1 мая 2004 года к Европейскому Союзу присоединятся десять новых государств-членов, что знаменует беспрецедентное историческое событие, когда, осуществив наибольшее за все время своего существования расширение, Европейский Союз одновременно объединит 25 суверенных государств путем мирной интеграции. Это снова подтверждает истинный смысл существования Европейского сообщества, основанного вскоре после завершения Второй мировой войны с отважным и честолюбивым намерением сделать все, чтобы жестокость такого масштаба никогда не могла повториться и чтобы граждане Европы могли мирно жить и творить вместе на благо процветания. Расширенный Европейский Союз будет насчитывать 450 миллионов граждан и станет самым большим и самым успешным примером региональной интеграции в мире. Этот факт уже сам по себе имеет значение.
Однако самое важное в том, что расширение усилит Европейский Союз как союз верховенства права и единства многообразия, верный принципам свободы, демократии, стабильности и создания тесного, как никогда, единения народов. Намного проще воспринимать эти понятные фундаментальные принципы и задачи как надлежащие, когда мы погружаемся в дискуссии по поводу технических аспектов членства в Европейском Союзе, — однако их важность не могла бы быть более очевидной. Десять новых государств-членов разделяют эти ценности, и они принадлежат к Европе.
Расширение ЕС также отличается беспрецедентными достижениями на всех направлениях. Государства Центрально-Восточной Европы превратились в страны с крепким демократическим устройством и полностью функциональной рыночной экономикой во впечатляюще краткие сроки. Перспектива вступления в Европейский Союз стала для них стимулом для осуществления радикальных и фундаментальных реформ на всех уровнях с таким энтузиазмом, который не может не вызывать восторг. По сравнению с предыдущими расширениями в этот раз существовали значительные вызовы. За годы, прошедшие после первого расширения в 1973 году, состоялось объединение верховных полномочий в значительно более широком кругу политических направлений. Сейчас ЕС предлагает широкомасштабный общий рынок, экономическо-валютный союз с общей валютой евро, «шенгенскую зону», обеспечивающую граждан высшим уровнем внутренней свободы, сотрудничество в сфере правосудия и общую внешнюю политику и безопасность.
Сегодня выполнение требований ЕС — сложная задача, для решения которой необходимы значительные усилия на всех уровнях. Новым государствам-членам удалось их выполнить только благодаря настойчивой преданности, лидерству и решительности всех, кто принимал участие в этом процессе.
В том, что такая, казалось бы, недосягаемая цель воссоединения Европейского континента была достигнута в короткие сроки, также заслуга стратегии, предшествовавшей расширению Европейского Союза. С 1993 года эта стратегия предрасширения была направлена на изучение потребностей каждой страны-кандидата и впервые предлагала в общих рамках значительную финансовую помощь в поддержку подготовки к членству в ЕС. Внутреннее обязательство Европейского Союза провести расширение успешно неоднократно демонстрировалось во время переговоров по поводу вступления в ЕС его решительной попыткой избегнуть разбавления принципов, политических направлений, законов, опыта и обязательств, которые образуют наше общее достояние, так называемый acquis communautaire, сохраняя при этом эффективное функционирование расширенного Союза. Усердие и интенсивность переговоров о вступлении, проходивших в период с 1998 по 2002 год, привели к комплексному и сбалансированному результату, который сейчас обеспечивает крепкий фундамент для осуществления плавной интеграции новых государств-членов.
Если принимать во внимание масштаб и сферу применения acquis, существует, как это ни удивительно, не так много переходных договоренностей, достигнутых с государствами-членами для успешного выполнения ими своих обязательств по поводу членства в ЕС, и срок действия всех этих договоренностей, бесспорно, ограничивается лишь первыми несколькими годами пребывания в Европейском Союзе. Более того, неоценимый процесс мониторинга подготовки, которую каждое государство-член вело практически до последнего дня перед расширением ЕС, сделал решающий вклад в создание атмосферы доверия между новыми и существующими государствами-членами. Европейская комиссия недавно заявила, что она не определила ни одной сферы, которая бы нуждалась в мерах пресечения на 1 мая 2004 года, что рассеяло предыдущие опасения относительно состояния подготовленности новых государств-членов.
Разумеется, в социально-экономическом развитии новым государствам-членам еще есть что догонять. Членство в ЕС станет в этом смысле катализатором как содействия процветанию, так и усиления солидарности между государствами-членами. Новые государства-члены смогут воспользоваться структурной поддержкой ЕС. Однако вступление в ЕС не означает, что все сводится только к деньгам: прогресс, достигнутый моей родной страной, Испанией, на протяжении почти 20 лет членства, показывает, как вступление в ЕС может принести положительные политические, демократические, социальные и экономические перемены. У меня нет оснований полагать, что для десяти новых государств-членов все будет иначе.
Европейскому Союзу не привыкать меняться, можно даже сказать, он благоденствует на
своей динамике прогресса. В этом плане десять новых государств-членов присоединяются к Европейскому Союзу в важное время.
Мы надеемся, что обсуждение проекта Конституции Европы будет успешно завершено в июне 2004 года. Это ознаменует важный поворотный момент для Европейского Союза. Я уверен, необходимые политическая воля, ответственность и решимость действовать в наилучших интересах Европейского Союза и будущего Европы — будут.
Однако конституционные договоры требуют времени, а ратификация — длительный процесс. Поэтому пока Европейский Союз двадцати пяти будет функционировать на основе имеющихся договоров. На практическом и функциональном уровнях многое уже было включено в договор, заключенный в Ницце, чтобы ответить на вызовы расширения для обеспечения эффективной деятельности институтов в расширенном Союзе и рационализации процесса принятия решений. Кроме того, после подписания Договора о присоединении в апреле 2003 года десять новых государств-членов принимали участие в работе Совета Европейского Союза и Европейского парламента как активные наблюдатели на всех уровнях. Это было неоценимым опытом для всех сторон этого процесса.
С увеличением количества государств-членов на десять и ростом количества рабочих языков с 11 до 20 существовала также потребность в улучшении эффективности и процедуры проведения заседаний, а также в решении вопроса устного и письменного перевода. Большинство соответствующих мероприятий на этом направлении уже осуществляется.
Учитывая общую задачу сделать Европу континентом демократии, свободы, мира и процветания, Европейский Союз доказывает, что он очень привлекательный клуб, тогда как поезд расширения стремительно мчится вперед без единого признака замедления. Болгария и Румыния, начавшие переговоры в 2000 году, являются частью этого всеобъемлющего и необратимого процесса. При условии готовности этих стран мы планируем приветствовать их в ЕС в 2007 году. Оба государства стратегически важны для Европейского Союза и для политико-экономической стабильности Балкан. Путь к ЕС непрост, но, я уверен, с необходимой политической решительностью эти страны смогут вовремя выполнить требования относительно членства в ЕС.
Европейский Союз также будет принимать иные важные решения в ближайшем будущем: сначала в Европейском Совете в июне по поводу того, начинать ли переговоры о вступлении Хорватии в ЕС, а позднее, в декабре нынешнего года, — по поводу перспективы начала переговоров о вступлении Турции. В скором времени Совет Европейского Союза также будет рассматривать недавнюю заявку о вступлении в ЕС, поданную бывшей югославской республикой Македонией.
В выполнение своего обязательства не допускать никаких новых линий раздела в Европе Европейский Союз разработал политическую программу соседства, направленную на содействие стабильности и процветанию за пределами новых границ Союза как на восток, так и на юг. В рамках этой инициативы главы государств и правительств стран, входящих в ЕС, в июне нынешнего года будут работать над одобрением Плана действий о развитии сотрудничества и поощрения реформ в ряде стран. Это углубит существующие двухсторонние отношения для взаимной пользы Европейского Союза и наших соседей, что позволит им постепенно расширять свое участие в главных политических направлениях и программах ЕС, включая и общий рынок Европейского Союза.
Была проведена такая огромная работа, и сейчас мы, как это ни парадоксально, находимся в ситуации, когда 1 мая могло бы стать определенной разрядкой. Новые государства-члены хорошо подготовлены, и многие аспекты членства уже стали реальностью для них. В Брюсселе Союз двадцати пяти в полную силу готов встретить грядущие вызовы. Союз меняется, и меняется в лучшую сторону. Мы рассчитываем на наших новых членов Союза, когда нужно принимать серьезные решения. Их приход служит постоянным напоминанием о том, чем собственно является Европейский Союз, — многообразием в единстве.
Эта статья была разослана Еврокомиссией в крупнейшие и наиболее влиятельные издания Европы накануне расширения Европейского Союза.