Появление в Украине майора Мельниченко вряд ли стало большой неожиданностью. О том, что майор может появиться в стране в период избирательной кампании и даже принять в ней участие, говорили многие. Тем не менее, приезд Мельниченко все же вызвал фурор, на который и надеялся экс-сотрудник охраны президента. Сразу после прибытия в страну, Мельниченко решил усилить интригу и взял паузу до следующей недели, пообещав лишь тогда ответить на вопросы журналистов. Пока же удалось услышать одно весьма абстрактное заявление: «Наказать банду Кучмы». Но реальные действия майора говорят о том, что Мельниченко совсем не прочь «поиграть в политику».
Итак, впервые после пяти лет проживания за рубежом Мельниченко вернулся в Украину. Вернулся именно тогда, когда в стране началась избирательная кампания. В этом суть главной интриги: какой может быть роль Мельниченко на этих выборах и против кого в этот раз сыграют знаменитые записи из кабинета Леонида Кучмы.
Собственно, по поводу приезда именно сейчас у Мельниченко найдутся «железные» аргументы. Ведь его приглашали дать показания по делу Гонгадзе еще в начале года, когда президент Ющенко и в стране, и за ее пределами заявлял о своем твердом намерении сделать все для раскрытия дела Гонгадзе.
Но Мельниченко медлил. Если раньше он говорил, что в стране отсутствует политическая воля к раскрытию убийства журналиста, то на протяжении этого года у него был другой аргумент - он не доверял Святославу Пискуну.
Теперь, мол, ситуация изменилась. Генеральным прокурором стал Медведько, но главное, что в кресле министра юстиции сейчас оказался защитник Мельниченко в Европейском суде по правам человека Сергей Головатый. Это тот человек, которому Мельниченко уж точно может доверять.
Бесспорно, что показания Мельниченко по делу Гонгадзе на самом деле очень важны. Без них сложно приобщить пленки к делу, а значит, проводить дальнейшее расследование по организаторам и заказчикам убийства.
Мельниченко еще в аэропорту получил повестку в Генпрокуратуру от следователя Шубина и вроде бы перед отъездом ответил на вопросы ГПУ в США. Но, как утверждает Алекс Гольдфарб, руководитель Фонда Березовского, эти свидетельства практически не могут быть использованы, поскольку они неверно оформлены.
Сейчас у Мельниченко есть два варианта поведения в Украине. Он заявил, что пока не собирается здесь оставаться, поскольку в США оставил жену и дочь. Поэтому логично было бы дать исчерпывающие показания по делу Гонгадзе и окончательно снять все подозрения по поводу собственной заангажированности в этом вопросе. Но его показания должны прояснить все вопросы по поводу прослушки кабинета Кучмы, ведь с версией о «диктофоне под диваном» не согласился еще ни один эксперт.
Тем не менее, большинство украинских политиков уверены, что дача показаний - далеко не единственная цель приезда Мельниченко. И его первые действия в Украине лишний раз доказывают эти предположения.
После приезда Мельниченко не пошел в прокуратуру, зато в четверг вечером появился в ЦИК в сопровождении эскорта депутатов от Соцпартии. Ярослав Давидович и его заместители плодотворно пообщались с майором и депутатами. Главное требование, которое огласил Александр Мороз, - исполнить решение Европейского суда о восстановлении нарушенных прав Мельниченко.
Зачем Мельниченко депутатский значок сейчас - вопрос риторический. С одной стороны, он может говорить о том, что Украина обязана исполнить решение Евросуда, но с другой - работать этому составу парламента осталось всего ничего, и вряд ли Мельниченко сможет сейчас удовлетворить свои парламентские амбиции. Логичнее баллотироваться в следующий состав парламента. Тем более что это с правовой точки зрения проще, чем сейчас добиваться депутатского мандата.
Во время выборов парламентская трибуна важна скорее как средство ведения избирательной агитации. И если главная миссия Мельниченко - это выборы, то эта трибуна ему действительно нужна.
Главная загвоздка - каким образом сделать Мельниченко депутатом. Действительно, в деле «Мельниченко против Украины» Европейский суд по правам человека 19 октября 2004 года принял решение о том, что в случае снятия Мельниченка с выборов «мало місце порушення статті 3 Протоколу номер 1 Конвенції прав людини, яка передбачає право голосувати і висувати свою кандидатуру на виборах». Суд обязал Украину «возобновить Мельниченко в его правах», иначе говоря, дать право Мельниченко голосовать и выдвигать свою кандидатуру на выборах.
В последнее время Сергей Головатый не раз критиковал Ярослава Давидовича за игнорирование решения Европейского суда, но последний говорит, что вынужден был руководствоваться решением Верховного суда Украины от 8 февраля 2002 года, в котором действия ЦИК, а именно снятие Мельниченко с регистрации кандидатом в депутаты, были признаны законными.
ЦИК обратилась в Верховный суд с требованием дать оценку этому решению. Только вечером 30 ноября с. г. комиссия получила новое решение, в котором действия ЦИК в 2002 году уже названы незаконными.
Теперь члены ЦИК должны ознакомиться с этим документом и принять решение. Другими словами, комиссия может проголосовать за восстановление Мельниченко в качестве кандидата в депутаты. Но каков механизм дальнейших правовых действий, конкретно пока не сказал никто. Год назад, правда, Сергей Головатый утверждал, что такой механизм существует, но не стал вдаваться в подробности.
Ярослав Давидович, отвечая на вопрос «ЗН» о том, каким образом Мельниченко может стать народным депутатом, сказал: «Щоб отримати мандат, треба пройти через вибори і виборчу скриньку. Але цього не було». Иначе говоря, Мельниченко не брал участия в выборах и избиратели голосовали за список СПУ, в котором не значилась его фамилия. Вполне возможно, что наличие этой фамилии дало бы совсем иной результат.
Кстати, о том, что Мельниченко не может стать депутатом этого созыва, говорил и Юрий Луценко. Тогда он заявил, что готов уступить свое место Николаю Мельниченко, отметив при этом: «Коли це питання стало на порядку денному, Мороз дав доручення нашим юристам опрацювати це питання з погляду українського законодавства. …Незважаючи на заяви низки депутатів фракції СПУ про готовність скласти всі повноваження, надавши їх Мельниченку, такого механізму не існує - у парламент піде наступний за списком, а не Мельниченко. Він не був зареєстрований у списку СПУ відповідно до рішення Верховного суду України».
До сих пор ни Головатый, ни социалисты не объяснили, каким образом можно разрешить это противоречие. Будет весьма забавно, если без прояснения этого момента начнутся различные заявления о том, что, мол, некоторые представители власти блокируют регистрацию Мельниченко народным депутатом.
Все эти пять лет Мельниченко занимался расшифровкой записей из кабинета Кучмы, и обнародованы были только некоторые из них. Теперь эти записи могут или стать достоянием общественности, или предметом скрытого шантажа отдельных политиков.
В первую очередь, записи Мельниченко и свидетельства по делу Гонгадзе могут быть использованы против Владимира Литвина. О том, что именно он подстрекал Кучму к действиям против Гонгадзе, Мельниченко заявлял уже не раз. Теперь в контексте избирательного противостояния Мороза и Литвина, о котором «ЗН» уже подробно писало, эти обвинения могут прозвучать еще более громко. Литвин был явно не в восторге от прибытия Мельниченко, заявив, «что, видимо, в некоторых командах дела идут настолько плохо, что они решили вытянуть из рукава последнюю карту».
Однозначно, нечто новое мы узнаем и о действиях ныне покойного Юрия Кравченко, и ныне здравствующего Леонида Деркача. Могут появиться и определенные записи из разговоров Кучмы с Александром Волковым, и это определенно придется по душе некоторым представителям блока Тимошенко, которые не очень рады перспективе появления Александра Михайловича в списке Юлии Владимировны.
Почти определенно можно сказать о том, что у Мельниченко немало информации о делах зятя Кучмы - Виктора Пинчука. Сейчас у Пинчука далеко не лучшие времена, и появление определенных записей вряд ли поможет олигарху решить его проблемы.
Интересный вопрос - что будет делать Мельниченко с записями бесед бывшего президента с нынешним. То, что голос Ющенко есть на пленках, факт общеизвестный. Не столь важно даже то, о чем говорил Кучма с Ющенко. Достаточно представить себе тон этих разговоров, и это уже может оказаться существенным минусом для Ющенко.
Единственная сила, которую никак не затронет Мельниченко и его записи, - это нынешний лидер избирательной гонки - Партия регионов. Более того, ослабления конкурентов явно на руку Януковичу, можно даже сказать, что Мельниченко может оказать немалую услугу регионалам, если начнет активно обнародовать интересные подробности о былых деяниях вышеперечисленных политиков.
Совершенно понятно также, что Мельниченко сегодня играет на социалистов. Впрочем, и для некоторых из них у него могут найтись аргументы, ведь он, как никто другой, осведомлен об обстоятельствах появления пленок и тех вещах, которые пока остаются за кадром.
Единственная проблема - как спрогнозировать реакцию людей на появление Мельниченко и его компромата. За пять лет страна уже свыклась с пленками, и порог восприятия негатива у украинцев уникально низкий. Вряд ли сторонники Владимира Литвина никогда не слышали о пленках Мельниченко и о том, в каком контексте там фигурирует Литвин. Тем не менее рейтинг доверия спикера держится на достаточно высокой отметке.
Действия же Мельниченко в последние годы у многих породили недоверие к тому, что он говорит и что делает. Посему не исключено, что нынешняя активность майора, а также оглашение им новой порции политического компромата минувших дней, от которого уже все порядком устали, рикошетом ударит как раз по тем, кто сейчас оказывает ему поддержку.