UA / RU
Поддержать ZN.ua

НА ЛУГУ ПАСУТСЯ КО… ПРАВИЛЬНО, ДВЕ «КОЛЫ»

Если хочешь сил моральных И физических сберечь, Пейте соков натуральных - Укрепляют грудь и плеч. Торгово-рекламный фольклор прошлых десятилетий Десять лет, в сущности, пустяковый срок...

Автор: Владимир Писковый

Если хочешь сил моральных

И физических сберечь,

Пейте соков натуральных -

Укрепляют грудь и плеч.

Торгово-рекламный фольклор прошлых десятилетий

Десять лет, в сущности, пустяковый срок. И нет особой надобности напрягать память для того, чтобы вспомнить о желтых бочках с квасом, маячивших чуть ли не у каждого перекрестка, и железных ящиках, которые в обмен на три копейки с ворчливым шипением «выдавали» стаканчик сладкой газировки. О кафе, летних площадках и прочих местах так называемого культурного досуга говорить не стану, поскольку визит туда требовал определенного количества праздного времени. А для утоления жажды на ходу достаточно было заглянуть в любой гастроном: отдел «Соки-воды» был там всенепременно, а в ассортименте - от простой минералки до нескольких сортов натуральных соков.

Томатный, яблочный, березовый, вишневый, клюквенный, сливовый, черничный, грушевый, абрикосовый, клубничный… Эти и многие другие напитки исчезают с прилавков намного быстрее, чем динозавры с наступлением ледникового периода. Компетентные лица пытаются объяснить это резким падением спроса на данный вид продукции. Дескать, людям попросту не до десертов. Можно было бы согласиться с этим аргументом, но как быть с другим, не менее очевидным фактом: вопреки снижению покупательной способности населения, ассортимент напитков в нашей торговле нисколько не оскудел? Взамен привычных наименований появляются новые, спрос на которые неуклонно растет. К примеру, в течение предыдущего года объемы продаж напитков компании «Coca-Cola» увеличились в Украине в шесть раз. Выходит, права реклама, утверждая о том, что новое поколение склонно к иному выбору?

На вкус и цвет, как известно, товарищей нет. Кому-то больше нравится кола, другому - «сливовый с мякотью», а есть и такие, кто свежий, но охлажденный вишневый компот домашнего приготовления ни на какие бутылочные шипучки не променяет. Но все же любопытно: какими соображениями обуславливается предпочтение?

Тут, я чувствую, мой вопрос может показаться наивным до неприличия. Ведь любому ребенку известно, что баночка колы в руках выглядит намного престижнее, чем граненый стакан с березовым соком. К тому же приобретение очередной порции импортного напитка увеличивает количество шансов на ценный приз. Я вовсе не хочу подвергать сомнению этичность лотерейных методов стимулирования реализации. Конкурентная борьба за потребительское внимание - вещь совершенно нормальная. И нет ничего предосудительного в состязании с целью совершенства, от которого покупатель должен оказаться в выигрыше.

Потребитель всегда прав или это ему только так кажется?

Ничуть не умаляя значения рекламы, все же следует заметить, что изменить ассортимент безалкогольных напитков на отечественном рынке так быстро и кардинально лишь она одна вряд ли смогла бы. Настоящая причина происшедшего не столь привлекательно-показушная, она намного тривиальнее: тот же квас или традиционная фруктовая вода являются скоропортящимися продуктами, срок годности которых не превышает недели. Если для производителей это обстоятельство причиняет некоторые неудобства, то для торговли является настоящим бедствием. Ведь стоит только чуть замешкаться с реализацией, как убытки повалятся, будто снег на голову. О существовании технологий, позволяющих продлить срок хранения напитков до нескольких месяцев, наши пищевики, разумеется, имели представление и раньше, но об их внедрении многие могли разве что мечтать. Хотя существующие производственные мощности и удовлетворяли сполна потребительский спрос, их уровень в подавляющем большинстве был весьма примитивен и невосприимчив к модернизации. Это обстоятельство сыграло роковую роль - с внедрением рыночных отношений темпы производства безалкогольных напитков начали таять, словно мартовский снег. За пять предыдущих лет выработка в стране фруктовых вод сократилась в 2,3, кваса - в 7 раз.

В качестве примера можно взять хотя бы Запорожский завод безалкогольных напитков, являющийся ныне акционерным обществом закрытого типа. В былые времена предприятие специализировалось на изготовлении минеральных и фруктовых (до 30 наименований) вод, принося порядка 60 процентов прибыли производственному объединению, в состав которого входило. Сейчас завод имеет 300-тысячный долг и хронические проблемы со сбытом продукции, которую торговля берет с большой неохотой даже в разгар лета. Попытки самостоятельно выбраться из кризиса, к сожалению, оказались безрезультатными. Не дало желаемого результата открытие цеха по производству кваса, та же участь постигла и линию по выработке яблочного сока. Избежать окончательного краха предприятию удается лишь за счет изготовления заурядных плодово-ягодных вин.

По большому счету, рядового потребителя подобные проблемы должны мало волновать: какое ему дело до того, что отечественный пищепром не способен соответствовать требованиям, предъявляемым рынком! Выбор-то безалкогольных напитков не только не уменьшился, но стал богаче и намного привлекательнее. Однако, как ни странно, при всей кажущейся на первый взгляд роскоши «обилие» сводится всего лишь к потенциальной бесконечности, по сути, двух вариаций: пищевой концентрат плюс обычная вода (тогда получается так называемый фруктовый сок) или же упомянутые ингредиенты с добавлением углекислоты (в итоге имеем прохладительные напитки). Этим практически и ограничивается ассортимент безалкогольных напитков, изготовленных либо за рубежом, либо внутри страны (на основе импортного сырья), предлагаемых сегодня торговлей. Вместо «живых» продуктов, основу которых составляли натуральные компоненты, потребитель вынужден довольствоваться напитками, произведенными из концентратов.

Ностальгия по настоящему вкусу и аромату моментально улетучивается при одном лишь упоминании о том, что технологию изготовления напитков (как, впрочем, и других продовольственных товаров) на основе концентратов использует весь цивилизованный мир. И аргумент этот сродни приговору: дескать, незачем тратить время на пустые препирательства - надо внедрять опыт высокоразвитых стран. Правильно, конечно. Но при всей своей прогрессивности любая пищевая технология все же, думается, не должна диссонировать с особенностями национальной кухни, традиции которой нашли свое отражение на иммунном и генетическом уровнях.

А вот о том, во что выльется попытка резкого изменения пищевого рациона, у нас почему-то никто и не заикается. В отличие, кстати, от цивилизованного мира. Там есть примеры, когда стремление внедрить на рынок новые продукты встречало крайне негативную реакцию общественности, расценивавшей это как угрозы традиционному укладу питания. И что самое интересное - эти доводы были услышаны. Менталитет же нашего потребителя уникален - даже осознавая опасность, он, тем не менее, всегда готов сыграть в пищевую «рулетку». Достаточно вспомнить хотя бы разыгравшуюся в стране нынешней осенью грибную эпопею, жертвами которой стали сотни сограждан. И уж если смертельный риск не вразумляет, то слухи о возможных неблагоприятных последствиях увлечения напитками на основе концентратов - и подавно. Хотя, собственно, почему информированность отечественного потребителя должна базироваться на каких-то домыслах? Ведь есть у нас, в конце концов, наука, которая должна дать четкие и понятные для всех выводы.

Внести ясность по этому поводу я пытался у многих специалистов, чья деятельность в той или иной мере связана с пищевыми продуктами. Однако вразумительного ответа услышать так и не пришлось. Были рассуждения о том, что свежий плод полезнее, чем его консервированный аналог, ссылки на зарубежные исследования, но о выводах отечественных экспертов никто даже и не обмолвился. Да и о чем, собственно, говорить, если тесты на безопасность импортных напитков у нас проводятся только на мышах. Особой сложности эксперимент не представляет: выжили грызуны после определенной дозы - значит, все в порядке, напиток может идти в торговлю. Будь это пределом возможностей отечественной науки, разговор тотчас же перешел бы в разряд бесполезных. Но ведь для получения основательных выводов потенциал имеется, нет только денег для проведения исследований.

Признаться, более нелепой причины вряд ли можно придумать даже при очень большом желании. Уж если сотни зарубежных фирм заинтересованы в сбыте своей продукции на украинском рынке, то что, собственно, препятствует соответствующим государственным органам поставить в качестве предварительного условия их деятельности финансирование необходимого комплекса научных исследований?

Мы пойдем своим путем. Указанным другими

Исходя из нынешнего состояния украинской пищевой индустрии, есть три варианта перспективы для безалкогольных напитков. Первый - самый простой. Отказаться от их изготовления, как от непосильной обузы, которая ведет предприятие к полному банкротству. Ему отдают предпочтение многие мелкие и средние заводы, перепрофилируясь на выпуск макаронных изделий, подсолнечного масла, алкогольных напитков низкого качества - словом, любой продукции, дающей прибыль. Предприятия покрупнее безалкогольным ассортиментом не пренебрегают, производя напитки из закупаемых за рубежом концентратов. И, наконец, третий путь, получивший интенсивное развитие в течение последних лет, - открытие в Украине производств иностранных фирм. Компанией «Coca-Cola» введен в эксплуатацию завод во Львове, в следующем году войдет в строй предприятие под Киевом. Стараясь не отстать в конкурентной борьбе, о подобных намерениях объявила и вторая именитая фирма - «PepsiCo».

Последний вариант, судя по заверениям иностранных партнеров, сулит для нас несомненные выгоды. (Правда, было бы весьма странно, если бы их оценки имели прямо противоположный характер. Люди заняты бизнесом, и, надо отдать им должное, толк в своем деле они знают отменно.) Но совершенно невдомек, с чего это вдруг отечественная экономика настолько прониклась альтруизмом, что готова по первому зову предоставить иностранным производителям режим полного благоприятствования, совершенно не считаясь с собственными интересами?

Неизвестно, с чьей подачи пошла гулять молва о том, что с пуском завода безалкогольных напитков в Великой Дымерке под Киевом сумма инвестиций компании «Coca-Cola» в украинскую экономику достигнет то ли 170, то ли 200 миллионов долларов. И это говорят люди, называющие себя экономистами? Мягко говоря, странновато не видеть разницы между инвестициями в экономику и вложением капитала иностранной компании в развитие собственной производственной программы за рубежом. Акция компании «Coca-Cola», безусловно, позволит создать определенное количество новых рабочих мест. Но есть все основания полагать, что наряду с этим общая ситуация на украинском рынке труда неизбежно ухудшится. Введение в строй столь мощного производства приведет к разорению существующих в Украине заводов аналогичного профиля, и без того имеющих низкую конкурентоспособность на внутреннем рынке. Далеко не лучшие времена наступят и для предприятий, наладивших выпуск безалкогольных напитков на основе импортных концентратов…

Экспансия зарубежных напитков на нашем рынке является своего рода детонатором, действия которого влекут за собой цепную реакцию большой разрушительной силы. Вот ее признаки. Минувшим летом многие украинские консервные предприятия и заводы по производству безалкогольных напитков простаивали. Например, в июне Каменско-Днепровский консервный завод не переработал ни одного килограмма плодов и ягод. И это в самый разгар сбора урожая черешни, компот из которой фантастически вкусен. А ведь промышленные методы выращивания плодово-ягодных культур в качестве одного из непременных условий предполагают промышленные методы переработки большей части урожая. Без этого труд садоводов становится попросту бессмысленным, поскольку потребление фруктов в сыром виде лишь в незначительной доле влияет на баланс спроса и предложения. В итоге - производство плодов и ягод в стране неуклонно снижается. За истекшие пять лет этот спад ощутим более чем на треть. Неизбежной реакцией на него последует уничтожение садов и виноградников ввиду экономической нецелесообразности их эксплуатации. Так уже было - и во времена сталинских налогов на плодовые деревья, и в более близкий период лигачевской «борьбы с пьянством». Судя по всему, уроки прошлого не идут впрок и не пугают неотвратимостью последствий.

А чего, собственно, бояться, если, по данным Госкомтаможни, за девять месяцев с начала этого года импорт в Украину съедобных плодов, орехов и цитрусовых почти в 11 раз превысил экспорт?! Бананы, говорят, тоже способствуют сохранности сил - моральных и физических…