессами. Зато бы дети не только российского «хай класса», но и украинского заполняли бы колледжи и университеты США. Конечно, обидно идти в подмастерья к дядюшке Форду или к дядюшке Гейтсу, но только из подмастерьев можно вырасти в мастера. А тот, кто пытается сразу запанибрата пить с мастером на брудершафт, как правило, заканчивает карьеру чернорабочим.

Боюсь, что благодаря снобизму и неадекватности, нереалистичности наших ведомств мы упустили возможность быть интересными для США не только в качестве виртуального субъекта неких будущих мировых раскладов, но и в качестве реального, скромного, трудолюбивого, знающего свое реальное место надежного помощника.

Скорее всего, это место после предстоящих парламентских и президентских выборов займет Россия. При всем ее внешнем эпатаже по отношению к американскому колоссу, на самом деле приходящая сейчас к власти элита фактически уже сделала ставку на сателлитные отношения с США. Для этого достаточно хотя бы посмотреть, в какой стране учатся дети и внуки практически всех высших российских чиновников и бизнесменов. Правда, остается еще шанс пойти в подмастерья к какому-нибудь геру Круппу или геру Шпрингеру. Соединенные Штаты сейчас изнывают от собственной силы и могущества, интуитивно чувствуют, что им нужны хоть какие-нибудь экономические конкуренты, чтобы их просто не разорвало изнутри от собственной значимости, могущества и безнаказанности. Поэтому они, скорее всего, благожелательно бы отнеслись к выходу Украины на орбиту великой Германии.

Но для этого опять-таки надо хотя бы на время забыть все свои необоснованные амбиции «о равноправии». При необходимости стиснуть зубы, наступить на горло гордости, тем более ложной, и создать для германского бизнеса поистине сервисный и бытовой рай на нашей территории. Повторяю, стиснуть зубы и учиться у немецкого гроссмастера работать, беречь каждую копейку, чтоб было потом с помощью чего и за счет чего подниматься с колен. Правильно сказал один из наших политиков: нельзя ползать с высоко поднятой головой.

Это последний шанс не оказаться в «теплой» колониальной компании, и чтобы через десять лет наши люди не говорили: да, не с нашим счастьем, а точнее - не с нашим МИДом было попасть в «золотой миллиард».