UA / RU
Поддержать ZN.ua

МЫ ВСЕ ДЕЛИЛИ ПОНЕМНОГУ — ЧЕГО-НИБУДЬ И С КЕМ-НИБУДЬ

«Портфелиада» в украинском парламенте, кажется, закончилась. Служебный роман «23 стула» стал откро...

Автор: Сергей Рахманин

«Портфелиада» в украинском парламенте, кажется, закончилась. Служебный роман «23 стула» стал откровенно занудным, переговаривающиеся стороны заметно устали друг от друга, но гораздо сильнее их утомила неопределенность. Никто не хотел проигрывать, но каждый в итоге продемонстрировал готовность уступать. Тем более что каждая уступка, кажется, будет оплачена. Благо, арсенал средств «политического платежа» все еще богат и разнообразен.

Попробуем сделать предварительные выводы. «Наша Украина» получила десять руководящих парламентских постов, как минимум, три из которых (курирующие вопросы бюджета, законодательного обеспечения правоохранительной деятельности, а также свободы слова и информации) можно считать ключевыми. Вокруг первого, напомним, было сломано больше всего копий. И не мудрено – напомним, что бюджет составляется правительством, но принимается Верховной Радой. Заметим также, что контроль за внесением изменений в главный финансовый документ государства осуществляет именно бюджетный комитет. Тех, кто не знает, проинформируем: как показывает практика, в 2/3 случаев зал голосует за редакцию документа, подготовленного профильным парламентским органом. При правильной организации труда бюджетный комитет может существенно повлиять на процесс распределения денежных потоков, на объемы финансирования тех или иных отраслей, предприятий и т.д и т.п. А глава комитета, умело использующий находящиеся в его руках полномочия, способен превратиться не только в стратегического важного лоббиста, но и в весьма влиятельного политика, в ключевую фигуру во взаимоотношениях между центральным исполнительным и высшим законодательным органами власти. По плечу ли окажется ноша безусловно амбициозному Петру Порошенко – вопрос. Кстати, информация о том, что на эту должность претендовал сам Ющенко, – не совсем корректна. Точнее будет выразиться так: Виктор Андреевич «бронировал» ее, предполагая затем уступить куму. Для чего требовалась подобная маскировка – неизвестно. Согласно одной из версий, лидер «НУ», зная о неоднозначном отношении к Петру Алексеевичу (в том числе и со стороны значительного числа «наших»), некоторое время камуфлировал свои истинные намерения. Тем более что на пост главного парламентского «бюджетоведа» небезосновательно претендовали более подготовленные для этой роли Виктор Пинзеник и Валерий Асадчев. Но лидер фракции, невзирая на ропот неодобрения, главного «солидариста» все-таки приветил. Именно позиция первого номера «НУ» повлияла на результаты рейтингового голосования, по итогам которого удачливее остальных оказался все-таки Порошенко. Выбор Виктора Андреевича свидетельствует либо о чрезмерном доверии г-на Ющенко к г-ну Порошенко. Либо об излишней доверчивости вождя. Какая из гипотез более соответствует действительности – покажет самое ближайшее время.

Еще две структуры, которым поручено «опекать» силовые структуры и средства массовой информации, – важны сами по себе (почему, надеемся, объяснять не надо), но вдвойне важны для оппозиционной силы. Масс-медиа и правоохранительные органы – структуры, едва ли не более других контролируемые властью. А потому оппозицию, по определению, недолюбливающие. Не зря ведь в проекте «Договора о совместных действиях в Верховной Раде четвертого созыва» именно эти два комитета предлагалось передать оппозиции. Как необходимую гарантию ее нормального существования. Выбор персон, которым фракция поручила руководить двумя указанными структурными подразделениями ВР, можно считать удачным. Близкий к руховским кругам ивано-франковский «мажоритарщик» Владимир Мойсик (которому через два месяца «стукнет» только 45) до недавнего времени был членом Верховного суда. Он неплохо осведомлен о предмете своей будущей деятельности и отлично знаком со всеми теми, с кем ему придется сталкиваться в новом качестве. К тому же, насколько известно, Владимир Романович не вызывает у милицейских, прокурорских, судебных и прочих специфических начальников моментальной реакции отторжения. В отличие от многих других, более одиозных, оппозиционных претендентов на пост главы «правоохранительного» комитета. Николай Томенко, знакомый с масс-медиа не понаслышке, пожалуй, излишне агрессивен для классического чиновника. Но, возможно, именно такой человек и нужен не избалованным чрезмерной любовью СМИ «нашим» на должности руководителя «прессового» комитета.

Успехом «наших украинцев» можно назвать предводительство еще в четырех постоянных парламентских структурах – по вопросам борьбы с организованной преступностью и коррупцией (как механизм доступа к информации, так и с точки зрения PR), аграрной политики и земельных отношений (как институт лоббирования на рынке купли-продажи земли), промышленной политики (как один из рычагов влияния на Кабмин), европейской интеграции (как еще один из источников постоянных контактов с Западом, что в свете провозглашенного «похода в Старый Свет» и в преддверии президентских выборов приобретает дополнительное значение). Кстати, то, что «НУ» добилась легализации этого, не предусмотренного ранее, комитета, тоже можно считать ее маленькой викторией.

Глава «аграрного» комитета Иван Томич – человек малоизвестный в широких кругах, но весьма любопытный. Иван Федорович также далеко не стар (через три недели ему исполнится только 44), но уже кое-чего повидал. Бывший зампредседателя колхоза, экс-завсектором райкома КПУ, стал фермером в 30 лет, за три года до развала Союза. Уже через четыре года он становится вице-президентом Ассоциации фермерских хозяйств, а еще через пять лет – президентом Ассоциации фермеров и землевладельцев Украины. Томич успел побывать и в Селянско-демократической, и в Аграрной партии. Ныне беспартийный Томич тяготеет к полуоппозиционным руховцам, что не мешает ему быть вхожим во многие властные комитеты. Власть о нем помнит и его ценит: не так давно полученный орден «За заслуги» – лишнее тому свидетельство.

О руководителе промышленного комитета Юрии Еханурове мы писали много, а потому напомним лишь одну важную деталь – в разнородной «НУ» Юрий Иванович считается «человеком Ющенко». И то, что именно ему поручили возглавить комитет, максимально «интегрированный» в исполнительную власть, – примечательно. Борис Тарасюк – главный (и в прямом, и в переносном значении этого слова») интегратор Украины в ЕС также пользуется благосклонностью вождя. Его кадровое выдвижение – не столько, наверное, плод лоббистской работы родной Борису Ивановичу ПРП, сколько стремление самого Ющенко максимально использовать знания, опыт и связи экс-главы МИД. Владимир Стретович – бывший руководитель правового комитета в Раде позапрошлого созыва имеет репутацию квалифицированного юриста и умелого парламентария. Однако насколько безболезненно пройдет для человека, четыре года находившегося вне большой политики, смена амплуа, сказать сложно. Не лишним будет добавить, что на эту должность Петр Порошенко пытался «протащить» близкого к нему генерала Виктора Короля (прошедшего школу уголовного розыска и налоговой полиции), но во фракции решили, что два комитета для одного Петра Алексеевича – чересчур. Преимуществом и одновременно недостатком Стретовича является то, что он не интегрирован ни в одну из существующих групп влияния внутри «НУ».

Еще три профильных «радовских» органа – по вопросам культуры и духовности, по вопросам прав человека и по вопросам охраны здоровья, материнства и детства (отданные, соответственно, экс-митцю Лесю Танюку, экс-дипломату Геннадию Удовенко и экс-нейрохирургу Николаю Полищуку) — имеют меньший вес. Веса фракции добавляет сам факт наличия в ее рядах десяти руководителей комитетов. Не говоря уже о том, что это означает существенное увеличение административного ресурса, который «НУ» так или иначе сможет использовать. Тем более что «наши», судя по всему, колоться на мелкие подразделения не намерены.

В отличие от «Единой Украины», отдельные представители которой давно не скрывали сепаратистских настроений. Даже ее лидер Сергей Тигипко, наверное, более других заинтересованный в многочисленности фракции и хотя бы формальном сохранении ее монолитности, на днях с грустью признал, что исход неизбежен. Тем более что публичное «добро» от Президента уже получено.

Провластная ячейка вот-вот расколется на клубы по бизнес-интересам. В наиболее выигрышном положении окажутся, по всему видать, «донецкие», откусившие пост первого вице-спикера (Геннадий Васильев) и должность главы комитета по ТЭК (Андрей Клюев). Сам по себе портфель руководителя «топливного» комитета не так значим, как многим кажется. Но в свете недавнего назначения президентом «Энергоатома» Сергея Тулуба (представителя того же центра влияния) можно говорить о доминировании одной финансово-политической группировки в стратегически важной сфере. Тем более что 38-летний Клюев (один из самых перспективных «донецких», успевший поработать заместителем у Виктора Януковича) имеет репутацию человека энергичного и целеустремленного. И жесткого, что в энергобизнесе, согласитесь, не последнее дело (как ни старался Андрей Деркач, а обойти тезку в борьбе за пост главного ТЭКовца в ВР не смог). А прокурорское прошлое и вице-спикерское настоящее Геннадия Васильева дает будущей фракции Партии регионов реальные шансы на установление «рабочих» контактов с «силовиками».

К весомым победам блока власти можно отнести занятие позиции руководителя аппарата ВР. Им стал бывший министр образования, экс-посол в Литве и теперь уже экс-госсекретарь Министерства образования Валентин Александрович Зайчук. Нет сомнений, что опытному организатору понадобится в его нелегком труде и педагогический, и дипломатический опыт.

Еще один важный комитет – по вопросам финансов и банковской деятельности (который поручено возглавить Сергею Буряку) формально также достался провластной коалиции. Однако предположить, где именно окажется Сергей Васильевич после неизбежного развала «Еды», нелегко. Согласно одной из гипотез, «брок-бизнес-банкир» может очутиться в новом депутатском объединении, которое, скорее всего, будет равноудалено как от ярых сторонников нынешней власти, так и от ее неистовых противников.

Комитет по иностранным делам — неплохое приобретение для группы Сергея Тигипко—Виктора Пинчука, всерьез нацелившейся на премьерский пост. Должность главы комитета по вопросам строительства, транспорта и связи – кажется, не более чем дань уважения перед заслугами родоночальника «ТУНДРы» Валерия Пустовойтенко. Возможно, теряющему вес лидеру НДП и удастся создать собственную фракцию. Но ей, скорее всего, будет уготована роль кадрового резерва для других, более богатых и более перспективных депутатских объединений. Хотя и сам по себе транспортно-строительно-связной комитет – неплохой шанс заработать. При наличии соответствующих навыков.

А вот получение поста руководителя комитета по вопросам экологической политики, природопользования, чрезвычайных ситуаций, ликвидации последствий чернобыльской катастрофы – пожалуй, не столько шанс заработать самим, сколько шанс не дать заработать другим. А объединенным эсдекам, которым указанный пост достался, таких навыков не занимать. Чрезвычайные ситуации для многих в этой стране – просто шальные деньги, которые выходят из госбюджета, но, как правило, не доходят до тех, кто в них нуждается. Что ж представители СДПУ(о) в состоянии позаботиться о том, чтобы средства шли только по одному каналу. Кроме того, можно предположить, что теперь, когда описываемый комитет возглавил социал-демократ Иван Ризак (до недавнего времени – первый заместитель главы Закарпатской ОГА), разговорам о причастности некоторых членов СДПУ(о) к вырубке лесов в Закарпатье, надо полагать, будет положен конец. Вообще объединенные эсдеки без особых потерь вышли из кадровой «мясорубки». Партия, не сумевшая порадовать своих сторонников запланированным оглушительным успехом на последних парламентских выборах, отхватила два не самых плохих поста. К тому же, очевидно влияние отдельно взятой партии на верхушку всего парламента. И не только потому, что Александр Зинченко выглядит более подготовленным (а, следовательно, и более эффективным) парламентским начальником в сравнении с Владимиром Литвином и Геннадием Васильевым. Но и оттого, что руководитель парламента все еще по-прежнему зависим от руководителя СДПУ(о), знатока юридической казуистики и любителя парламентских интриг.

Явно выраженные оппоненты режима (в лице фракций «БЮТ» и СПУ) получили четыре поста на двоих. Юлия Владимировна, сказывают, зело осерчала на то, что ей не дали бюджетный комитет. Но это, насколько можно судить, было одним из главных условий, выдвинутых «двойкой». С нашей точки зрения, Тимошенко и ее соратникам — грех жаловаться. Полученные ими портфели — из разряда ключевых.

Комитет по правовой политике (главой которого стал экс-министр юстиции Василий Онопенко) — это реформа законодательства (в том числе и гипотетически возможная ревизия Конституции). Вдобавок ко всему — это доминирующая сила в процессе утверждения судей. И этим сказано многое, если не все. А заполучив еще и комитет по вопросам государственного строительства и местного самоуправления (его возглавит Анатолий Матвиенко), «бютовцы» фактически замкнули на себе всю правовую политику, во всяком случае, тот ее сегмент, который касается реформы системы государственного управления. Которая явно не за горами.

Александра Мороза и его коллег немного жаль. Станислав Николаенко явно заслуживал большего, чем пост главы комитета по вопросам науки и образования. Новоявленной главе постоянной комиссии Валентине Семенюк (при всем к ней уважении) явно будет не по силам проконтролировать процесс приватизации. А сам Сан Саныч явно рассчитывал на более серьезные рычаги влияния.

Однако 14 комитетов, полученных «коалицией трех», — это уже рычаг. Если знать, когда и куда нажимать. А с шестью постами, отданными «по квоте» коммунистам, — это и вовсе гидравлический пресс. Но отход фракции КПУ можно предрекать с такой же высокой степенью вероятности, как и развал «Еды». Это прекрасно понимала и власть, и ее сторонники в парламенте: отчасти поэтому «Еда» относительно легко согласилась отдать столь значительное число руководящих постов «четверке». «НУ» и ее союзники это понимали не хуже, но в их рассуждениях— чем больше возьмут коммунисты, тем меньше возьмут «едуны», — тоже есть своя логика.

Словом, каждый получил то, что хотел. Во всяком случае, в отношении коммунистов это можно сказать с уверенностью. Самый искушенный в компартийных кругах знаток предпринимательства Станислав Гуренко — комитет по вопросам управления народным (все еще?) хозяйством, собственности и инвестиций. Многоопытный орговик Валентин Матвеев — комитет по вопросам регламента. Профсоюзный босс Василий Хара — комитет по вопросам социальной политики и труда. Мегаветеран Георгий Крючков — близкий его сердцу комитет по вопросам национальной безопасности и обороны. Подопечные Симоненко получили четыре важных поста, питательную среду для расширения лоббистской деятельности и хороший трамплин для роста политического влияния. Да еще две должности глав «проходных» комитетов в виде «бонуса» за твердость в ходе переговоров — по вопросам молодежной политики, спорта и туризма (Екатерина Самойлик) и по делам пенсионеров, ветеранов и инвалидов (Петр Цыбенко). Теперь коммунисты — свободные политические художники. Сезон охоты за их голосами объявляется открытым. Правда, цена этих голосов (в свете полученных представителями КПУ постов) возросла.

Но даже теперь, когда реестр парламентских бонз окончательно утвержден, трудно размежевать триумфаторов и побежденных. Еще сложнее, наверное, окажется спрогнозировать, как именно локальные успехи той или иной политической силы скажутся на реализации глобальных целей. Ибо сам по себе портфель главы комитета — фетиш. Способный, впрочем, превратиться в волшебную палочку, пускай и с ограниченным диапазоном действия. Но для этого, в свою очередь, требуется соблюдение еще ряда условий, концентрация усилий не только счастливого обладателя «трофея», но и стоящей за ним силы. Многое зависит от того, сколько у каждого конкретного главы комитета окажется надежных союзников и непримиримых оппонентов во вверенной ему структуре. Многое зависит от того, насколько каждый «главком» окажется дипломатичным. И насколько твердым.