UA / RU
Поддержать ZN.ua

МЭР НА ОБЩЕСТВЕННЫХ НАЧАЛАХ

При упоминании Мариуполя у тех, кто здесь был раньше, возникает в памяти два образа - город у моря, которому сам Бог велел наслаждаться жизнью, и город, в котором на улицах видишь то, чем приходится дышать...

Автор: Сергей Кораблев

При упоминании Мариуполя у тех, кто здесь был раньше, возникает в памяти два образа - город у моря, которому сам Бог велел наслаждаться жизнью, и город, в котором на улицах видишь то, чем приходится дышать. Город, который мог бы стать курортом, стал «передовым бойцом» металлургической промышленности, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Попав в такой «плен», что экологи только разводят руками, а местные жители передают по наследству рассказы о том, что раньше в Азовском море можно было наловить такого, что теперь только в книжках можно увидеть, да и то - очень старых. Тех, кто довел его до такого состояния, уже многих и нет, а за их «трудовые подвиги» приходится рассчитываться другим, в том числе мэру Мариуполя Михаилу Поживанову...

Михаил Поживанов родился 12 апреля 1960 года в г.Днепропетровске. Среднюю школу закончил в г.Липецке. Учился в Московском институте стали и сплавов. В 1982 году получил диплом и был рекомендован в аспирантуру. В апреле 1986 года защитил кандидатскую диссертацию и по распределению приехал на Мариупольский комбинат «Азовсталь». Работал на нем до 1991 года. Прошел трудовой путь от разливщика стали до заместителя начальника конверторного цеха по производству. В 1991 году ушел с комбината, создав ряд структур коммерческого и научного направления. В 1994 году избран народным депутатом Украины. 26 июня 1994 года в первом туре избран мэром Мариуполя. В декабре 1994 года защитил докторскую диссертацию. Автор более 50 изобретений. Имеет патенты в Германии, США, России. Лауреат премии им. академика Бардина (1985 год) и премии Ленинского комсомола в области науки и техники (1987 год). Женат. Воспитывает двоих сыновей.

- Михаил Александрович, при упоминании вашей фамилии часто разговор начинает идти о том, что у вас есть «рука» в Киеве, которая помогает в решении многих проблем...

- Если человек выигрывает выборный марафон у 17 претендентов на пост народного депутата и становится мэром города, когда его соперником был предыдущий мэр. Людей же никто не заставлял голосовать именно за меня. Они так сами решили... Под понятием «руки» подразумевают по всей видимости моего отца, который до конца 1991 года был председателем Государственного комитета по металлургии Украины, пройдя до этого назначения всю цепочку должностей, начиная с мастера на Новолипецком металлургическом комбинате. Естественно, что и он, и я знаем много людей. Еще школьником я хорошо знал Николая Ивановича Рыжкова, своим неформальным научным руководителем считаю бывшего директора Института металлургии, члена-корреспондента Академии наук А.И.Манохина. Но, как я понимаю, если у меня была бы «рука», то мне не пришлось бы ехать и начинать свою карьеру помощником мастера. Два года кандидат наук бегал с метлой и лопатой по цеху...

- Вы - мэр Мариуполя. Что представляет собой этот город сейчас?

- Я боюсь, что покажусь не совсем оригинальным, но Мариуполь для Украины - город уникальный. В городе проживает 540 тысяч жителей - фактически 1% жителей Украины. В Мариуполе имеются три крупнейших промышленных предприятия - два металлургических комбината - «Азовсталь» и имени Ильича и крупнейший машиностроительный концерн «Азовмаш», на которых работают до 70% трудоспособного населения города. Это город-порт, который в лучшие годы советской коммунистической действительности считался по грузообороту вторым на Черноморье. Мариуполь имеет свое Азовское морское пароходство, которое обслуживает акватории Черного и Средиземного морей. В 1994 году экспортная выручка Украины составила порядка 12 млрд. долларов. Мариуполь дал государству порядка 1 млрд. 150 млн. долларов. Слушая доклад Президента, получив справочный материал, я нашел цифру, что Украина дала порядка 15 млрд. долларов росту. Собрав экономические службы горисполкома, посмотрели, как работал город. Получили - 1 млрд. 350 млн. долларов, то есть 9,5% валютной выручки Украины дает Мариуполь. Или, если сказать по-другому, 1% населения Украины зарабатывает 10% всей валютной выручки государства. И кроме того, Мариуполь - единственный город в Украине, который в 1995 году не снизил объемов производства по сравнению с 1994 годом. Если Донецкая область снизила объемы производства на 8%, то Мариуполь на 5,2% объемы производства поднял. И поднял не только за счет металлургии. Тот же Приморский район, где сосредоточена местная перерабатывающая промышленность, судостроительный завод, увеличил свои объемы производства на 25%.

Что еще представляет собой Мариуполь? 40% готового проката, что дает вся Украина, приходится на этот город. Нужно сказать и о том, что на город выбрасываются миллионы тонн загрязнений воздушного бассейна, тысячи кубов всяких жидких загрязнений, которые попадают в Азовское море. За последние пять лет в Мариуполе вдвое увеличилась смертность и вдвое снизилась рождаемость. К сожалению, имея такой экономический потенциал в нашем регионе, государство абсолютно не заботится об его экологической безопасности. За те два года, что я мэр, и те четыре года, что был депутатом горсовета, ни один министр защиты окружающей среды, председатель постоянной комиссии по экологии Мариуполь так и не посетили.

- Перед нашим разговором я наблюдал, как пенсионеры «оккупировали» ваш кабинет и требовали, чтобы мэр рассказал, куда подевались их пенсии. Какая-то неувязочка получается. Заработали столько денег, а пенсии выплатить нечем...

- Это моя сегодняшняя головная боль за чужие грехи. Долги перед Пенсионным фондом Украины велики и исчисляются триллионами карбованцев. Должна и Донецкая область. Но Мариуполь не должен Пенсионному фонду ничего, начиная с того момента, как я стал мэром. В 1995 году город перечислил в Пенсионный фонд 8,5 трлн. крб., а на выплату пенсий нам потребовалось 4,5 трлн. крб. И их мы получали и получаем с очень большими задержками. Мне, честно говоря, непонятно, почему мы должны быть донорами тех, кто не умеет работать, а наши пенсионеры должны страдать из-за задержек пенсий? Почему область позволяет себе делать задержку и до сих пор не перечислила наши 647 млрд. крб пенсий за март-апрель? Мы смогли сделать так, чтобы те, кто работают, получали вовремя зарплату. Рабочие основных металлургических профессий зарабатывают от 40 до 70 млн. крб. У плавсостава Азовского морского пароходства, а это порядка 5 тысяч человек, минимальная зарплата составляет 600 долларов. И когда в такой ситуации пенсионер не получает деньги, то ему трудно, как никому другому. Даже по сравнению с пенсионерами других городов Украины. Высокие зарплаты приводят к высоким ценам... А мы не можем им ничем помочь, хотя с нашей стороны сделано все возможное...

- Прошедшая сессия Донецкого облсовета, на которой был принят бюджет области на 1996 год, вряд ли добавила вам оптимизма?

- Действительно, областной Совет и его руководитель постарались перевести этот вопрос в плоскость взаимоотношений городов. За прошлый год Мариуполь выполнил городской бюджет на 11,2 трлн. крб. против плана - 7,3 трлн. крб. За эту работу нам в план этого года дали нереальные нормативы (по приходной части я вижу, что мы недоберем 1,4 трлн. крб), завысили налоги и сборы, НДС. А завышен НДС хотя бы потому, что вся экспортная продукция требует возврата налога на добавленную стоимость предприятиям-экспортерам. Министерство финансов у нас в стране умное, облфинуправление - старается не отстать. Они все рассылают письма, что разрешают сделать зачет по НДС с налогом на прибыль или другими платежами в государственный бюджет. Тем самым оставляя один на один город с его нулевым бюджетом по расчету перед нашими крупными экспортерами продукции. Они или не понимают, или не хотят понять того, что в город не будут поступать средства и ему будет очень тяжело выжить. А в то же время, порядка 31 трлн. крб. (а это три бюджета Мариуполя) остаются в ведении Донецкой облгосадминистрации. Но об этом ни один из депутатов старается не говорить. И у нас, как и у донетчан транспорт ходит очень плохо. И если я сегодня не могу заплатить заработную плату учителям и врачам и обеспечить бесплатное питание школьникам 1 - 4 классов, для чего мне надо направлять 1 трлн. крб. на строительство метро в Донецке?

- Многие ваши проблемы удалось бы решить с помощью свободной экономической зоны, идею создания которой поддерживаете вы, но, как кажется, не поддерживает высшее руководство Украины...

- После визита Президента Украины Леонида Кучмы в страны Юго-Восточной Азии, его отношение к СЭЗ поменялось. Им подписан Указ о создании свободной экспериментальной экономической зоны «Сиваш», хотя те основы, которые там заложены, это - игра с Крымом. Ведь 100% видов налогов и так остаются в Крыму. На этот раз государство вмешалось в перераспределение между крымским, республиканским и местным бюджетами. Таким образом решили еще один назревающий конфликт на местном уровне. Мы пошли другим путем. На сегодняшний день наш проект СЭЗ прошел все согласования в Кабмине, за исключением двух подписей - Пустовойтенко и Марчука. 17 министерств и ведомств, в лице первых руководителей дали «добро», как и администрация, и советники Президента. Мы пошли даже на некоторое сокращение наших предложений по СЭЗ, понимая, что лучше уступить в малом, но выиграть в большом. Только не надо думать, что свободная экономическая зона, это - панацея от всех бед, которая позволит Мариуполю зажить безбедной жизнью. Ничего подобного. На сегодняшний день это абсолютно необустроенная территория - часть промышленной зоны в пойме реки Кальмиус, часть территории бывшего военного аэродрома и нынешнего гражданского аэродрома, и территория порта с небольшой прилегающей акваторией. В промышленную зону попало 13 предприятий. И никто не говорит, что эти предприятия тут же попадают под льготное налогообложение в случае создания СЭЗ. Только вновь созданные предприятия, да и те, у кого прибавочный продукт, произведенный в рамках зоны, будет не менее 50%, получат льготы. Сделать так, чтобы посредники, провернув ту или иную коммерческую операцию, не получали льготного налогообложения. Кроме того, мы предлагаем, чтобы льготы получали не низкорентабельные производства, а высокорентабельные. Если предприятие работает с рентабельностью до 15% - плати все 100% налога на прибыль. Причем я должен сразу сказать, что разговор идет только о налоге на прибыль, но ни в коем случае не об освобождении от других налогов. Рентабельность до 30 - получи 50% льгот. Выше 30 - значит имеешь 100% льгот по налогу на прибыль. Это дает нам право рассчитывать на привлечение инвестиций и самых высокорентабельных, новейших технологий. Сразу вырастет научный, технический потенциал города. Инвесторы будут учить наших людей, платить им заработную плату. Получая высокую прибыль, они будут иметь возможность обновлять производство. Вот что закладывается в понятие свободной экономической зоны. Но это все очень далекий и тернистый путь. Первые результаты СЭЗ проявятся только спустя 5 - 7 лет после того, как будет принят закон о ее создании.

- Вы - член Либеральной партии Украины, которую возглавляет губернатор Донецкой области Владимир Щербань. Вам помогает в работе то обстоятельство, что вы однопартийцы?

- Когда я вступал в партию, я видел перед собой ее устав и программу. Видел то, за что эта партия желает бороться и что она желает строить. Меня это полностью устраивало. К сожалению, работая сегодня в партии, я вижу, что она используется больше как политический имидж первого руководителя - не более того. Я уже несколько раз предлагал на политсоветах рассмотреть отношение Либеральной партии Украины к устройству государства. В первую очередь к Конституции и решению тех проблем, которые возникают при ее обсуждении. А дальше, выработав единую концепцию, каждый либерал, находясь на должностном посту, должен будет проводить в жизнь. За идею можно нормально работать и бороться только тогда, когда человек свято верит в идею, независимо от того, в каком он отношении будет с руководством партии. При этом будет уплачивать членские взносы. Тогда материальный стимул, может быть, отвернет многих лизоблюдов, которых сейчас стало неприлично много.

- Вы становитесь «еретиком»?

- В какой-то степени - да. Но я привык говорить вслух то, что есть на самом деле. Больше всего на свете, как политик, я боюсь того момента, что по прошествии лет мне бросят упрек, что я говорил одно, а делал другое.

- Если продолжать «инквизиторскую» тему: вы не боитесь, что сопартийцы «сожгут» вас на «политическом костре»?

- Я уже сказал, чего я боюсь. Всего остального я боюсь в гораздо меньшей степени.

- В одном из интервью, я назвал Донецкого губернатора Владимира Петровича Щербаня «первым лицом» Востока Украины? Вы согласны с таким определением?

- Моя точка зрения, что это - не «первое лицо» Востока Украины, а один из первых людей региона. Но наряду с Владимиром Петровичем, в Донбассе существует ряд политиков, которые сегодня действительно имеют большой политический вес. Тот же мэр Луганска - Алексей Данилов, мэр Донецка - Владимир Рыбак. Ведь именно он «сделал» Щербаня и его команду. У нас очень сильные и в политическом, и в экономическом плане крупные производители. Очень большое влияние на жизнь Донецкой области оказывают директора таких предприятий, как «Азовсталь» - Булянда, комбината им. Ильича - Бойко, директор Горловского «Стирола» - Янковский. Не стоит забывать и о тех депутатах Верховного Совета, которые представляют политические партии и способны представлять их интересы в руководстве области. Это люди, которые по своему влиянию в масштабах государства ничуть не ниже того же Владимира Щербаня. И относиться к моим словам нужно спокойно. Это - реалии сегодняшнего дня и их надо нормально воспринимать.

- Ваше политическое будущее, - какое оно? Снова мэр Мариуполя, губернатор, депутат Верховного Совета или возвращение в науку?

- В областное руководство я вообще не собираюсь. Пускай область спит спокойно. Что касается поста мэра города, то все будет зависеть от тех конкурентов, которые у меня появятся. Если я увижу, что по опыту и знаниям они мне уступают, я однозначно выставлю свою кандидатуру. То же касается работы в Верховном Совете.