UA / RU
Поддержать ZN.ua

МЫ НЕ ФАШИСТЫ, МЫ — РАДИКАЛЫ

Киев, в отличие от Москвы, еще не видел шествий доморощенных баркашевцев по центральным улицам. Наши крайне правые пока играют в демократию, с непонятной целью удерживая несколько мест в парламенте...

Автор: Виталий Кукса

Киев, в отличие от Москвы, еще не видел шествий доморощенных баркашевцев по центральным улицам. Наши крайне правые пока играют в демократию, с непонятной целью удерживая несколько мест в парламенте. Они не высовываются, и они совершенно правы. Углубляющийся социальный и экономический кризис без их усилий с каждым днем увеличивает их шансы на приход к власти.

Хотя сегодня, на первый взгляд, проблема правого радикализма не является актуальной для Украины, не стоит забывать уроков истории. Фашисты всегда приходили к власти по воле народа, исстрадавшегося в нищете, неопределенности, кризисах. Поэтому хотя бы время от времени, хотя бы в день, когда бритоголовые всех стран отмечают именины своего «великого фюрера», стоит напоминать о возможности возрождения тоталитаризма. Чтобы этого не случилось.

Пять с лишним десятилетий исследуют политологи, социологи, историки феномен фашизма. Однако четкого определения фашизма так и не дано. Не будем вдаваться в тонкости, - где фашизм немецкий, где итальянский, что страшнее - большевизм или национал-социализм. Будем исходить из того, что высказывание крайних националистических взглядов, идей превосходства одной нации-расы над другими, антисемитизм, идеи необходимости диктатуры для установления «справедливого» строя, культ силы, жестокости, военного порядка, идеи фюрерства - вместе или по отдельности, мы называем фашизмом.

Деятельность организаций, исповедующих насилие, расовую и национальную рознь, во всех цивилизованных странах запрещена законом. Однако на практике эти идеи вполне можно облечь в приемлемую форму.

Наиболее известной радикальной партией в Украине является УНА-УНСО. Имея, согласно уставу и программе, вполне цивилизованную националистическую направленность, организация эта обладает самым большим опытом реального участия в боевых действиях локальных конфликтов. И готовностью этот опыт применять. Растет популярность и Социал-националистической партии Украины - СНПУ (не путать с национал-социалистической рабочей партией Германии). В ее программе содержатся, кроме всего прочего, идеи борьбы с Россией и распределение прав и свобод по национальному признаку. Имеет СНПУ и военизированное молодежное «подразделение» - «Патриот Украины», активисты которого носят свастикообразную эмблему и, не исключено, могут в любой момент повторить свой львовский «подвиг» 7 ноября 1997 года. Среди радикальных течений ненационалистического направления имеет смысл отметить «скинхедов» - «бритоголовых». Собственно, организацией они не являются, скорее, «неформалами». В большинстве своем «скины» далеки от тонкостей национал-социалистической идеологии, доступнее и понятнее им идеи расизма и тотальной ненависти.

политическая 222-я…

В Уголовном кодексе отсутствуют статьи, прямо карающие за проявления фашизма. Правоохранители считают это правильным - демократия подразумевает свободу убеждений. К тому же УК содержит целый ряд статей, предусматривающих ответственность за многие практические действия, без которых фашистам к власти не прийти. Это, в первую очередь, 187-я, восемь частей которой устанавливают наказания за организацию и участие в массовых беспорядках, нарушение порядка проведения митингов и демонстраций, захват общественных и государственных сооружений, создание непредусмотренных законом военизированных формирований, деятельность незарегистрированных объединений граждан, участие в вооруженных конфликтах на территории других государств. Традиционный антисемитизм праворадикалов может попасть под действие статьи, предусматривающей ответственность за разжигание национальной и расовой розни. Призывами к свержению существующего государственного строя экстремисты не балуются. Зато почему-то очень часто их дела попадают под определение ряда ну уж совсем уголовных статей - 222-й (незаконное хранение оружия и боеприпасов), 144-й (вымогательство), 140 и 141 (кражи и грабежи), и уж, конечно, 206 (хулиганство).

В январе минувшего года Подольским районным судом города Киева за участие в вооруженном ограблении к семи годам лишения свободы был приговорен активист киевской краевой команды УНА-УНСО. В сентябре минувшего же года Киевский городской суд закончил рассмотрение дела члена этой организации Ф.Комара. Дело было возбуждено по статье 63-1 (наемничество) по факту вербовки последним десятков «самообороновцев» для участия в боевых действиях на территории Нагорного Карабаха. Продолжается следствие по делам «Кришталевого джерела» (киевское кафе, где в январе 1997 года активисты ривненской команды УНА-УНСО А.Музычко, А.Боярчук и О.Ярошко устроили перестрелку с местными бандитами) и П.Анищенка-Хмарука - оргреферента УНА по финансово-экономическим вопросам, подозреваемого в вымогательстве и участии в деятельности организованных преступных группировок.

Шевченковский районный суд Киева рассматривает сейчас дело бывшего председателя киевской организации Социал-националистической партии Украины В., обвиняемого по шести статьям УК. Он подозревается в ограблении летом минувшего года офиса Всеукраинского комитета избирателей. Прокуратура Львова продолжает следствие по делу о побоище 7 ноября 1997 года. Среди обвиняемых по статье

206-2 за избиение «левых» демонстрантов - активисты СНПУ А.Парубий, И.Бень, А.Шептицкий. К семи годам заключения приговорен Харьковским областным судом командир местного «осередка» спортивно-патриотической организации «Тризуб» имени Степана Бандеры В.Зинковский. Он признан виновным по статье 86-2 по факту нападения на караул воинской части с целью овладения оружием.

Интересно, что кроме наших националистических праворадикальных формирований действуют на территории Украины и русские. Так, в Крыму наблюдается активность недавно запрещенных в России баркашевцев, - Русский национальный фронт ищет на территории автономии своих единомышленников. Пока что - без особого успеха. Несколько лет назад был даже создан «координационный комитет славянских радикальных националистических партий». Деятельность «скинхедов» у нас пока ограничивается рок-концертами и надписями «Белая горячка» на городских стенах, в Москве же «скины» своими акциями заставляют говорить о себе, по крайней мере, цветную часть ее населения.

На примере упомянутого «Тризуба» проиллюстрируем неоднозначность и трудность практического применения ответственности за создание незаконных военизированных формирований. 23 июля 1997 года Тернопольский областной суд приговорил одного из руководителей «Тризуба» И.Суту к двум годам лишения свободы условно по статье 187-6 за создание такого формирования. 16 ноября минувшего года Львовским областным судом к небольшим срокам заключения за организацию акций гражданского неповиновения приговорены активисты местного «Тризуба» Е.Филь и В.Деревлянко. Одновременно определением суда сам «Тризуб» признан незаконным военизированным формированием, подлежащим ликвидации. 23 февраля года текущего, Верховный суд, пересматривавший дело, оставив в силе приговор «активистов», отправил на доследование решение о признании «Тризуба» незаконным и военизированным. А в течение января в районе села Словятин Бережанского района Тернопольской области трижды проходил «спортивно-боевой вышкол» «Тризуба», в котором принимали участие несколько десятков человек. Местные органы МВД вынесли организаторам «вышкола» официальное предупреждение.

В комментариях к статье 187-6 говорится, что военизированной считается организация, построенная по военному образцу: с принципами единоначалия и беспрекословного подчинения, формой, знаками различия, члены которой занимаются строевой, тактической и другими видами специальной военной подготовки. Однако ряд юристов считают это определение недостаточным для признания организации военизированной, настаивая на необходимости факта наличия незарегистрированного оружия у ее членов. Аналогичным образом отсутствует судебная практика по применению статей «за высказывания и призывы». Факт высказывания, а тем более его смысл доказать почти невозможно, если оно не было зафиксировано на пленке. Причем даже в этом случае обвиняемый может апеллировать к возможности подделки записи недоброжелателями. Поэтому практика привлечения экстремистов по уголовным преступлениям остается самым действенным инструментом борьбы правоохранительных органов с фашизмом…

Последний довод… олигархов

Механизм прихода к власти лидера или партии профашистского толка может быть вполне конституционным - все помнят, что Гитлер пришел к власти путем демократических выборов. Непредсказуемо в благородных целях «спасения нации» после прихода к власти может повести себя и кто-то из хорошо знакомых кандидатов на пост нашего Президента. Нет смысла примерять на себя немецкую или советскую модель тоталитаризма - в истории ничего так прямо не повторяется. Однако определенный успех в постсоветских государствах модели белорусской прогнозировать можно.

Назовем лишь некоторые простые и реальные шаги вероятного тоталитаристского руководства страны, которые, на наш взгляд, могут найти поддержку в народных массах. Это наведение порядка в экономике путем перевода ее на военные рельсы, создание таким образом рабочих мест, введение карательных санкций за осознанные или по некомпетентности нарушения. Это укрепление армии, военизация общественной жизни (благо «образ врага» - НАТО - мы под конец века получили). Это усиление карательных органов, чрезвычайное расширение их полномочий, ужесточение карательных санкций, широкое применение смертной казни. Последний шаг, как показывают опросы, несмотря на усилия Совета Европы, будет иметь в народе исключительную популярность, особенно в случае переноса исполнения приговоров на городские площади. Под шумок борьбы с преступностью и укрепления армии почти незамеченными могут остаться ограничения политических и информационных свобод - люди все равно больше привыкли жить без них, чем с ними. Незамеченным может остаться и планомерное снижение уровня образования и культуры масс. Вполне устроит народ и введение распределительной системы, по минимуму, но стабильно обеспечивающей людей работой, заработком, продуктами, крышей над головой.

Стоит отметить еще один фактор, который может «посодействовать» такому повороту событий, как в Росси, так и у нас. Для тех, кого мы зовем олигархами, нет лучшего пути зафиксировать выгодную для себя политическую и экономическую ситуацию, как ввести собственный тоталитарный режим. И если деньги имущие найдут, на кого с этой целью поставить - двадцать первый век начнется прямо со своего средневековья…

Прогнозы о возможности или невозможности прихода к власти диктатуры фашистского толка в Украине или в России делать очень сложно - слишком от многих факторов это зависит. К тому же некоторые из них - психология толпы, харизматичность лидера - крайне иррациональны. Однако в подобном случае лучше перестраховаться. Механизмы общественной психологии так слабо изучены, что говорить о политическом или социальном иммунитете от тоталитаризма пока не приходится. Можно говорить только о иммунитете индивидуальном - глубокой потребности в свободе, творчестве, и человеколюбии. Поэтому борьба с фашизмом во многом является борьбой за Человека.