UA / RU
Поддержать ZN.ua

МЕЖДУ ТУРЦИЕЙ И ГРЕЦИЕЙ

Сколько ни существовало государство Украина, оно всегда находилось между двумя противоборствующими силами...

Автор: Валентин Бадрак

Сколько ни существовало государство Украина, оно всегда находилось между двумя противоборствующими силами. Похоже, что гибкость в проведении политики становится отличительной чертой украинского политика, независимо от уровня. Однако если нахождение Украины между НАТО и Россией несколько тяготит руководителей нашего государства и побуждает к периодическим заявлениям о том, что Украина не желает быть яблоком раздора, то, оказывается, бывают ситуации, когда нахождение между баррикадами очень даже выгодно.

Речь идет о на первый взгляд непонятном выступлении Украины в демонстрационных испытаниях основных боевых танков на военном полигоне Литохоро в Греции, завершившимся в этот понедельник. Греция вовсе не случайно организовала двухмесячные весьма изнурительные испытания танков на своей собственной территории - в рамках национальной программы перевооружения и модернизации своих вооруженных сил эта страна планирует закупить около 500 танков. Сами испытания, а также итоговые показательные стрельбы танков взял под личный контроль заместитель министра обороны страны Д.Апосталакис. Учитывая серьезный уровень возможной сделки, в борьбу ввязались практически все ведущие мировые разработчики танков - ФРГ, Франция, США, Великобритания, Россия, а также Украина, которая впервые выступала на таком уровне на рынке стран НАТО и ЕС. (Хотя, нельзя сказать, что ранее такие страны не интересовались Украиной: приблизительно с середины 1996 года четыре страны НАТО - США, Турция, Испания и Греция начали уделять довольно много внимания Украине и провели ряд переговоров с отечественными представителями оружейного бизнеса, некоторые из которых закончились небольшими, но неплохими контрактами).

Что касается довольно дерзкой танковой заявки украинского Т-80, то в Украине ее оценивают неоднозначно. Вернее, оценивают как удачную с той оговоркой, что если бы за дело брались те, кто это уже умеет делать, то результаты могли бы быть и лучше. По сообщению посольства Украины в Греции, господин Апосталакис высоко оценил украинскую машину и особенно ее повышенные возможности и тактико-технические характеристики, а греческий экипаж, который на скорую руку обучили обхождению с танком, подтвердил, что она действительно не уступает более дорогим западным образцам. Но не следует забывать, что заместитель главы греческого оборонного ведомства также неплохо отозвался и о машинах конкурентов.

По словам первого замминистра промышленной политики Виктора Падалки, работа КБ им. Морозова и «Завода им. Малышева» в Греции дает все основания надеяться, что Украина будет в числе фаворитов, хотя результаты предтендерной работы мы сможем узнать не скоро. Еще более высоко оценил выступление танкостроителей бывший министр обороны Украины, а ныне президент Укравиапрома Валерий Шмаров. По мнению Валерия Николаевича, «несколько стран уже сошли с дистанции на контрольном марше, а реальными претендентами являются немцы со своим «Леопардом» и мы с танком Т-80».

И все же, отдавая дань объективизму, надо вспомнить и о некоторых, возможно, и не очень приятных ньюансах. Например, о том, что в украинском МИДе не все, кто имеет отношение к военно-техническому сотрудничеству Украины, были в восторге от этой истории, в частности, от того, что внешнеполитическое ведомство не было проинформировано о миссии харьковчан в Греции. А узнало о ней лишь после того, как преодоление одного из препятствий неудачно окончилось для механика нашей восьмидесятки. По свидетельству некоторых источников, его даже пришлось госпитализировать. Правда, от того, что пострадал человек, имидж наших танков остался неизменным и на ход показательных испытаний не повлиял, утверждает председатель Госслужбы экспортного контроля Украины генерал армии Валерий Губенко. Без ссылок на источники информации, он отметил, что сегодня здоровье механика-водителя не вызывает опасений. Весьма критичен в оценке случившегося был руководитель «Укрспецэкспорта» Валерий Малев. «Каждый должен заниматься своей работой квалифицированно. «Завод им. Малышева», который до настоящего времени права на самостоятельную внешнеэкономическую деятельность не имеет, к сожалению, также не имеет и развитых структур для этой деятельности, подобно «Южмашу» или «Мотор-Сiч». Сегодня же предприятие пытается на энтузиазме отдельных личностей решить эту проблему, поэтому получаются такие проколы», - считает Валерий Иванович. Учитывая, что действия представителей завода в этом регионе по сути квалифицированны как неграмотные, станет понятным любопытство автора разобраться, как все-таки украинские танки оказались в Греции. Однако на заводе ответ на этот вопрос, как, впрочем, и на другие, так и не был получен, а заместитель гендиректора Александр Загородних даже пообещал проинформировать СБУ о подозрительных вопросах журналиста. В Госслужбе экспортного контроля все же сообщили, что в данном случае речь идет о разовом разрешении заводу, решение же на участие малышевцев принимала правительственная комиссия по вопросам политики экспортного контроля во главе с первым вице-премьер-министром Анатолием Голубченко. Впрочем, оно и понятно: из 1700 обращений, поступивших в Госслужбу экспортного контроля в текущем году, решения по не менее 100 принимает именно этот орган. Очевидно, в государстве, где среди проданной военной продукции танки занимают около 50%, должно существовать танковое лобби, но хотелось бы, чтобы в Украине не было места фразе, ставшей крылатой в России: «Хотели как лучше, а вышло как всегда». Тем более, накануне серьезной реорганизации системы военно-технического сотрудничества, которое как ожидается, произойдет буквально со дня на день.

Впрочем, дело вовсе не в подводных течениях внутри Украины, а в том, как продолжить успешно начатое освоение украинскими танками заморских рынков. Когда два враждующих между собой соседа вооружаются, то вроде и не плохо бы на этом немного подзаработать, и тут уж не до морали. Турция, похоже, объявит о танковом тендере не ранее середины следующего года. Но к этому моменту харьковчане уже отгрузят Пакистану последние 55 машин Т-80УД, и новые заказы станут острой необходимостью. Поэтому, а еще, может, для того, чтобы напомнить Турции, что

если и ее потенциальный противник внимательно присматривается к украинским танкам, то, может быть, они действительно хороши. Турция нуждается в 1000 танков, но в случае выбора Украины речь шла бы скорее всего о небольшой партии, примерно в 100 машин и последующей передаче технологий. Правда, учитывая, что Украине пока не известны условия ни турецкого, ни греческого тендеров, понятно, что в любом случае лучше синица в руке, чем журавль в небе.

Вряд ли в Украине все представители оружейного бизнеса были единогласны в том, стоит ли харьковчанам ввязываться в танковый тендер в Греции, учитывая сегодняшний уровень отношений с Турцией, с которой, понятно, военно-техническое сотрудничество не будет исчерпано одной темой. Это подтверждает как раз тот факт, что вопрос об участии Украины в Греции был вынесен за пределы Госслужбы экспортного контроля. В госкомпании «Укрспецэкспорт» автору объяснили, что ошибочно полагать, будто бы Украина нацелилась на Турцию или любой другой регион. «Украина - независимое государство и ведет равные отношения военно-технического сотрудничества со всеми другими независимыми государствами и ни в коем случае не будет делать акцент на одного из партнеров», - подчеркнул В.Малев. Действительно, реализации национальных интересов Украины не противоречит позиция, когда она что-то продает «и тем, и другим». Может быть, это даже приведет к такой желательной ситуации, когда и те, и другие (а еще бы третьи) будут больше уважать. И больше считаться.

Кстати, по информации В.Губенко, в текущем году Украина торгует продукцией военного и специального характера «очень успешно» и по сравнению с прошлым годом ожидается увеличение объемов поставок такой продукции на 4-6%. В свою очередь В.Падалка подтвердил, что оборонный комплекс страны не намерен сбавлять темпов и в текущем году, и несмотря на влияние кризиса в России, выйти на прошлогодние объемы производства.