UA / RU
Поддержать ZN.ua

Мэр Севастополя: ПОДПИСАНИЕ СОГЛАШЕНИЙ ПО ЧФ НЕ ОЗНАЧАЕТ РЕШЕНИЯ ВСЕХ ПРОБЛЕМ

Соглашения по Черноморскому флоту между Украиной и Россией были разрекламированы как выбивающие почву из-под ног у тех, кто наживал на их отсутствии политический капитал...

Автор: Алена Притула

Соглашения по Черноморскому флоту между Украиной и Россией были разрекламированы как выбивающие почву из-под ног у тех, кто наживал на их отсутствии политический капитал. Тем не менее они продолжают оставаться поводом для спекуляций ( или размышлений) тех же самых сил. Поскольку официально эти соглашения обнародованы не были, имеет место некоторая недосказанность, а иногда и несколько различная трактовка достигнутых договоренностей.

С мэром Севастополя Виктором Семеновым мы неоднократно встречались во время переговорного процесса. Встретились и сейчас, когда вроде бы уже все решилось. Однако, как и многие другие, В.Семенов считает, что все только начинается...

- Как вы, как непосредственный участник переговоров, оцениваете результаты переговоров, достигнутые договоренности?

- Я бы хотел вернуться к предыстории вопроса. Проблема Черноморского флота - это узел, в который вплелось много проблем, узел, который пять лет не давал нашим государствам нормально работать. Очень многие пытались этот узел развязать, но, как бывает в жизни, когда пытаешься развязать узелок, он еще больше затягивается. И только президенты поняли, что этот узел невозможно развязать - его надо просто разрубить.

За пять лет интересы сторон определились, вызрели, когда каждое государство уже знало, в чем и насколько оно может уступить, где пойти на компромисс.

Подписание соглашений по Черноморскому флоту открыло путь к подписанию широкомасштабного договора, но это не значит, что все проблемы решены. Этими решениями только заложена база, к ним еще предстоит наработать целый ряд дополнительных соглашений, выработать механизм реализации буквально каждой статьи.

Я бы не хотел преувеличивать мою роль в этом процессе. Этими вопросами занимались ведущие политики обоих государств, но привлечение главы севастопольской администрации было, наверное, правильным, потому что проблемы переговоров сконцентрировались в конечном счете вокруг нашего города.

- Вы сказали, что в результате переговоров был достигнут компромисс. Президенты же говорили о паритете интересов...

- Паритет интересов может быть достигнут различными путями, в том числе в результате цепи компромиссов. В данном случае более правильно говорить о паритете интересов. Ибо подсчитывали не только, кто сколько теряет, кто в чем уступает, но и то, какая сторона что приобретает в результате таких соглашений.

Напомню, что политические решения были приняты президентами в Сочи, затем подтверждены в Массандре и обрели форму документа в виде соглашения, где параметры раздела и условия базирования флота стали результатом компромиссов в экономической сфере.

Когда проблемы заходят в тупик, когда нарастает большой клубок вопросов, то необходимо прийти к некоему минимально достаточному, базовому решению, от которого можно было бы развиваться дальше. Это и было сделано.

В результате кропотливой работы специалистов по оценке земельных участков, акватории бухт, балансовой остаточной стоимости инфраструктуры, радиочастотного ресурса, компенсации экологических последствий базирования флота вышли на шкалу оценок с учетом поправочных коэффициентов, определенных в зависимости от территориального расположения.

В соответствии с действующим законодательством Украины применили разные коэффициенты для Севастополя, пригородной зоны, отдельных регионов базирования воинских формирований в Крыму. В совокупности вышли на ежегодную сумму 97,75 млн. долл., которая устроила обе стороны.

Сейчас бытует мнение, что Украина фактически бесплатно отдала России свою территорию. Я с этим категорически не согласен. Судите сами - только за 1995-96 годы Черноморский флот, основным местом дислокации которого является Севастополь, уплатил как юридическое лицо по законам Украины 22 млн.161 тысячу гривен налогов в бюджет города. А за пять лет пребывания российского флота в Севастополе город получил «аж» около 40 млн.грн. Можно ли после этого говорить, что почти 100 млн. долларов в год - это мало?

Я принимал участие практически во всех переговорах по ЧФ, начиная со второй встречи, и могу сообщить, что начинали мы переговоры с абсурдных цифр - Россия выражала готовность платить 12 млн. долларов в год, нами же была выдвинута цифра в 470 млн.долларов (при этом мы вложили в эту сумму такую стоимость земли, какой нет в центре Токио!).

С учетом экономического положения обоих государств в схему взаиморасчетов были включены долги как одной, так и другой стороны. То есть это не политическое решение об амнистии невозвратных долгов, а взвешенный экономический расчет. Мы пришли на переговорах к реальным цифрам, и плюсов от этого гораздо больше, чем минусов.

У этих соглашений много критиков, но я уверен, что если бы им поручили принимать участие в переговорах, они пришли бы к такому же решению.

- Каким вы видите взаимодействие властей города и командований флотами в будущем?

- У нас сложилась нормальная практика взаимодействия между флотами и городом, когда общие вопросы решались сообща. Есть и примеры совместного решения непростых вопросов. Так, 9 Мая провели совместное празднование Дня Победы, в четверг праздновали День независимости России. Это еще раз показало, что флоты могут базироваться совместно. Мы научились жить вместе.

Что касается возможных спорных вопросов по толкованию и применению соглашений, то, если они возникнут, ими будет заниматься смешанная комиссия, согласно соглашению о статусе и условиях пребывания ЧФ в Севастополе. Но соглашениями все наперед не регламентируешь. Жизнь не стоит на месте, а ставит вопросы, требующие немедленного ответа. Решением некоторых насущных проблем мог бы заняться своеобразный совет, состоящий из мэра города и командующих двух флотов.

- Видите ли вы какие-то сложности и проблемы в будущем в связи с тем, что российский Черноморский флот будет контролировать рейд основной Севастопольской бухты, в частности, для захода гражданских судов?

- Во-первых, хотел бы поспорить с теми, кто пишет, что вся акватория Севастопольской бухты отходит России. Это в принципе не верно, это комментарии журналистов, не владеющих ситуацией. Хочу подчеркнуть, что бухты как принадлежали Севастополю, так и принадлежат ему. Не полностью вся бухта отдана в аренду, а определенное количество стояночных причалов, за которые и вносит арендную плату Черноморский флот, в соответствии с картой мест базирования, которая подписана обоими командующими и согласована со мной.

Если перевести на язык цифр, то ЧФ занимает, согласно документам, около 3,9 тысячи га из 110 тысяч гектаров общей площади города. Всего Черноморский флот арендует 517 стояночных мест общей протяженностью 10415 погонных метров из более чем 30 тысяч метров, которыми располагают бухты Севастополя.

При этом, в Севастопольской бухте, кроме причалов ЧФ, располагаются причалы для гидрографических судов, научно-исследовательских институтов, пассажирский и грузовой терминал морского торгового порта, причалы Морского завода.

Международные нормы говорят о том, что, если в бухте базируются и гражданские, и военно-морские суда, то право управления режимом внешних, внутренних вод, прохода в бухту принадлежит военным. Согласно международным нормам, командующими Черноморского флота и Военно-Морских Сил Украины будут отработаны правила рейдовой службы. Скажем, при заходе в бухту преимущественным правом пользуется пассажирский корабль, затем военный, затем грузовой транспорт. Поэтому, я уверен, что никаких сложностей в этом не будет.

- Едва ли не во всех основных бухтах Севастополя будет присутствовать Черноморский флот... Как вы думаете, почему при достаточном количестве мест базирования в Севастопольской бухте Черноморскому флоту понадобилась еще и Карантинная?

- Стрелецкая бухта отдана под базирование ВМСУ, а Севастопольская отдана для базирования ЧФ России. Однако в настоящее время корабли ВМС Украины частично базируются и в Севастопольской бухте по договоренности между командующими. «Гетьман Сагайдачний» всегда базировался в Севастопольской бухте, и, в принципе, Россия не возражает, чтоб он и дальше там базировался. Это удобно для ВМС Украины. С другой стороны, корабли ЧФ, которые стояли в Стрелецкой, продолжают там находиться. Ничего страшного я в этом не вижу.

А что касается Карантинной бухты, то в ней только 900 м причальной стенки отходит ЧФ. Это место, где базируется 41-й дивизион ракетных катеров ЧФ, поскольку эти причалы имеют определенную специфическую инфраструктуру, созданную под базирующиеся здесь корабли. А все остальное является территорией Херсонесского заповедника.

Еще раз подчеркиваю, что не вся бухта отдана, а в этой бухте определены места базирования флота.

- Что в результате всех переговоров, достигнутых договоренностей и определения арендной платы получит город?

- В настоящее время мы даже теряем в наличных поступлениях. Раньше часть налоговых отчислений на землю, водные ресурсы поступала в городской бюджет. Сейчас, после подписания соглашений, средства поступают напрямую в государственный бюджет, в связи с чем возникла необходимость пересмотреть формирование бюджета города. Но город ничего не потеряет...

- Но и не приобретет?

- Мы приобрели будущее. Главное - появилась определенность. Эти утраченные налоги нам будет компенсировать Кабмин. Я два дня провел в правительстве, в результате есть договоренность, что в бюджете Украины на 1997 год и в дальнейшем это должно быть предусмотрено.

Хотя сейчас большого вбрасывания в бюджет и нет, развитие соглашений дает возможность нам, например, ежегодно выделять 200 тысяч долларов на решение экологических проблем, на что раньше не выделялось ни копейки.

До последнего времени город по объемам инвестиций занимал одно из последних мест. Это удивительно для города, в котором насчитывается 30 км причальных линий, четыре аэродрома, около 30 незамерзающих глубоководных бухт, два порта. Именно нерешенность проблемы раздела флота не позволяла привлечь средства инвесторов. Буквально через несколько дней после соглашений в городе появились послы Аргентины и Португалии, которые заговорили об экономических интересах, дающих выгоду и нам, и их государствам.

Поэтому, несмотря на то, что де-юре Севастополь был открыт для иностранцев еще полтора года

назад, фактически он стал открытым только после подписания соглашений по ЧФ. При этом я должен подчеркнуть, что подписание соглашений - только первый этап становления города.

- Немного о проблемах, связанных с размещением в украинском городе Севастополе российских граждан. Распространяются ли на военнослужащих ЧФ льготы в оплате за жилье, коммунальные услуги, которыми пользуются военнослужащие Украины?

- Это один из тех вопросов, которые будут отработаны в развитие достигнутых соглашений. Обратите внимание, в соглашении речь идет только о военных объектах, финансируемых за счет государственного бюджета Российской Федерации. Сумма аренды, в частности, касается только этих объектов.

Хозрасчетные, производственные и прочие структуры осуществляют свою деятельность на основе законодательства Украины, платят налоги, коммунальные и прочие платежи, производят все предусмотренные отчисления в бюджет. Дополнительно также будут отработаны вопросы социальной защиты военнослужащих и членов их семей. Например, размеры и источники дотаций на содержание детей в детсадах и прочих бюджетных выплат семьям - это предмет дополнительных решений на государственном уровне.

- Президент Украины во время своей поездки в Севастополь высказался за начало демилитаризации Севастополя и за выведение подразделений морской пехоты России и Украины. Вы также высказывались за демилитаризацию Балаклавской бухты. Каким вам видится Севастополь через 20 лет?

- Я поддерживаю позицию Президента. Я - за поступательную демилитаризацию города, имеющего столь уникальные возможности, и превращение его из военно-морской базы, какой он был все 214 лет своего существования, в крупный мировой историко-культурный центр с развитой экономикой.

Это касается и поставленной Президентом задачи вывода из Севастополя российской и украинской морской пехоты. Подписанием соглашений мы показали, что являемся стратегическими партнерами, и если это так, то все вопросы решаемы.

А определенный в соглашении срок аренды в 20 лет не означает, что все 20 лет Россия будет использовать ту инфраструктуру, которая сейчас ей отходит. Соглашения определяют, что флот имеет право использовать отведенные ему территории только для поддержания его обороноспособности, поэтому со временем, когда ЧФ будет сокращен в соответствии с ориентацией России на более мобильные, эффективные и менее многочисленные вооруженные силы, высвобождающиеся площади, причалы будут отходить в пользование города. Ни причалы, ни здания и инфраструктура в Россию перевезены не будут.

Что касается Балаклавской бухты, где сейчас размещены некоторые корабли ВМСУ, в этом позиция Президента и городских властей совпадает - бухта должна быть демилитаризована. Это будет происходить очень постепенно, и я думаю, что существует перспектива ее полной демилитаризации и использование чисто в гражданских целях.

Я вообще уверен, что подписание соглашений по ЧФ - это первый шаг к началу демилитаризации Севастополя.

Будущее Севастополя мы также связываем с созданием СЭЗ в еще одной бухте - Камышовой, на базе рыбного порта. Поскольку в связи с предстоящими выборами прохождение закона о СЭЗ проблематично, мы готовим постановление Кабинета министров об особом экономическом районе.

Я не являюсь профессионалом в вопросах базирования военно-морских сил, но с хозяйственной точки зрения Карантинную бухту мы скорее смогли бы использовать в интересах города, чем какую-то другую. Но это не значит, что если уйдут военные корабли, то завтра придут сюда туристы. Чтобы использовать причалы для туристических целей, их инфраструктуру нужно соответственно переоборудовать для приема пассажирских судов, это потребует много сил, времени, денег. Но в перспективе для города это очень выгодный вариант.

Вообще по причальному хозяйству у нас работы, как говорится, непочатый край. Город только начинает развиваться в мирном русле.

Героическое прошлое Севастополя неразрывно связано с войнами. Поэтому название этого города ассоциируется обычно с такими выражениями, как «город русской славы», «неприступный для врагов», «героическая оборона», или просто «город-герой». В последней «битве» за Севастополь, по меткому выражению секретаря СНБО Владимира Горбулина, «никто не потерпел победу и никто не одержал поражение». Еще неизвестно, каким эпитетом наградит Севастополь наша эпоха. Может, город-курорт?