UA / RU
Поддержать ZN.ua

МЕСТНЫЕ ВЫБОРЫ В ПОЛЬШЕ: АВС ИЛИ СЛД

Последняя неделя перед выборами в местные органы управления в Польше, как и следовало ожидать, из ...

Автор: Васыль Твердохлиб

Последняя неделя перед выборами в местные органы управления в Польше, как и следовало ожидать, из режима пиано вдруг перешла в режим форте: чем ближе дата выборов (они, как известно, состоятся 11 октября), тем щедрее становились обещания, тем критичнее оценивались программы конкурентов, тем сильнее звучала уверенность в собственной победе. Лидер польской социал-демократии Лешек Миллер на предвыборной встрече, состоявшейся в прошлую субботу, так и сказал: социал-демократия победила во Франции, Италии, Великобритании, Германии, а теперь очередь за Польшей, Польша не может отставать от Европы; мы выиграем эти выборы, а затем - президентские, а в 2001-м - и парламентские.

Важность и стратегическое значение местных выборов в Польше определяется многими обстоятельствами. Назовем главные. Эти выборы - пролог к проведению территориально-административной реформы, которая начинает свой бег уже с 1 января 1999 года, и ее успех или неуспех скажутся не только на общественном самочувствии правящей коалиции Акция Выборча «Солидарность» - Уния Вольности, но и на судьбе последующих реформ (в образовании, здравоохранении, социальном обеспечении), подготовленных правительством Ежи Бузека. Выборы в органы местного самоуправления на новой, реформированной основе надо рассматривать и как очередной шаг Польши на пути в Европейский союз и, конечно же, как репетицию выборов президентских, которые состоятся в 2000 году.

За неделю до выборов социологические прогнозы уже не публикуются, но это не означает, что местные аналитики перестали оценивать шансы той или иной партии в борьбе за мандаты. Как и раньше, наиболее предпочтительными они выглядят у Акции Выборчей «Солидарность» (АВС) и Союза левицы демократической (СЛД). Судя по прогнозам, эти шансы в последние три-четыре месяца не просто выравнялись, но и во многом оказались в пользу СЛД. Трудно однозначно ответить, что способствовало этому: относительный успех социал-демократов в борьбе за большее, чем планировалось коалицией и правительством, число воеводств на карте страны, последовательное отстаивание ими социальных гарантий граждан и бюджетных ассигнований на жизненно важные сферы или утрата Польшей 34 миллионов экю из фонда «Phare» Евросоюза или отсутствие законов, определяющих способ и источники финансирования органов местного самоуправления, за что прямую ответственность несет правительство. Впрочем, точнее будет сказать, что выравнивание рейтингов двух влиятельнейших политических сил Польши в преддверии локальных выборов - это не столько результат прогрессирования СЛД, сколько извечный синдром критики существующих властей, присущий многим избирательным кампаниям.

Совсем не случайным был призыв лидера АВС Марьяна Кшаклевского не превращать эти выборы в политическую кампанию. Хотя с самого начала было понятно, что дело здесь совсем не в политизации локальных или региональных интересов, а в той дозе критики, которая предназначалась для центральных властей, активно включившихся в борьбу за мандаты на местном уровне. То, что без политики не существует выборов, даже если эти выборы самого низшего уровня, подтвердил вскоре и сам автор призыва. Когда Лешек Бальцерович и руководимое им министерство финансов опубликовали принципы и предложения по реформированию государственной фискальной системы, которую в Польше сразу же окрестили большой налоговой революцией Бальцеровича, то среди первых, кто указал на ее предвыборный политический смысл, были не представители оппозиции, а лидер АВС. Понятно, что в Кшаклевском в этом случае заговорил отнюдь не союзник по коалиции, а конкурент по предвыборной борьбе.

Кстати, даже и сегодня, после впечатляющих успехов Польши в реформировании своей экономики, Л.Бальцеровича и Унию Вольности критикуют иногда не только союзники по коалиции, но и левая и даже правая оппозиции. А между тем именно у этой партии самый стабильный электорат, а ее лидер признан влиятельнейшими международными финансовыми организациями лучшим министром финансов уходящего года. Кто еще, кроме Акции Выборчей «Солидарность», Союза левицы демократической и Унии Вольности может рассчитывать на успех в выборах 11 октября? Претендентов, если сравнивать с прошлогодними парламентскими выборами, не так уж и много. Если точнее, еще три: Общественный союз, патриотическое движение «Отчизна» и Польская семья. Первый будет представлять в органах местного самоуправления интересы польских крестьян, в программе второго главнейшим остается постулат унитарности государства и предупреждение его регионализации, в программе третьей - просемейная политика местных исполнительных органов. Общественный Союз и «Отчизна», кроме того, - за самое тщательное обсуждение условий вступления Польши в Европейский союз, вплоть до проведения общенародного референдума. Отнюдь не локальное, а важное общеполитическое значение выборов в органы местного самоуправления определяется и тем, что на мандаты в рады гмин и уездов, а также в сеймики воеводств претендуют многие послы, сенаторы и министры. Самый известный среди них - конечно же, Влодзимеж Цимошевич, бывший глава кабмина.

А вообще-то в органы местного самоуправления Польши должна придти большая армия радных? В рады гмин их будет избрано около 52 тысяч, в рады уездов - около 9 тысяч, в сеймики воеводств - около тысячи. В гминах, где населения меньше чем 20 тысяч, будет действовать мажоритарный принцип избрания власти, в гминах побольше, а также в уездах и воеводствах избиратели будут голосовать за партийные списки. Посему эти выборы будут намного сложнее, чем парламентские или президентские, а их результаты станут известны не раньше чем через неделю.