Несмотря на то, что перговоры украинской делегации с руководителем «Газпрома» Алексеем Миллером закончились практически ничем, основную задачу и.о. министра топлива и энергетики Украины Иван Плачков выполнил – представил нового председателя правления НАК «Нафтогаз України» Александра Болкисева. В остальном же Украина и Россия проинформировали друг друга о том, что не видят необходимости пересматривать ценовые параметры по заключенным каждой из сторон контрактам на поставку туркменского газа. Об этом заявил после перговоров в Москве Иван Плачков. Известно, что в ходе переговоров стороны также обсудили вопросы, касающиеся взаимоотношений по закупке туркменского газа до конца 2006 года.
«Газпром» предложил «Нафтогазу України» договориться с Туркменистаном напрямую для решения оперативных проблем с поставками газа. «Россия готова предоставить транзитные услуги для транспортировки туркменского газа в Украину, если Ашхабад и Киев придут к согласию».
Договор на поставку в Украину в 2006 году 40 млрд. кубометров туркменского газа был подписан в декабре 2005 года, но поставки до сих пор не осуществлялись. Во время недавнего визита И.Плачкова в Туркменистан ему предложили покупать туркменский газ не по 60 долл., как предусмотрено контрактом, а по 100 долл. за 1000 кубометров. Плачков отказался. За день до этого отказался принять условия Турменбаши и российский «Газпром». Тем не менее для баланса газа Украине не достает около 12 млрд. кубометров газа в этом году. И эту проблему предстоит разрешить новому руководству НАК «Нафтогаз України» и новому правительству. Но поскольку о правительстве мы пока еще можем только мечтать, бразды правления до формирования нового правительства явно останутся у менеджеров НАКа и их патронов.
Оперативное руководство «Нафтогазом України»
На заседании Кабинета министров Украины 30 июня исполняющий с 12 мая обязанности председателя правления НАК «Нафтогаз України» Александр Болкисев лишился приставки «и.о.». Теперь он правомочный руководитель «Нафтогазу» и в этом статусе отправился 6 июля в Москву вместе с и.о. министра топлива и энергетики Иваном Плачковым на переговоры с «Газпромом».
До этого с 22 апреля 2005 года А.Болкисев возглавлял дочернюю компанию НАКа — «Газ України». А после создания совместного предприятия в форме ЗАО «Укргаз-Энерго» (по 50% уставного капитала которой принадлежат «Нафтогазу» и RosUkrEnergo) он вошел в состав наблюдательного совета этого СП со стороны Украины (в наблюдательный совет «Укргаз-Энерго» входят по четыре представителя от каждого учредителя этого предприятия).
Разумеется, участие в наблюдательном совете СП не означает, что А.Болкисев имеет там серьезное влияние на принятие решений, как до этого не имел он его и будучи с конца мая 2006-го членом правления «Нафтогазу». Но примечательно то, что и в разговоре с корреспондентом «ЗН», и в интервью британскому изданию Gas Matters (как сообщила «Украинская правда») господин Болкисев, будучи членом наблюдательного совета «Укргаз-Энерго», не разделял идею появления этого СП на украинском рынке газа в роли практически монопольного поставщика импортного газа в Украину, да еще и поставщика платежеспособным газопотребителям, каковыми являются промышленные предприятия. Более того, как руководителя на то время компании «Газ України» его не устраивали неравные условия работы на отечественном рынке возглавляемой им компании и «Укргаз-Энерго». Интересно, изменится ли теперь мнение А.Болкисева о компании «Укргаз-Энерго», ведь «Нафтогаз» является соучредителем этого совместного предприятия?
Еще в 1999 году А.Болкисев успел поработать первым заместителем главы Минтопэнерго, которым в тот период также был И.Плачков. Вполне вероятно, что еще с тех пор между ними и сложились доверительные отношения. Доверительные настолько, что именно И.Плачков уже теперь рекомендовал А.Болкисева на пост председателя правления НАК «Нафтогаз України».
И.Плачкову, который, скорее всего, после отставки правительства хотел бы вернуться в им же рожденное «Киевэнерго», на посту главы НАКа явно нужен свой человек. Потому как «Киевэнерго» нужен газ и лояльное отношение к несвоевременной его оплате. Это мог бы гарантировать только протеже Плачкова.
Так или иначе, но формально и неформально И.Плачков способствовал карьерному росту А.Болкисева в газовой отрасли.
Наверняка, А.Болкисев имеет и свой собственный интерес, согласившись со своим назначением на пост главы «Нафтогазу». Но, скорее всего, его планы, если таковые имеются, сбудутся не скоро. Во-первых, этому может помешать и вообще потребовать отставки А.Болкисева Юлия Тимошенко. Даже в том случае, если не быть ей премьером. Дело в том, что согласно коалиционному договору пост главы НАК «Нафтогаз України» по квоте принадлежит БЮТ. А Ю.Тимошенко еще в июне заявила, что руководитель НАКа будет назначен по результатам конкурса. Впрочем, известно, что Ю.Тимошенко отдает предпочтение кандидатуре Николая Сивульского, с которым она работала во времена, когда возглавляла корпорацию «Единые Энергетические Системы Украины» (ЕЭСУ).
Стратегический наблюдательный совет НАКа
Другим сдерживающим фактором в самостоятельности политики А.Болкисева на некоторое время может быть то, что уже 4 июля недавний глава НАКа Алексей Ивченко утвержден на должность председателя наблюдательного совета НАК «Нафтогаз України». Ведь согласно уставу НАКа все стратегические и особенно значимые решения по финансовой части принимаются в компании только с согласия наблюдательного совета. Во времена, когда А.Ивченко возглавлял «Нафтогаз», наблюдательный совет практически был низведен в статисты. Глава НАКа и его замы практически единолично распоряжались всеми делами компании, включая переориентацию финансовых потоков и многомиллиардные заимствования. Теперь же А.Ивченко явно попытается вернуть наблюдательному совету руководящую роль. Зачем? И зачем А.Ивченко согласился занять пост главы наблюдательного совета «Нафтогазу», если это противоречит требованиям Конституции? Неужели он и вправду намерен, как выразился Юрий Ехануров, покинуть парламент?
Ответов может быть несколько. Но маловероятно, чтобы А.Ивченко рискнул отказаться от депутатского мандата. Особенно, если премьером станет Ю.Тимошенко. Просто пока состоятся все назначения в парламенте и Кабмине, есть дней двадцать… поцаревать. И за это время, во-первых, не позволить расторгнуть трехстороннее газовое соглашение от 4 января 2006 года между «Нафтогазом», «Газпромом» и RosUkrEnergo, в котором, кроме прочего, речь шла о создании СП «Укргаз-Энерго». (А именно это обещает сделать Ю.Тимошенко.) Во-вторых, попытаться выдать компанией «Нафтогаз» гарантии под миллиардный долларовый кредит «Укргаз-Энерго».
Как известно, 5 июля исполняющий обязанности министра финансов Виктор Пинзеник выступит против предоставления Национальной акционерной компании «Нафтогаз України» 1 млрд. долл. для погашения долга перед компанией RosUkrEnergo и закачки газа в подземные хранилища.
В.Пинзеник подчеркнул, что в бюджете на 2006 год не предусмотрены расходы на такие цели. «Мы просто исполняем норму закона, Министерство финансов финансирует исключительно то, что предусмотрено законом о бюджете... в законе нет таких расходов», — сказал министр.
Напомню, что историю с просьбой о миллиарде «ЗН» подробно описывало в №24 от 24 июня 2006 года.
Очевидно, не надеясь, что В.Пинзеник уступит и Минфин согласится выдать НАКу «на булавки» дополнительно 1 млрд. долл. бюджетных средств и не рассчитывая, что будущий глава Минфина согласится с просьбой «Нафтогазу», теперь уже глава наблюдательного совета попытается за оставшееся до назначения нового правительства время выдать компании «Укргаз-Энерго» гарантии НАКа под кредит, который это СП якобы намерено направить в частности на закупку газа для формирования запасов в подземных газохранилищах.
В связи с тем, что «Нафтогаз» является соучредителем СП «Укргаз-Энерго», это выглядит вроде бы логично. Но тем самым это СП может получить монопольное право на поставки газа в Украину уже в ближайшее время. В условиях отсутствия договоренности с Туркменистаном, а точнее, в связи с тем, что с начала года Туркменистан не поставил в Украину ни одного кубометра своего газа, как предусматривалось контрактом на этот год (версия туркменской стороны: из-за долгов Украины), к осени может сложиться ситуация, когда RosUkrEnergo через компанию «Укргаз-Энерго» сможет полностью диктовать условия поставок газа украинским потребителям, прежде всего ценовые. Но чтобы это произошло, должно остаться в силе январское газовое соглашение, а у НАКа не должно быть альтернативы российским газопоставкам. И «Газпром» не должен давать гарантии «Нафтогазу» об обязательном обеспечении поставок газа для потребностей Украины. Ну и, конечно, ни о каком межправительственном российско-украинском протоколе речи не должно идти…Тогда сохраняется прежняя схема, и все идет как по маслу. Тогда господин Ивченко может спокойно объявить, что он передумал — слагает с себя полномочия председателя наблюдательного совета «Нафтогазу» и возвращается в парламент.
Примечательно, что в день, когда А.Болкисев был утвержден Кабмином на должность председателя правления НАК «Нафтогаз України», правительство рассматривало и возможность назначения А.Ивченко на пост главы наблюдательного совета «Нафтогазу». 30 июня даже Ю.Ехануров не поддержал его кандидатуру. Но, видимо, случилась с и.о. премьера серьезная перемена, так как уже 4 июля, во вторник, Ю.Ехануров заявил: «Я уже подписал свое согласие, представление Ивченко состоится сегодня».
Ю.Ехануров добавил, что в пятницу Кабмин рассмотрел этот вопрос, а во вторник утром премьер дал согласие на весь состав наблюдательного совета во главе с А.Ивченко. Что или кто заставил Ю.Еханурова изменить свое первоначальное решение, об этом можно только догадываться. Но кто быстрее всех способен «уговорить» и.о. премьера, чем президент?
Почему Ю.Ехануров решил согласиться с кандидатурой А.Ивченко? «Так как это очень квалифицированный человек. Так и напишите». И.о. премьера при этом не видит проблемы в том, что А.Ивченко совмещает работу народного депутата с работой в наблюдательном совете предприятия, что запрещено Конституцией. Это только лишний раз подтверждает, что А.Ивченко в наблюдательном совете НАК «Нафтогаз України» не задержится. Поцарюет дней двадцать (или полгода) и вернется в парламент. Но за это время, возможно, успеет совершить еще не один подвиг, о которых мы, не исключено, узнаем постфактум.