UA / RU
Поддержать ZN.ua

Маятник качнулся

Первого сентября в актовом зале красного корпуса Киевского университета им. Т.Шевченко первый вице-премьер Николай Азаров прочитал лекцию, посвященную приоритетам экономической политики правительства...

Автор: Наталия Яценко

Первого сентября в актовом зале красного корпуса Киевского университета им. Т.Шевченко первый вице-премьер Николай Азаров прочитал лекцию, посвященную приоритетам экономической политики правительства. Но еще до этого выступления было понятно, что экономические акценты в нашей стране будут расставляться по-новому.

В среду появился пресс-релиз к заседанию Кабмина на вполне мирную тему — о том, что правительство Украины разрабатывает программу своей деятельности на 2006—2011 годы. Однако он тут же приобрел скандальную известность в стране, благодаря тезисам о признании русского языка вторым государственным и активизации работы по формированию Единого экономического пространства.

Об экономике в этом полуофициальном документе было сказано немало общих и скучных слов. В частности, насчет того, что на первом этапе (2006—2008 годы) ожидается ее выведение на траекторию устойчивых темпов роста. На втором (2009—2011) планируется создание условий для перехода к этапу «позднеиндустриальной экономики всеобщего благосостояния» (что это за феномен, нам, вероятно, еще объяснят). Тогда же, в 2009—2011-м, планируется (цитирую по заметке агентства «Интерфакс-Украина») «создание банка развития, ипотечных учреждений инновационно-стабилизационного фонда за счет привлечения средств от приватизации, бюджетных инвестиций, а также средств от реализации государственных ценных бумаг». Не совсем понятно, зато как звучит!

А вот сделанные шаги и заявления высоких должностных лиц о ближайших намерениях очень даже понятны. И потому хотя бы некоторые из них требуется обозначить.

К примеру, новое правительство взяло на вооружение лозунг борьбы с коррупцией и поиска эффективных механизмов противодействия ей. С чего начать? По логике — с «расчистки» тендерного законодательства, получившего крайне негативную оценку не только отечественных, но и многих зарубежных экспертов. Ведь буквально несколько месяцев назад, на состоявшейся в Париже встрече с теперь уже экс-министром экономики Украины, председатель Организации экономического сотрудничества и развития оценил наш закон о закупках за государственные средства как крайне коррупционный.

Что-то слышно о подготовленных изменениях к закону? Зато провластные депутаты прочно обосновались в руководящих органах Тендерной палаты Украины. 9 августа с.г. Раиса Богатырева и Людмила Кириченко (обе — из Партии регионов) были избраны соотвественно почетным президентом и первым вице-президентом этой общественной организации, играющей, однако же, не последнюю контролирующую скрипку в процессе украинских госзакупок.

Хотя, возможно, следовало бы вспомнить о другом музыкальном инструменте — флейте. И бессмертных словах из кинофильма об «организовать и возглавить».

Среди первоочередных и, как заявлено, основных направлений политики правительство декларирует эффективное использование государственных средств и обеспечение сбалансированности бюджета. Обеими руками — за! Хороша, однако же, сбалансированность, когда не далее как в среду Николай Азаров заявляет, что проект бюджета-07 будет верстаться с дефицитом в 2,6% ВВП. Причем пугает не сама цифра (порядка 13 млрд. грн. плюс около миллиарда на обслуживание) — пугают догматические подходы к вопросу финансирования дефицита.

Имея два нормальных в общем-то источника финансирования — поступления от продажи активов (приватизация) и заимствования — финансисты обычно на оба и полагаются. В конце концов, неизвестно, как сложится конъюнктура на внешних рынках, как пойдут приватизационные процессы, какие еще сюрпризы подкинет жизнь... В 2007 году, говорит Н.Азаров, весь дефицит будет покрываться за счет заимствований — внутренних и внешних. А вот все средства, полученные от приватизации, обещано направлять на финансирование инвестиционных проектов.

Против госинвестиций мы ничего не имеем, но хотелось бы знать: кем конкретно и как будет определяться и контролироваться их эффективность? Потому что на сегодняшний день, по мнению экспертов, контроль все больше бумажный, а анализ затрат и выгод по тому или иному проекту зачастую не проводится вообще.

Кроме того, такие вложения государственных средств будут осуществляться на возвратной основе или же на невозвратной? Если второе, любопытная получится ситуация. Правительство занимает деньги под проценты, чтобы бесплатно ссужать ими не кого-нибудь, а реальный сектор. Вот она, истинная глубина заботы о крупном капитале! Или кто-то верит, что приватизационные деньги пойдут в украинскую глубинку, на поддержку ни с кем не аффилированной пищевкусовой фабрички, где и персонала всего-то 40 единиц?..

Маятник качнется, еще с весны предупреждали ученые-экономисты. Маятник действительно качнулся. От чрезмерной социализации бюджета в 2005-м — к сверхъестественной заботе о производителях, отраслях, проектах и иже с ними на рубеже 2006—2007-го. От политики сокращения госдолга и расходов на его обслуживание — до развертывания новой масштабной программы заимствований. От одномоментной отмены льгот для субъектов свободных экономических зон — до их восстановления (пока, правда, только декларируемого). Меры не знаем и даже слышать не хотим о том, что экономика лучше всего развивается в условиях ненасилия, — вот что в этой ситуации самое печальное.

***

Почти часовая лекция Николая Азарова, лейтмотивом которой было преодоление стереотипов и поиск нестандартных подходов, какой-то особой оригинальностью не отличалась. Первый вице-премьер заявил, что через три-четыре года страна столкнется с серьезными проблемами в теплоэнергетике, а через пять-семь — в ядерной сфере. И на модернизацию тех же ТЭС необходимо 12 млрд. долл. в течение трех-четырех лет. Помимо энергетики, инвестиционными приоритетами правительства являются развитие инфраструктуры и наукоемких отраслей. Хотя аграрной сфере, было отмечено вскользь, тоже не откажут в поддержке.

По Азарову, на сегодняшний день экономический интерес Украины — в создании благоприятной среды для ускоренных (12—15% в год) темпов экономического развития, а главная предпосылка для этого — свободный доступ к энергоносителям и цены на них. Целям экономического развития подчинены и восстановление свободных экономических зон (оказывается, то, что нам раньше говорили о зонах как инструменте для отмывания денег, — это все тот же стереотип), и активизация работы по вступлению в ЕЭП.

С еэповской проблематикой оказалась связана и самая яркая часть общения первого вице-премьера с аудиторией, примерно на треть состоявшей из журналистов, на треть — из функционеров высшей школы и преподавателей, еще на треть — из студентов. Когда пришло время вопросов и ответов, ректор университета В.Скопенко, да и сам Николай Янович настойчиво приглашали к диалогу молодежь, особенно первокурсников. И именно первокурсник сорвал бурные аплодисменты зала, спросив Азарова о том, как соотносятся его высказывания об активизации работы в направлении создания ЕЭП с зафиксированным в Универсале национального единства курсом на европейскую интеграцию.

Вице-премьер попытался построить интерактивный диалог. Он поинтересовался у студента, поддерживает ли тот многовекторность, — и получил отрицательный ответ. «А куда в таком случае следует двигаться?» —«Туда, где выше стандарты жизни», — посоветовал молодой человек.

Высоту европейских стандартов Н.Азаров не отрицал, однако сказал, что путь в Европу длителен и непрост, вот, например, по имеющимся у него оценкам Всемирного банка, Украина, прежде чем вступить в ЕС, должна в течение десяти лет инвестировать в развитие различных сфер жизни порядка 100 млрд. долл. «А где их взять, эти 100 млрд.?» — вопрошал вице-премьер.

С другой стороны, отказавшись в прошлом году от стратегического партнерства с Россией, наша страна потеряла 4 млрд. долл. Вывод? Не надо создавать для экономики страны дополнительные трудности, дополнительные испытания. «И вообще, ласковый теленок двух маток сосет», — вспомнил Н.Азаров народную мудрость…

Аудитория выслушала эти рассуждения, но аплодисментов не последовало.