Выборы мэра столицы Мексики, прошедшие на прошлой неделе, остались практически незамеченными русскоязычными масс-медиа, тогда как на Западе это событие получило весьма шумный резонанс. Дело в том, что впервые за несколько десятилетий мэр города, вторая по значимости политическая должность в стране, выбирался, а не назначался президентом страны. И в данном случае победил представитель оппозиционной Партии демократической революции (ПДР) Гуатемос Карденас Солорсано, который набрал 47,11% голосов избирателей против 25,08%, набранных представителем правящей Институциональной революционной партии (ИРП) Альфредо дель Мазо. С учетом того, что ИРП бессменно находилась у власти в течение 68 лет, такой прецедент оценен западными журналистами чрезвычайно высоко.
«Мексика решает сейчас очень сложную задачу: из реликтового оплота авторитаризма она превращается в страну действующей демократии, причем превращение это осуществляется исключительно мирным путем и в рамках законности и правопорядка», - такую оценку дали победе ПДР журналисты «The Washington Post». Это достижение тем весомее, что победа оппозиции оплачена за счет политического капитала партии, которая непосредственно подвела к возможности подобных перемен, тем более что она является абсолютным рекордсменом мира по бессменному пребыванию у власти - 68 лет. Ее лидер, Эрнесто Зедилльо, отважился на такой решительный пересмотр устоявшихся традиций, потеряв для своей партии пост мэра Мехико-сити, но сразу повысив свой рейтинг по результатам опросов общественного мнения.
Ни для кого не было секретом, что мексиканское правительство являлось не просто сверхкоррумпированным, а абсолютно коррумпированным, лишенным практически всех рычагов эффективного управления государством. С этой точки зрения, западные страны, и прежде всего Соединенные Штаты, в первую очередь были обеспокоены обеспечением стабильности в Мексике, а о ее демократических преобразованиях даже и не мечтали. Так что такой неожиданный поворот событий явился для всех приятной неожиданностью, а США даже размечтались о том, что теперь уже с двумя из своих ближайших соседей (считая Канаду) можно будет строить вполне цивилизованные взаимоотношения.
И все же победа оппозиционной партии на выборах мэра - это еще не победа демократии, а лишь предвестник ее. Для закрепления успеха президенту страны понадобится еще немало усилий для преодоления оппозиции внутри своей собственной правящей партии, для того чтобы защитить ее реформаторские элементы против своих же собственных реакционеров, или «динозавров», как их окрестили западные журналисты. Да и новоиспеченному мэру Мехико-сити придется весьма несладко, ведь его основной предвыборный лозунг - беспощадная борьба с коррупцией, а коррумпированный аппарат задешево не сдаст свои теплые насиженные места.