UA / RU
Поддержать ZN.ua

МОСКВА В ПОИСКАХ НОВОГО ВРАГА ИЛИ СТАРЫХ ЗЕМЕЛЬ

Россия проиграла войну в Чечне - многим это очевидно, многим другим просто страшно признать это. Мирное соглашение, подписанное Александром Лебедем в Дагестане, будет обсуждаться еще долго...

Автор: Виктория Родионова

Россия проиграла войну в Чечне - многим это очевидно, многим другим просто страшно признать это. Мирное соглашение, подписанное Александром Лебедем в Дагестане, будет обсуждаться еще долго. Не похоже, однако, что бывшему генералу легко простят его «уступки» в Чечне - несмотря на то, что вряд ли кто ожидал, что, возглавив Совет безопасности, Лебедь изменит свою давным-давно сформулированную позицию: «Этой войне надо положить конец». Впрочем, слова - это одно, а дело - совсем другое. Особенно когда ты уже не опальный генерал, а благосклонно допущен в круг вершителей политики Великой России.

Каждому свое: Чечня отпраздновала День независимости, списки погибших и пленных уточняются, аналитики и общественность России продолжают обсуждать уроки войны, а секретарь Совета безопасности РФ уже принимается (интересно, по своей ли воле?) за новую, до невозможности затянувшуюся проблему. И если в случае с Чечней Александр Лебедь с самого начала имел дело с проблемой де-юре внутрироссийской, ныне он ставит перед собой задачу сделать так, чтобы вопрос о статусе Севастополя рассматривался также как «внутрироссийский».

«Украине была передана Крымская область», - заявил Александр Лебедь. «Севастополь оставался городом союзного значения, о нем в том документе не было сказано ни слова». Сохранив замечательную образность военной терминологии, секретарь Совета безопасности России предложил следующую модель: «В одной стране, в одной дивизии два полка имеют разное хозяйство. Пытаться свести всех вместе - это нажить себе постоянную головную, зубную и прочие виды болей». Сегодня сложно разобраться в том, о какой именно «одной стране» идет речь. Ясно одно: российская сторона рукой Александра Лебедя пытается вытащить «карт-бланш» и разом избавиться от боли недавних поражений.

Совет безопасности РФ официально заявил о введении «особого контроля» с его стороны за ходом переговоров по Черноморскому флоту и будущему статусу Севастополя. Сентябрьские переговоры вызвали «серьезную обеспокоенность» Совета безопасности, а также «общественности» России.

Глядя из Киева, определить механизмы официальной политики Москвы почти невозможно. На запрос МИДа Украины, последовавший сразу после вышеупомянутого заявления, коллеги-дипломаты заверили, что «позиция пресс-службы Совета безопасности по этому вопросу не соответствует официальной точке зрения руководства России». Таким образом, у МИД Украины нет повода подавать ноту протеста - при том, что слово сказано, и Совет безопасности РФ от этого слова отказываться не собирается. Киев, таким образом, уже в который раз сталкивается с противоречивой позицией различных ветвей власти России, а сама Россия, похоже, использует шанс сделать неофициальную позицию если не официальной, то общеизвестной.

Руководство России не подпишет Договор о дружбе и сотрудничестве с Украиной до решения вопроса о Черноморском флоте - это уже официальная позиция Москвы. Заново «открыв» вопрос о статусе Севастополя, Совет безопасности России попросту вынудит руководство заняться рассмотрением дополнительных «технических» деталей. И вовсе не потому, что Украина нарушает Сочинское соглашение (об этом заявляет кто угодно в России, только не ее «политическое руководство») - просто, по словам Александра Лебедя, проблема ЧФ по-прежнему «находится в стадии юридической проработки». Непонятно только, почему так долго. «А вот это мне тоже интересно, - говорит Лебедь. - Мне это интересно вдвойне, потому что я по крови наполовину русский, наполовину украинец. Мне какой палец ни тронь, все больно».

Прямой и решительный, такой непохожий на нынешних коллег в «руководстве», Александр Лебедь все-же не первый, кого президент Ельцин лично посвящает в высокую политику. Судьбы Руцкого и Хазбулатова вряд ли могут обнадежить нового претендента в преемники, хотя они же служат и важным уроком тому, кто сам выбрал и прошел путь из оппонентов в союзники. Кто-то должен был в конце концов подписать мирный договор в Чечне, каким бы непопулярным он ни был. Прогнозы о том, что мир в Чечне окажется первым и последним шагом нового секретаря Совета безопасности уже не оправдались. Взявшись за решение вопроса о Черноморском флоте, Лебедь оказывается в авангарде наступления - на этот раз, на русско-украинском фронте.

Украинская Конституция многое расставила по своим местам, в частности, четко определила полномочия дипломатов на переговорах по разделу ЧФ. Основным предметом дискуссии, тем не менее, остается вопрос о раздельном базировании флотов Украины и России. «Украинские и российские корабли могут, должны и будут базироваться раздельно, на чем и настаивает российская сторона. Однако, мы говорим о раздельном базировании в границах акватории Севастополя с его четырьмя бухтами, из них две наибольшие мы готовы предоставить российскому флоту», - заявил К.Грищенко, заместитель министра иностранных дел Украины.

Затянувшаяся «сага» о разделе Черноморского флота возвращается к одному из первых куплетов: кому же принадлежит «город общей боевой славы»? В настоящее время этот город становится «яблоком раздора», севастопольские ветераны обращаются к президенту Ельцину с призывом «внести дополнения в Конституцию РФ по городу-герою Севастополю, статус которого должен быть подтвержден российскими законами». А секретарь Совета безопасности уже занимается рассмотрением пакета документов по этому вопросу.

Последние события в ходе украино-российских переговоров выглядели достаточно обнадеживающе. Надежда заключалась в скором разрешении долголетнего спора, несмотря на появление третьего претендента на черноморское наследство - Грузии. Правда, Грузия пока что ждет договоренности между Москвой и Киевом по основным вопросам, и на Севастополь, похоже, не претендует.

Вряд ли поражение федералов в Чечне сулит светлые перспективы тем, кто ведет переговоры с Москвой по другим, жизненно важным для нее вопросам. Именно таковым является раздел Черноморского флота и определение статуса Севастополя - уникальная возможность для московских политиков взять реванш и хотя бы частично восстановить имидж супердержавы.

Роль, которая отведена или взята на себя Александром Лебедем в этой ситуации выглядит решающей. Секретарь Совета безопасности РФ не наделен особыми полномочиями, но значительной властью он обладает по определению. Особенно учитывая то, что это - Лебедь, буквально взявший Кремль боем.

Избавиться от генерала Лебедя ценой поражения в Чечне - это еще куда ни шло, тем более, что поражение уже состоялось. Но «сдать» Севастополь - это уж слишком, даже для трудно предсказуемых кремлевских политиков. Хотя, возможно, разгадка лежит на поверхности: порядком подуставший Ельцин просто дает Лебедю шанс либо выйти победителем, получив крещение боем, либо раз и навсегда забыть о будущем президентстве. В последнем случае это вовсе не означает, что в переговорах по Севастополю поражение Лебедя определит результаты соглашения - ведь его позиция «не соответствует официальной точке зрения». По крайней мере, пока.

P.S. Украина готова изучить проблему Севастополя с учетом международного опыта, заявил Президент Украины Леонид Кучма, отвечая на вопрос агентства «Интерфакс-Украина» в связи с заявлениями о Севастополе секретаря Совета безопасности РФ Александра Лебедя.

Президент напомнил, что Украина уже выступала с подобными предложениями, однако они были отвергнуты Россией. «Я с удовольствием пожму руку Александру Лебедю, если он поможет решить эту проблему с цивилизованной точки зрения», - сказал Л.Кучма.

Ранее украинская делегация на переговорах с Россией по проблеме ЧФ предлагала рассмотреть вопрос статуса военных баз России в Севастополе с учетом международного опыта функционирования таких баз.

Комментируя заявление А.Лебедя о том, что Севастополь никогда не передавался Украине, Л.Кучма сказал: «Если бы президент России Борис Ельцин был здоров, этих разговоров бы не было».

Л.Кучма также напомнил, что в День независимости Украины в Севастополе состоялся военный парад, который был очень хорошо принят местными жителями города. «Сознание людей на пятый год независимости действительно изменилось, и это позволяет с оптимизмом смотреть в будущее», - сказал он.