UA / RU
Поддержать ZN.ua

МЕСТНЫЕ ВЫБОРЫ И РЕФЕРЕНДУМ В МОЛДОВЕ:

После выборов в местные органы самоуправления и консультативного референдума в Республике Молдова оказалось много недовольных...

Автор: Васыль Твердохлиб

После выборов в местные органы самоуправления и консультативного референдума в Республике Молдова оказалось много недовольных. Удивляться не стоит. Избиратели недовольны тем, что почти каждый год приходится идти к избирательным урнам, а дела в стране все хуже и хуже: вместо роста валового национального продукта и заработной платы растут цены и тарифы, бедность и болезни, вместо падения уровня безработицы падает уровень национальной валюты. Политические партии остались недовольны тем, что не сумели улучшить свои прошлогодние показатели после парламентских выборов, укрепить и нарастить электоральную базу или найти новых политических союзников. А все вместе оказались недовольны тем, что к их всеобщему стыду центральная избирательная комиссия никак не могла посчитать результаты выборов и процент участия населения в референдуме, а потому парламентской комиссии по контролю и петициям пришлось заниматься вопросом соблюдения Закона о выборах...

Словом, если оценивать выборы и референдум очень прагматически в их непосредственном или опосредованном влиянии на народную судьбу, то следует признать, что жить стало еще хуже, ведь уже на пятый день после того, как были закрыты избирательные участки, хлеб и хлебобулочные изделия подорожали в Молдове почти на 30%. Если же рассматривать местные выборы в исторической перспективе, то следует сделать противоположный вывод. По сравнению с предыдущими они уже шаг вперед, ибо состоялись в условиях нового административно-территориального устройства республики и действия нового Закона о местном публичном самоуправлении. А это уже не только дебюрократизация и десоветизация местной власти в Молдове, но и ее шаг в сторону Европы.

Но давайте все-таки обратимся к предварительным результатам выборов. По сравнению с прошлогодними парламентскими они не претерпели серьезных изменений. Снова наибольшее число мест в самоуправленческих структурах сел, городов и уездов будут иметь левые силы в лице избирательного блока коммунистов, аграриев и социалистов - у них оказалось 33,72% мандатов. У пропрезидентского блока, объединяющего социал-демократов республики, второй результат - 19,12%. Правоцентристские Демократическая конвенция Молдовы, Партия демократических сил и Христианско-демократический народный фронт имеют соответственно 12,66%, 7,67% и 6,48%. Левые снова победили, но лишь в уезде Единцы, на севере Молдовы, их победы достаточно, чтобы сформировать руководящее большинство в местных органах самоуправления. В других уездах скорее всего произойдет то, что год назад произошло в парламенте, где коммунисты, после объединения социал-демократов с правоцентристами, оказались в оппозиции. Второй тур выборов, который состоится 6 июня, вряд ли изменит политическую конфигурацию местных органов власти, которая очень уж напоминает конфигурацию парламентскую.

Было во время местных выборов в Молдове и то, что называют электоральными инцидентами. Если о неучастии в них Приднестровья и Тараклии, не согласной с новым административно-территориальным делением Молдовы, было известно еще до выборов, то произошедшее в селах Унгур, Буковец и Бурлэчень оказалось более чем неприятным сюрпризом. В первом из них (в прошлом это село Окницкого района) в предвыборную ночь неизвестный выстрелом из пистолета ранил примаря Олега Мантурова, снова участвующего в избирательной кампании от Партии коммунистов Молдовы. Во втором селе около 20 пенсионеров заблокировали избирательный участок и не давали возможности односельчанам выполнить их конституционный долг, пока не будут выплачены задолженности по пенсиям. В третьем - местные жители, параллельно с выборами, решили провести собственный референдум о присоединении к Гагаузии. Местные власти, конечно, признали такие действия незаконными и прекратили эти беззакония.

А теперь о консультативном референдуме, проводившемся по инициативе президента П.Лучински и имевшем целью изменение конституционного строя республики. По решению центральной избирательной комиссии он признан таким, что не состоялся, поскольку в нем не приняли участие 60% избирателей, а именно такая цифрам делала его исход позитивным. Это, безусловно, поражение президента Лучински и тех, кто его поддерживал в намерении превратить Молдову в президентскую республику. Трудно определить, что сыграло здесь решающую роль. То ли то, что против идеи Лучински объединилось большинство политических партий как правого, так и левого толка. Или то, что Совет Европы, говоря об этом референдуме, вспомнил о Белоруссии, где все тоже начиналось с инициативы президента Лукашенко и референдума. А, может быть, все объясняется апатией и разочарованием молдовского избирателя, который в такой вот способ решил продемонстрировать свое отношение к тому, что происходит в республике.

Естественно, противникам референдума еще рано праздновать победу и говорить о том, что идея президентской республики похоронена навсегда. Тем более, что пресс-секретарь президента А.Голя заявил, что П.Лучински удовлетворен результатами голосования и вполне возможен второй референдум, на сей раз уже конституционный.

Если б такой действительно состоялся, вычислить наперед его результат оказалось бы сложно. Зато нетрудно спрогнозировать новую эскалацию противостояния между парламентом и президентом. В преддверии президентских выборов 2000 года такой исход вряд ли устраивает Лучински. Впрочем, в запасе у него есть еще один компромиссный вариант, могущий устроить даже парламент: отказавшись от референдума о президентской республике, вернуться к идее расширения полномочий правительства. Соответствующий сигнал президенту уже пошел - с законодательной инициативой об этом выступили 39 парламентариев правящего альянса «За демократию и реформы».